Статья на тему:"Игровая гимнастика
статья по зож

Крамаренко Марина Александровна

Игровая гимнастика для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крамаренко Марина Александровна—

воспитатель ГПД

ГБОУ школа № 502

Кировского района

Санкт-Петербурга.

Игровая гимнастика для воспитанников младшего школьного возраста с ОВЗ в группе продленного дня.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

         Дети с ОВЗ, обучающиеся начальной школы, как правило, демонстрируют низкий уровень развития психических процессов. Таким образом, бесспорно: коррекция психических процессов в игре является необходимым условием как для их дальнейшего обучения, так и для социализации.

Учитывая, что важное место у данной категории детей занимает игра, будет логичным именно внутри этой деятельности и развивать такие фундаментальные психические процессы, как восприятие, мышление, память, речь. Наиболее благоприятные для этого условия в группе продленного дня.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Как воспитатель я в своей работе с обучающимися всегда обращаюсь к игре. Арсенал игр обширный: от дидактических, настольных, творческих игр в помещении до подвижных на улице, и считаю, что именно подвижные игры (учитывая потребность детей в движении) создают наиболее благоприятные условия для развития психических процессов.

Любая игра — как спокойная настольная игра в помещении, так и — особенно — подвижная на свежем воздухе способствует коррекции пространственной ориентации, речи, моторики и пр. в виду необходимости коммуницировать с партнерами по игре.

Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью в игру включаться сложнее по очевидным причинам. В то же время эмоциональная основа игры как забавы помогает успешному решению ряда коррекционно-развивающих задач в ГПД .

Поэтому, подбирая для посещающих ГПД игры, в частности подвижные, важно учесть ряд условий:  

  • Сюжет/правила и нагрузка должны соответствовать физическому, интеллектуальному и эмоциональному состоянию детей;
  • Динамика с тенденцией к неочевидному усложнению;
  • Предусматривать коррекционно-оздоровительный комплекс;
  • Стимулировать познавательную деятельность;
  • Активизировать психические и творческие процессы.

Одна из важных задач педагога — дозирование нагрузки.

 Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости — оказать первую помощь.

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.

Сложность обучения детей с ОВЗ игре в неустойчивости нервной системы. Мальчики и девочки еще не могут долго концентрировать свое внимание на однообразных действиях, им не интересно повторять однотипные упражнения. Выход из этой ситуации — использовать различные виды игровой гимнастики.

 Игровая гимнастика — направление физических упражнений, направленных на развитие гибкости, ловкости, двигательных навыков через легкую, игровую форму. Она является лучшим средством для привлечения детей к физическому воспитанию. 

Главное достоинство этого вида гимнастики в наличии игрового момента. Через игру, простые и понятные упражнения воспитанник тренирует свое тело, поднимает себе настроение. Дети познают мир через игру, поэтому использование игровых элементов — дополнительная мотивация на повторение за взрослыми.

Цель игровой гимнастики — развитие всех групп мышц, улучшение работы внутренних органов и систем, формирование крепкого иммунитета. В процессе решения основной задачи, реализуются важные для здоровья и физического развития ребенка задачи:

приучение ребенка к физическим упражнениям;

 улучшение опорно-двигательного аппарата, осанки;

 повышение гибкости выносливости;

 увеличение силы;

 совершенствование координации;

 развитие памяти, внимания.

Дополнительными плюсами игровой гимнастики могут стать:

  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, улучшение танцевальной пластики — при использовании музыки в качестве фона к занятию;
  • расширение кругозора, творческого мышления, способности самовыражения — при подаче упражнений вместе с обучающим, развивающим или воспитательным материалом (карточки, видео, рассказ, стихи и т. д.).

Игровая гимнастика — занятия, направленные на развитие и приучение ребенка к физическому воспитанию при помощи игры, игрового сюжета или игровой формы.

