Утренняя гимнастика – важнейших компонент двигательного режима учащихся
методическая разработка по зож (3, 4 класс)
Здоровье - основная ценность человека. В современном обществе у детей мало сформированы двигательные привычки. Базовые знания закладываются с детства. В школе на уроках физкультуры даются знания о развити основных физических качеств (сила, быстрота, координация , выносливость, гибкость). Изучают основные группы мышц,Учащимся рассказывают о том, как можно составить свой комплекс утренней гимнастики, согласно своим потребностям и возможностям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утренняя гимнастика – важнейших компонент двигательного режима учащихся
«Здоровье – основная ценность человека»
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональное напряжение, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижный образ жизни оказывает чрезмерно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.
Здоровый человек – это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.
Ведь именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. От того как формируются навыки здорового образа жизни в детстве, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Следовательно, очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Одним из средств, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является:
- Утренняя гигиеническая гимнастика.
Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека.
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней гимнастики:
- Устранить некоторые последствия сна (отечность, вялость, сонливость).
- Увеличить тонус нервной системы.
- Усилить работу основных систем организма (сердечно – сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других)
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.
В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислород к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, улучшается настроение и самочувствие.
Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока. Это обеспечивает устранение застойных явлений и отечности, часто развивающихся во время сна.
Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системы различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.
Рекомендации. Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течении дня.
Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики.
- Упражнения на потягивание.
- Различные виды ходьбы.
- Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.).
- Упражнения на растягивание (на развитие гибкости).
- Танцевальные упражнения.
- Бег трусцой и легкие прыжки.
- Дыхательные упражнения.
Начать утреннюю гимнастику необходимо с упражнений на потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы (простая ходьба, ходьба с различными движениями руками, ходьба в полуприседе, танцевальные шаги, элементы степ – аэробики и др.), далее выполняется комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на основные мышечные группы.
Также важно учесть, что при наличии, каких- либо заболеваний необходимо включать специальные упражнения лечебной гимнастики после общей части занятия, в зависимости от характера заболевания (в соответствии с рекомендациями врача лечебной физкультуры).
После ОРУ и специальных упражнения лечебной гимнастики завершить комплекс можно легким бегом (если нет противопоказаний) и упражнениями на дыхание.
Рассмотрим все эти упражнения подробнее.
Упражнения на потягивание
Упражнения на потягивание, являясь мало интенсивными, обеспечивают подготовку организма к выполнению более тяжелых нагрузок. Они стимулируют кровообращение в растягиваемых мышцах и увеличивают приток импульсов от мышц в нервную систему. Повышение потока импульсации в нервную систему увеличивает процессы возбуждения в ней.
Потягивание можно выполнять из различных исходных положений: стоя, сидя и даже лежа в постели.
Ходьба
Во время ходьбы задействованы более двух третьих мышц всего организма, поэтому этот вид двигательной деятельности существенно стимулирует работу других органов, обеспечивающих мышечное сокращение.
Прежде всего:
- Усиливается деятельность нервной системы, которая обеспечивает процессы сокращения мышц, координирует работу мышечной системы с другими органами.
- Повышается деятельность сердечно – сосудистой системы – увеличивается сила и частота сокращений сердца.
- Увеличивается деятельность дыхательной системы – повышается объем вдыхаемого воздуха и частота дыхательных движений.
- Стимулируется работа желез внутренней секреции, которые начинают вырабатывать химические вещества (гормоны), облегчающие выполнение мышечной работы (адреналин, норадреналин). Под влиянием гормонов, расширяются кровеносные сосуды нервной системы и работающих мышц, облегчаются процессы усиления работы сердца и дыхательной системы, происходят другие изменения, благоприятно сказывающиеся на повышении умственной и физической работоспособности организма и его способности противостоять стрессовым воздействиям.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах и др.
Начать комплекс ОРУ целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем – к крупным мышечным группам (мышцам туловища).
Особое внимание необходимо уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращения головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма.
Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе. Эти упражнения можно выполнять, если нет заболеваний сосудов и шейного отдела позвоночник, а также склонности к головокружениям. При заболеваниях выполняется комплекс лечебной гимнастики, составленный врачом.
Выполнение комплекса ОРУ устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу, умеренно повышает температуру тела, работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, желез внутренней секреции.
Упражнения для развития гибкости
В комплексе утренней гимнастики можно использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны, выпады, махи и т.д. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и выполняются с большей амплитудой. Упражнения на гибкость выполняются после «разогрева» мышц, т.е. в завершении комплекса ОРУ. Упражнения на гибкость увеличивают обмен веществ и повышают кровообращение в мышцах. В тоже время упражнения на растягивание не вызывают существенного увеличения деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной системы, поэтому хорошо подходят для не полностью пробудившегося организма.
Наклоны, выпады, махи – улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и мышц спины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлением питательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается на функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных центров.
Использование в утренней гимнастике упражнений на гибкость оправдано еще и спецификой биологических ритмов человека. Наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей в утренние часы. Поэтому именно утренние часы целесообразно использовать для развития этого физического качества.
Бег и прыжки
После завершения комплекса ОРУ организм подготовлен к выполнению более интенсивных нагрузок. Бег и прыжки в большей степени, чем другие упражнения, интенсифицируют процессы жизнедеятельности, способствуя переходу организма на новый более высокий уровень функционирования. Следует иметь в виду, что не все хорошо переносят бег по утрам, поэтому можно заменить бег и прыжки интенсивными танцевальными движениями.
Для достижения ощутимого физиологического эффекта длительность выполнения должна быть не менее 5 минут.
Дыхательные упражнения
Здоровым детям упражнения на дыхание, выполняемые в конце утренней гимнастики, служат, в основном, для восстановления ритма дыхания после нагрузки. Однако с помощью упражнений на дыхание можно решать и другие задачи, что особенно актуально для детей с ослабленным здоровьем, либо страдающих различными видами заболеваний.
К специальным дыхательным упражнениям можно отнести:
- Брюшное (диафрагмальное) дыхание.
- Различные виды задержек дыхания в фазе вдоха и выдоха.
- Сочетание вдоха или выдоха с движениями рук или туловища.
- Выполнение дыхательных движений из различных исходных положений.
- Другие дыхательные упражнения (протяжное пение и др.)
Упражнения на дыхание влияют на изменения газового состава крови (чаще всего, повышая содержание в ней кислорода), что интенсифицирует работу мозга. Они способствуют устранению застойных явлений в органах дыхания, помогают отхождению мокроты, предупреждая развитие респираторных и легочных инфекций, при регулярном применении увеличивают силу дыхательных мышц. Некоторые виды дыхательных упражнений (брюшное дыхание) облегчают приток крови из нижней части тела к сердцу. При этом увеличивается кровоснабжение и повышается интенсивность работы органов брюшной полости, устраняются спазмы, предупреждается развитие запоров. Особенно показаны упражнения на дыхание детям, страдающим заболеваниями органов дыхания (пневмония, бронхиальная астма), сердца и нервной системы (вегетососудистая дистония), сосудов (варикозное расширение вен), заболеваниями органов брюшной полости.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях – лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течении дня.
Утренняя гимнастика увеличивает общий уровень двигательной активности школьников. Грамотно составленный комплекс не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Физкультминутки в двигательном режиме учащихся начальной школы"
Данная методическая разработка позволяет познакомиться с дополнительными формами физического воспитания, позволяющими гигиенически правильно организовать двигательный режим в начальной школе....

Разработка двигательного режима в физкультурной оздоровительной работе в ГБОУ СОШ №1987
Работа направлена на организацию оздоровительной работы в режиме учебного дня и дополнительного образования.Правила игры в классики...
«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»
«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»...

Освоение знаний по физической культуре. Режим дня, гигиена. Влияние двигательного режима на состояние здоровья.
Методическая разработка урока....
Методическая разработка на тему: «Физкультминутки в двигательном режиме учащихся начальной школы»
Физкультминутки в двигательном режиме учащихся начальной школы Цель: познакомиться с дополнительными формами физического воспитания, позволяющими гигиенически правильно организовать двигательный ...

Статья «Использование динамических пауз в начальной школе,как технологию здоровьесбережения и увеличения двигательного режима учащихся»
Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Применение динамических пауз в начальных классах – одна из форм физического развития,...
