Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогических исследованиях
учебно-методический материал по зож

Ольга Мануйлова

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения для начального общего образования (НОО) впервые определяют здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности современной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manuylova_o.v.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогических исследованиях

В фундаментальном ядре содержания общего образования отмечается, что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основных задач воспитания личностной культуры человека. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения для начального общего образования (НОО) впервые определяют здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности современной школы. Например, требования ФГОС к личностным результатам освоения всех предметных областей ООО, среди многих, включают в себя усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах, а также формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

ФГОС НОО ввел в обращение новый термин «безопасный образ жизни» (БОЖ). Уровни интеграции БОЖ в жизнь учащихся (от выполнения правил до формирования установок и ценностей) есть в описании «портрета выпускника» и его личностных результатов для каждого уровня общего образования. Есть более детальное описание уровней формирования БОЖ в предметных результатах по отдельным предметам (ОБЖ, физическая культура, экология). Детальное изучение ФГОС всех уровней с целью поиска всех словосочетаний, связанных с БОЖ показало, что данное явление представляет собой обширное поле деятельности, как для педагогов- 8 исследователей, так и педагогов-практиков. Систематизация полученных результатов анализа оформлена в виде таблицы. Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», трактуемого как устойчивый способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их досуге, труде и удовлетворении духовных и материальных потребностей .

Однако образ жизни людей не может быть схожим, так как все мы изначально разные. Известно, что здоровым считается образ жизни, приводящий человека к оптимальной длительности и качеству жизни. Это может быть лишь тогда, когда человек действительно заинтересован в собственном здоровье и способен им управлять . Чтобы раскрыть содержание и структуру интересующего нас понятия «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», мы опирались на определенный порядок нижеследующих терминов: «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «безопасность», «безопасный образ жизни», «культура», «культура здоровья», «формирование», «формирование культуры здоровья», «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».

Определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дает представление о здоровье как о состоянии полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствии болезней или имеющихся физических дефектов . И.И. Брехман дает определение здоровью как способности человека сохранять устойчивость, которая соответствует возрасту в условиях резких колебаний количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации»

Е.А. Чернявская определяет здоровье динамическим состоянием физического, духовного и социального благополучия, которое обеспечивает полноценное выполнение человеком трудовых, психических и 9 биологических функций в условиях максимальной продолжительности его жизни» .

С. В. Алексеев, Т. В. Мельникова выделяют два направления безопасности - направление необходимого безопасного и здорового образа жизни и направление достаточного безопасного и здорового образа жизни: Направление необходимого безопасного и здорового образа жизни характеризуется следующими положениями:

- Физическая защита (физическое здоровье) - физическая культура, охрана, гражданская оборона, техника безопасности, защищённость от терроризма и т.д.

- Психологическая защита (психологическое здоровье) - климат в коллективе, удовлетворенность уровнем образования и дальнейшей её востребованности. –

Санитарно-гигиеническое состояние (экология) , организация защиты и контроля СЭН

. Выбор того или иного направления безопасного образа жизни обучающихся образовательных организаций осуществляется руководством образовательного учреждения, исходя из анализа образовательного процесса, в том числе: - исходного состояния здания, аудиторного фонда, состояния электро-, пожаро- и иной безопасности; - ресурсного обеспечения задачи формирования безопасного и здорового образа жизни школьников; - кадрового обеспечения решения задач формирования безопасного и здорового образа жизни школьников; - общей культуры руководства и педагогического коллектива, необходимых для формирования безопасного и здорового образа жизни школьников в образовательном пространстве.

Главная цель концепции обеспечения безопасности образовательного пространства заключается в разработке организационных подходов и методов деятельности учреждений образования по формированию безопасного образовательного пространства, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, и снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование безопасного и здорового образа жизни.

Анализ исследуемой проблемы показал, что большое количество научных статей раскрывает различные грани (стороны) деятельности по сбережению здоровья в образовании (Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова, Н. К. Смирнов, Ф. Ф. Харисов и др.) без взаимосвязи с вопросами безопасности жизнедеятельности, что свидетельствует о необходимости специального рассмотрения данного вопроса. Образование в области безопасного и здорового образа жизни выступает главенствующим фундаментом защиты объектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторов окружающей его природной, техногенной и социальной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно вл...

Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников

Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья»...

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Нужно научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье...

Формирование понятия о компонентах здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

На общешкольном мероприятии "По тропе здоровья" у обучающихся  с ОВЗ формировалось понятие о конпонентах здорового образа жизни путём составления "Ромашки Здоровья"....

Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста.Основная проблема - низкий уровень знани...