Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (сценарий урока)
методическая разработка по зож (1 класс)

Розанова Евгения Ивановна

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения  (ФГОС) важнейшим инструментом обеспечения психологического здоровья младших школьников являются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесбережение   детей  - это одна из актуальных проблем  21 века.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_stsenariy_uroka.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии (теория + мастер-класс)

Теория (10 мин)

Великий немецкий философ Артур Шопенгауэр рассматривал здоровье как важнейшую составляющую здоровья (см. слайд 1).

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения  (ФГОС) важнейшим инструментом обеспечения психологического здоровья младших школьников являются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесбережение   детей  - это одна из актуальных проблем  21 века.

Актуальность  (слайд № 5) данного вопроса связана с тем, что:

  • Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей
  • Стремительный рост числа функциональных нарушений и    хронических заболеваний
  • Изменение структуры хронической патологии
  • Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов

По данным исследований специалистов:

  • За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза:
  • Численность близоруких увеличивается с 1 класса к выпускному с 4% до 12%
  • Детей с нервно- психическими расстройствами  с  6% до 16%
  • С нарушением осанки с 2%  до 16%
  • Одна из частых патологий  – нарушение остроты зрения  около   30%  -  40 %

Причины:

  • Неблагополучие психологического климата школьных коллективов;
  •  Невыполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного    процесса;
  •  Неоправданная интенсификация образования;
  •  Отсутствие специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей;
  •  Отсутствие  системы     восстановления работоспособности;

 

   В этих условиях внедрение в практику  здоровьесберегающих технологий является одним из эффектных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и обеспечить высокий уровень психологического здоровья детей.

Слайд № 6. ТЕХНОЛОГИЯ - это чёткий ответ на вопросы:

- Что надо делать? Как и в какой момент времени?

    Здоровьесберегающую  технологию -  можно рассматривать как совокупность приёмов, методов организации обучения школьников без ущерба здоровья и как качественную  характеристику любой педагогической технологии.

            Прилагательное «здоровьесберегающая» является качественной характеристикой любой образовательной технологии, показывающей, насколько  при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса-ученика и педагога

  Мы ищем самые оптимальные пути обучения детей, используя педагогические технологии.

  •   игровые технологии,  
  •   разноуровневая  дифференциация,        
  •   технология деятельностного метода,                                              
  •   информационные  коммуникативные  технологии,
  •   технология проектной деятельности,        
  •   перспективно - опережающего обучения и др.

Прежде всего,  мы рассматриваем концепцию здровьесбережения в форме структурно – логической схемы (Слайд 7):

     цели   -  принципы и задачи  -     средства  - условия  -  результаты 

ЦЕЛИ:   Обеспечить ученику возможность сохранения здоровья.

    Сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки по здоровому     образу жизни и научить использовать их в повседневной жизни.

ЗАДАЧИ  УЧИТЕЛЯ:

  • просвещение учащихся;
  •  повышение мотивации учащихся;
  • создание эффективного психологического климата  на уроке;
  • выбор адекватных средств и методов;
  • фиксация проблем.  

  Основными  принципами   здоровьесберегающих  технологий в нашей работе стали:

  • профессиональное сотрудничество
  • многообразие форм и методов
  • личностная ориентация действенный оптимизм
  • одним из главных является :

          « НЕ навреди!» - учитывать  индивидуальные особенности каждого ребёнка.

      Ожидаемые   результаты:

1.  Сохранение здоровья и рост уровня физического развития.

2. Повышения приоритета здоровья.

3. Повышение мотивации к учебному процессу и качества знаний.

4. Создания комфортной среды.

5. Поддержка родителей деятельности начальной школы по воспитанию здоровья.

Как сделать так, чтобы обучение было в радость?

 Здоровьесберегающая  организация  учебного процесса (слайд № 8):

Направлена на – обеспечение психического здоровья ребёнка.

Опирается на – преемственность, вариативность и прагматичность

( практическая ориентация)

Достигается  через  - учет особенностей класса, использование приёмов, способствующих появлению интереса к учебному материалу, создания условий для самовыражения.

Приводит к  - снижению утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.  

Важная составная часть  здоровьесберегающей  работы - это рациональная организация урока. От уровня гигиенической рациональности зависит функциональное  состояния учащихся  в процессе учебной деятельности.

     Урок – зона психологического комфорта.

     Это форма организации педагогического процесса, при которой учитель эффективно руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся.

Урок может считаться здоровьесберегающей формой обучения, если будут выполняться педагогические условия (слайд 9):

  1. Выполнение санитарно-гигиенических  условий.
  2. Использование элементарной диагностики утомляемости
  3. Применение способов снижения утомления
  4. Создание благоприятного психологического  климата
  5. Осуществление  индивидуального и дифференцированного подхода

   Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей   технологии:

 Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с  использованием передовых педагогических технологий.

  •  Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха.
  •  Реализация на уроке в оптимальном соотношении общедидактических принципов и методов.
  •  Установление межпредметных связей, интеграция обучения.
  •  Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих технологий ( физкультминуток, игр…)
  •  Соблюдение режима работы с ТСО ( компьютером)
  •  Использование на уроке уровневой дифференциации обучения.
  •  Логичность и эмоциональность всех этапов учебного процесса.
  •  Активизация  развития   всех  сфер  личности  учащихся.

Мастер-класс (30 мин)

Начнем нашу работу с приветствия. Для этого встанем в круг. Я произношу: “Здравствуйте! Меня зовут ….” и показываю любой жест. Следующий – повторяет “Здравствуйте! Меня зовут…(свое имя) и показывает свой жест и т. д.

(Примечание: если играющих в кругу мало, то каждый повторяет имя предыдущего, его жест; называет свое имя и показывает свой жест).

А теперь давайте познакомимся с комплексом упражнений направленных на создание благоприятной, комфортной психоэмоциональной среды в учебно-воспитательном процессе младшего школьника.

“Скорая помощь”

Цели:

  • Снятие эмоционального напряжения; улучшение работоспособности;
  • Развитие межполушарных связей; развитие мышления, внимания.

Инструкция:

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движения руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону; П – правая рука поднимается в правую сторону; В – обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в следующем порядке: от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами.

А Б В Г Д

Е Ж З И К

Л М Н О П

Р С Т У Ф

Х Ц Ч Ш Я

Л П П В Л

В Л П В Л

Л П Л Л П

В П Л П В

Л В В П ЛП

Экспресс – приемы по снятию эмоционального напряжения

“Мудра Жизни”

Мудры – особые положения пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.

Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

Мудра “Лестница небесного храма”

Снимает депрессию, улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!

Мудра “Зуб Дракона”

Выполняя эту мудру, человек приобретает силу, мощь, духовность. Мудра оказывает целительное действие при стрессовых состояниях, эмоциональной неустойчивости, помутнении сознания, нарушении координации движений. Большие пальцы рук согните и прижмите ладонями у основания указательных пальцев. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижмите ладонями. Указательные пальцы обеих рук выпрямите и направьте вверх.

Мудра Знания

Одна из самых важных мудр. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, помогает при меланхолии и депрессии. Улучшает мышление и память, активизирует потенциальные возможности. Указательные пальцы обеих рук соедините с подушечками больших пальцев. Остальные пальцы держите выпрямленными.

Упражнение “Посещение зоопарка”

Ученики встают друг за другом. Учитель становится за последним и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Ученик должен понять действия учителя и повторить их на стоящем перед ним ребенке. Передается “по цепочке”.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
  7. Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончинами пальцев по спине).
  8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
  10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
  11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
  12. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Рассмотрим пример реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Математика – Окружающий мир».

Тема: “ Сложение и вычитание столбиком. Человек. Органы слуха”

ШУМ

Остановись и прислушайся: по улице с шумом проносятся машины, хлопают двери, часто тебя оглушают магнитофоны и телевизоры… Нас повсюду преследует шум – мешающая, раздражающая совокупность звуков, сливающихся в однообразное звучание. Постоянный шум приводит к тому, что мы больше устаем, хуже спим, начинаем плохо слышать.

Уровень шума измеряется в децибелах (дБ) (см. таблицу 1 “Источники шума”)

Таблица 1

Источник шума

Уровень шума, дБ

Шёпот

20

Звук настенных часов

30

Приглушённый разговор

41

Рабочий шум на уроке

46

Тихая улица

50

Шум в салоне автомобиля

54

Громкий разговор

63

Школьная перемена

65

Шумная улица

72

Звук в наушниках

98

Громкая музыка

110

Сирена

130

Выстрел из оружия

170

То, что мы привыкли считать тишиной, - это естественный уровень шума, составляющий около 20-30 дБ. Шум не более 80-90 дБ безвреден для человека.

1. Какой уровень рабочего шума на уроке? Какой на перемене? Как измениться уровень рабочего шума на уроке, если ты ведёшь разговор со своим соседом?

Уровень шума 90 - 120 дБ уже вызывает у человека болевые ощущения, а, достигнув 180 дБ, становиться для него непереносимым. Уровень шума складывается из уровня шума, окружающего человека, и уровня шума, который создаёт сам человек.

2. Какие источники шума вредят твоему слуху? Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на улице? Громко разговариваешь на перемене?

Комментарий.

Чтобы определить уровень шума на уроке или перемене (задание 1), можешь воспользоваться данными из таблицы 3. Обрати внимание на единицу измерения уровня шума – децибелы (дБ).

Когда во время урока ты ведёшь разговор со своим соседом, уровень шума в классе увеличивается. Выполняя задание 1, выясни по таблице, какой уровень шума создаёт приглушённый разговор. Это значение и есть изменение уровня шума на уроке, из-за твоего разговора с соседом.

В задании 2 для выявления источников шума, вредных для слуха, определи уровень шума, вызывающий болевые ощущения. Теперь выбери из таблицы 3 “вредные” источники шума.

Уровень шума во время громкого разговора на улице складывается из уровня шума, создаваемого громким разговором, и уровня шума улицы. Так же ты сможешь определить уровень шума во время громкого разговора на перемене. Не забудь определить, вредит или нет этот шум твоему слуху.

После решения задачи – физкультминутка на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Упражнение “Глаза в глаза”.

Дети садятся на противоположные стороны парты напротив друг друга и смотрят друг другу в глаза. При этом они катят друг другу карандаш: -руками по столу; -меняются под столом карандашами, не отрывая взгляда друг от друга; - поднимают карандаш на стол с помощью рук, катя его по ноге и глядя друг другу в глаза. (Упражнение повторяется несколько раз).

Упражнение “Совместный полет”.

Дети встают спиной друг к другу. Они вдвоем вертят карандаш вокруг себя: карандаш передается правой рукой за спину в левую руку партнера, партнер берет и, передает в левую руку партнера и т.д.

Точно также они выполняют задание с противоположной стороны и вращают карандаш вместе во всех направлениях.

Упражнение “Круговорот”.

Дети встают спиной друг к другу. Один из участников передает карандаш между ног, второй возвращает ее через голову обратно. Дети меняются ролями.

Упражнение “Перевертыши”.

Дети встают в круг. По команде начинается передача карандаша или несколько карандашей из одной руки в другую:

  • Под высоко поднятыми левым и правым коленями;
  • Вокруг туловища; держа ноги на ширине плеч, передавать карандаш между ног спереди назад (левой и правой рукой попеременно);
  • Передавать карандаш правой рукой через правое плечо в левую руку, потом провести карандаш через широко расставленные ноги.

На примере урока развития речи во 2 классе рассмотрим отдельные приемы по формированию здоровьесберегающей среды – создание благоприятного эмоционального фона.

Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Учеба

Шел урок русского языка. Дети писали трудный диктант. Но вот прозвенел звонок. Началась большая перемена. Учительница вывела детей на улицу. Весеннее солнышко ласково улыбалось школьникам. Ребята затеяли игру в салочки. Дети разбежались по школьному двору. Они убегали от водящего. Веселая игра создала у всех хорошее настроение. Ученики вернулись в школу отдохнувшими. Они были готовы к уроку математики.

Физкультминутка “Круги”:

Поставьте большие пальцы рук на цвет солнца.

Указательные пальцы – на цвет улицы.
Средние пальцы – на цвет игры “в салочки”.
Безымянные пальцы – на цвет хорошего настроения.
Мизинцы – на цвет отдыха.

Повторяем физкультминутку, увеличивая темп, в другом порядке.

Орфографическая подготовка. Лексическая подготовка.

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Перемена, затеяли, салочки, отдохнувшими, математика.

Перескажи текст по плану.

При проведении упражнений, корректирующих осанку снимаем напряжение во время работы.:

1. “Оглянись”.

Ноги слегка расставить. руки за голову. Повернуться направо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать “хлоп!” Повторить то же , но в левую сторону. Повторить всё упражнение 4 раза.

2. “Равновесие”.

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Ребенок садится прямо, расправляет плечи, кладет себе на голову учебник, стараясь удержать равновесие.

Заключение (подводим итоги урока)

В конце каждого учебного дня мы применяем метод “Пяти пальцев”:

Метод “Пяти пальцев”
(подведение итогов)

М (мизинец)

- Мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Ц (безымянный палец)

- Близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец)

- Состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У (указательный палец)

- Услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или “поспособствовал”?

Б (большой)

- Бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

Элементы здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.

Использование элементов данной технологии дает положительные результаты в обучении, воспитании и, конечно же, в здоровьесбережении....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Наше будущее – это наши дети. Цель современной школы- подготовка детей к жизни… К жизни в мире , полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интелле...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Выступление на Педагогическом совете по теме " Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...