Предлагаемые ребенку упражнения должны быть:

  • простыми и доступными. Воспитанник должен с первого раза повторить за вами предложенное упражнение, без необходимости долго думать;
  •  соответствовать возможностям воспитанника. Предлагайте только те задачи, которые под силу детям, избегайте сложных заданий, если вы не уверены, что обучающемуся они под силу;
  • разнообразны, часто сменяемые. Для сохранения интереса со стороны ребенка нужно стараться менять упражнения до того, как они станут для воспитанника скучными. Обычно предлагают от 3 до 7 повторов;
  • не перегружающие нервную и мышечную энергию ребенка. После гимнастики обучающийся должен быть бодрым и веселым, появление усталости недопустимы;
  •  воздействовать на разные группы мышц. Старайтесь давать нагрузку на разные части тела: руки, ноги, пресс, спину. При составлении программы занятия составляйте очередность заданий так, чтобы упражнения на одну группу мышц не шли подряд.

Чтобы воспитанникам было интересно, рекомендуется использовать различный инвентарь:

  •   игрушки;
  •  спортивные снаряды;
  •  обучающие карточки;
  •  видеоинструкции и т.д.

Хорошо стимулирует детей повторять за взрослыми предложенные движения — использование различных названий, понятных ребенку, призывающих имитировать знакомые предметы или живые существа (“летаем как птички”, “прыгаем как лягушки”, “стоим как цапля”). Такой подход понятен воспитанникам с ОВЗ, побуждает в них желание подражать одушевленных и неодушевленным предметам или существам.

Есть несколько правил, которые нужно знать взрослым:

  • используйте “зеркальный метод”. Если вы говорите, что ребенку нужно поднять правую руку, то вы поднимаете левую, чтобы малыш отзеркаливал ваши действия.
  • Предлагайте воспитанникам повторять за вами, а не объясняйте на словах. Дети с ОВЗ лучше понимают язык тела, чем словесную, даже качественную инструкцию;
  • Выполняйте предложенные упражнения четко и правильно, чтобы подражая вам, обучающийся сразу учился правильной технике выполнения;
  • Завершайте выполнение упражнения до того, как оно станет неинтересным для ребенка.

Воспитанникам с ОВЗ можно предложить несколько разных видов игровой гимнастики:

подвижные игры;

игры с мячом;

пальчиковую гимнастику;

дыхательную гимнастику;

гимнастику для глаз.

Примеры возможных игр:

Примеры подвижных игр для детей с ОВЗ:

  1. «Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков – 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

· Мячи можно только передавать, но не бросать.

· Количество мячей можно увеличивать.

· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

  1. “Мальчики-зайчики”

Цель: 

Инструкция. Кончики пальцев правой руки поочередно прикасаются к пальчикам левой руки, а потом наоборот. При этом приговариваем:

 “На правой ручке — мальчики

 На левой ручке — зайчики

 И вот они вдруг встретились

 И стали в миг скакать.”

  1. “Кто как говорит”

Цель: развитие и правильное формирование дыхательной системы воспитанника.

Инструкция. Взрослый задает ребенку вопрос: Как говорит волк, ребенок отвечает “у-у-у”  Как едет паровозик: “ту-ту-ту” Как лает собака: “гав-гав-гав” и т.д.” Ребенок должен вспомнить ответ на вопрос, продемонстрировать максимально похоже.

  1. “День и ночь”

Цель: снятие усталости, расслабление мышц глаз; улучшение кровоснабжения глазного яблока; формирование привычки проводить профилактику ухудшения зрения.

Инструкция. По команде “ночь” обучающийся крепко сжимает веки, по команде “день” — широко раскрывает глаза. Повторять 3-5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте."

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Презентация к статье на тему "Игровая деятельность, как вид самостоятельной работы учащихся на уроках".

Показаны некоторые игровые момнеты, используемые на уроках в начальной школе....

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"...

Статья на тему: "Игровые технологии в процессе образования".

Игровые технологии: виды, функции, группы и методики проведения...

Статья по теме «Игровые педагогические технологии».

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пыт...

Статья на тему «Игровая деятельность, как составляющая современного занятия, отвечающего требованием ФГОС»

В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены ...

Статья на тему "Игровой метод обучения на уроках английского языка"

Игры позволяют найти подход к обучающимся, вовлечь каждого в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатления...