Мастер-класс: «Чувашские детские подвижные игры»
методическая разработка по зож (4 класс)

Яблокова Валентина Николаевна

Ознакомление с содержанием физического развития и оздоровлением детей с ОВЗ на традициях чувашского народа. Развивать интерес к физической культуре и формировать двигательный активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashskie_podvizhnye_igry.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики

Мастер-класс:

«Чувашские детские подвижные игры»

В рамках межшкольного проекта

«НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ-МОЯ ИСТОРИЯ И МОЯ КУЛЬТУРА»

приуроченного к Году счастливого детства в ЧР

Подготовили и провели

учителя начальных классов:

Яблокова Валентина Николаевна,

Захарова Галина Николаевна

учитель физкультуры:

Иванов Сергей Георгиевич

2023г

 Цель: ознакомить с содержанием физического развития и оздоровлением детей на традициях чувашского народа. Развивать интерес к физической культуре и формировать двигательный активность детей.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о чувашских народных играх. Упражнять в умении правильно выполнять движения и правила игр. Закрепить ориентирование в пространстве во время игр.

Развивающие: развивать социальные навыки умения работать в команде. Развивать внимание, ловкость, память, речь.

Воспитательные: воспитывать сдержанность, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь своей команде.

Место проведения: спортивный зал, игровая площадка на прогулке.

     

 Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. Именно в играх воспитывается любовь и уважение к постижению богатства национальной культуры.

       Особенность чувашских подвижных игр состоит в том, что игра – это прежде всего действие, сопровождающееся с забавами и весельем. Само чувашское слово «игра» (вăйă) произошло от «силы» (вăй), что означает, что игра без силы трудно дается. Потому у чувашей гласит такая поговорка: «без силы и игры нет» (Вăйсăрвăйă та щук).

       Игра это не только приятное времяпровождение, она также способствует физической закалке детей, умственному их развитию, становлению духовно-нравственной культуры. В игре у детей проявляются ловкость, сила, смекалка, сообразительность, сила, уверенность, внимание и т.д. Уже в игре наблюдаются у детей определенные склонности к той или иной трудовой деятельности.  

          Игры часто сопровождают исторические и культурные ценности чувашского народа. В подвижных играх мы видим быт, труд, национальные устои, представление о мироздании, времени и пространства. Это подтверждают и названия игр: «В лошадки» (Лашалла) – что свидетельствует об участии чувашей в военных походах; «В курицу» (Чăхăлла), «В быка» (Вăкăрла) – о хозяйстве, в частности о животных и птицах, чувашей; «В царя» (Патшалла), «Царь-победитель» (ĕмпӳлле) – отражают жизненный уклад чувашского народа в период монархической власти в Российском государстве.

         В играх дети часто подражают взрослым, их труду, деятельности, жизни. В связи с этим дети начинают интересоваться трудом, что готовило их к практической деятельности. Например, известны такие игры: «Что делаешь?» (Мен тăван?), «Вытягивание брюквы» (Кăшман кăлармалла) и др.

        Почти все подвижные игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Так, существует много разновидностей игр на испытание коллективной силы. Команды игроков формируются по ходу игры, завершающим этапом которой является борьба за перетягивание игроков из одной команды в другую. При этом перетянутый игрок борется уже за ту команду, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна или солнце» (Уйăх или хĕвел), «Дочку замуж выдаю» (Хĕрпамалла) и др.

         Большинство подвижных игр не требует специально оборудованного места и материала, за исключением игр на развитие меткости и глазомера. В их числе следует назвать «Кули» (Кули), «В муху» (Шăналла) – разновидность городков, «Игры с ножичком» (Пекĕлле), «В бабки» (Ашăк) и др.

        В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевое. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный фольклор. Во многих игровых премодиях и речитативах наблюдаются малопонятные слова. Считают, что это детские слова, или средства древнего языка, смысл которых утрачен.

          Многие чувашские игры сформировались под влиянием народов-соседей, в частности русских. Русское устное народное творчество было намного ближе чувашской культуре и лучше и проще понималось чувашским народом. Подвижные игры «Жмурки», «прятки», а также песенки «А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

Журавушка (Тарналла)

Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.

Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

 

Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)

Среди игроков выбирается водящий - пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».

Игроки: « Успеешь ли испечь?»

Пекарь: «Успею».

Игроки: « Сумеешь ли догнать?

Пекарь: «Попробую!»

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

 

Лошадки (Лашасем)

  Один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Слепой баран (Суккăр такалла)

По жребию выбирают водящего – слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:

Дверь крепка и прочна,

Не пускает в дом она.

Тот, кто хорошо растет,

В эту дверь легко пройдет.

Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.

Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.

Лесничий (Вăрман хуралçиллĕ)

Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:

Славно мы в гуляем,

Да и травку собираем,

Для козленка, для ягненка

И для бурого теленка.

Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.

Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину ( спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т.д.).

 

Ручейки (Юхан шывсем)

Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

 

Пустая изба

Игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.

Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

 

Хищник в море

   В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Рыбки

На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий - акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.ник в море.

Луна или солнце

    Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

 

 «Разорви цепь»

   Игроки делятся на две командами, взявшись за руки, строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Игроки первой команды идут к игрокам второй команды, поют песню и возвращаются назад.

«Чечи чечи, чечерина,
Минерук – Синерук!
Ах, подружка Нинук!
(Ох, дружочек Ванюк!)
Ты иди сюда играть!»

Игроки второй команды, чье имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются ролями.

Правила игры. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. До начала игры устанавливается количество вызовов команд. Если бегущему удается разорвать цепь, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не разорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Побеждает команда, в которой больше игроков.

«Семён»

   Один из игроков выбирается водящим – Семеном. Для игры нужна веревка длиной -2-3 м. На одном конце веревки делают петлю и надевают на столбик или колышек. К столбику игроки бросают вещи. Семен берется за свободный конец веревки и бегает по кругу так, чтобы веревка была натянута. Игроки стараются взять свои вещи, лежащие у столбика.

Правила игры. Водящий начинает игру по сигналу. Если Семен заденет кого –то из игроков веревкой, то тот становится водящим. Если Семен никого не поймает, то его испытывают: он должен пробежать между двумя рядами игроков так, чтобы его никто не коснулся рукой. После этого выбирают нового водящего. Если Семен не пройдет испытание, то он остается водить.

Материал: веревка 2-3 м, столбик.

«Иголка с ниткой»

   Среди игроков выбирают иголку и нитку. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. По сигналу игроков иглока убегает, а нитка ее догоняет. Иголка и нитка бегают вокруг игроков, вбегая и выбегая из круга.

Правила игры. Если иголка вбегает в круг, то игроки опускают руки и приседают, не впуская нитку. Если иголка и нитка оказались в кругу, то игроки выпускают из него иголку и закрывают выход для нитки. За это время иголка отбегает от нитки на безопасное расстояние. Если нитка поймает иголку, то они меняются ролями.

«Пастух и овцы»

Среди игроков выбирают 2-3 пастухов и 2-3 овец. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. Овцы находятся внутри круга, они выбегают из него и снова забегают. Пастухи (они вне круга) ловят овец, когда те выбегают из круга.

Правила игры. Если пастухи поймают всех овец, то они меняются с ними ролями. Если пастухи не смогут поймать ни одной овцы, то выбирают новых пастухов. Пастухи осаливают овец касанием руки.

 «Не проспи»

Выбирают водящего. Остальные игроки встают в круг. Водящий становится на расстоянии 5-6 м от круга и осаливают игроков мячом.

Правила игры. Водящий бросает мяч в ноги ниже колен игроков. Игроки уворачиваются, подпрыгивают или перепрыгивают через мяч, не сходя со своего места. Осаленный игрок становится водящим. В игре может быть несколько водящих, например, три.

Материал: мяч.

 «Картошка»

   Одного из игроков выбирают водящим – картошкой. Остальные договариваются о том, какие действия по выращиванию картофеля (посадка, уход, сбор) они покажут водящему. Потом игроки подходят к картошке и показывают их. Водящий называет ту работу, которую показали игроки и ловит их. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы.

Правила игры. Игроки обговаривают, какие действия по выращиванию картофеля они покажут водящему, в стороне от него. Если водящий не сможет назвать работу, показанную игроками, то выбирают нового водящего.

«Рыбаки»

   Игроки делятся на две команды: рыбаков и рыбок. Игрокам – рыбкам за пояс привязывается веревка, на конце которой висит рыбка (лист дерева).По сигналу ведущего игроки-рыбки разбегаются, а рыбки их ловят. Потом команды меняются ролями.

Правила игры. Рыбаки осаливают игроков – рыбок, наступая ногой на лист дерева, привязанный к веревке. Побеждает та команда, игроки которой поймали больше рыбок.

Материал: веревки, листья дерева (или бумажные рыбки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские подвижные игры, как элемент игровой технологии на уроках ритмики в 1 классе.

ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты....

Мастер-класс. День открытых дверей. Своя игра.

Знания дети получают не только на уроке, но и во время игры. В этой игре даны задания по русскому языку и математике за 4 класс, а также задания логического характера....

Сценарий мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на боль...

Детские подвижные игры на перемене для 2-3 классов

Игра - это основной способ для ребенка познать окружающий мир, выстроить взаимоотношения с другими детьми, получить необходимые навыки и умения, отдохнуть и развлечься.Игры, основанные на физической а...

Мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный школьник, который должен при...

Мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный школьник, который должен при...