Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности «Юный чемпион» (Ушу) Для 3 класса
рабочая программа по зож (3 класс)

Земская Ольга Александровна

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на физическое совершенствование ребенка и приобретение спортивного мастерства, развитие морально-волевых качеств,  формировние  системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья, воспитание спортивного резерва нации.

При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, представленные в официальных документах, регламентирующих  спортивную деятельность ушу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей физической культуры

протокол №

от « » 20 г.

Руководитель ШМО

__________Земская О.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора поУВР

______________Я.В. Певнева

подпись ФИО

от « » 20 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «СОШ № 15»

_________И.В.Хороших

Приказ от « » 20 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности

«Юный чемпион» (Ушу)

Для 3 класса

(базовый уровень: количество часов: 1 час в неделю, всего 33 часа)

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

Земская Ольга Александровна

учитель физической культуры

г. Ангарск

2022 год.

Пояснительная записка

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на физическое совершенствование ребенка и приобретение спортивного мастерства, развитие морально-волевых качеств, формировние системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья, воспитание спортивного резерва нации.

При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, представленные в официальных документах, регламентирующих спортивную деятельность ушу.

Актуальность

Здоровье, физическое воспитание и развитие детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Это нашло отражение в государственных нормативно - правовых документах: законе РФ «Об образовании»; Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; концепции демографической политики РФ на период до 2025 года; концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года, ФГОС нового поколения; концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Современные социально- экономические условия диктуют необходимость построения стройной, целостной физкультурно-образовательной системы, адекватной быстро изменяющейся среде, обеспечивающей оптимальные психолого - педагогические условия для полноценного физического развития детей, начиная с дошкольного возраста. В нашей стране физическое воспитание как важнейший процесс целенаправленного функционирования физической культуры осуществляется в системе дошкольного, общего, среднего, высшего и дополнительного образования.

По мнению ученых и практиков, основы психо-физического здоровья закладываются в дошкольном возрасте, как наиболее сензитивным периоде (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др.).

Вместе с тем, сравнительный анализ исследований специалистов, выявил неблагоприятную картину показателей здоровья детей за последние 15 лет. Так, количество детей – дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН).

По мнению Б.Н.Минаева, Б.М.Шиян, дети 6 лет отличаются недостаточной физической подготовленностью, низким уровнем работоспособности, низкой устойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, преобладанием непроизвольного внимания над произвольным, а также повышенной чувствительностью к ограничению двигательной активности и низкой сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям.

Причиной этого, как указывают ученые, является, «двигательный дефицит», гиподинамия - режим малоподвижности.

Теоретический обзор литературы и анализ практики позволил нам сделать вывод о том, что ранее приобщение детей к доступным видам спорта будет способствовать не только физическому, но разностороннему развитию.

На сегодняшний день в России ушу является одним из самых популярных видов восточных единоборств (приложение 1).Ушу является сложнокоординационным видом спорта, оказывающим воздействие на организм занимающегося. Многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. В основе ушу лежат приемы кулачного боя и фехтования, различные виды традиционной акробатики, дыхательные гимнастики и специальные психорегулирующие упражнения.

Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, развивает координацию, чувство равновесия. Современное ушу, как и большинство восточных единоборств, развивает в занимающихся такие качества, как целеустремлённость, дисциплинированность, терпение, справедливость, самокритичность, уважение к окружающим, мужество, трудолюбие, честность. Воспитание этих качеств становится всё более необходимым в современной жизни, как и всестороннее развитие физических возможностей организма.

С точки зрения оздоровления организма, ушу является прекрасным средством укрепления физического и психического здоровья.

Вместе с тем, в имеющейся для анализа литературе и практике работы, проблема использования ушу, как средства физического воспитания, является недостаточно освещенной, не представлена система преемственного использования данного вида спорта, раскрывается лишь отдельные аспекты, начиная со школьного возраста. Ныне действующие программы: «Единая Всероссийская программа преподавания спортивного ушу» 1998 г. (г. Москва), и адаптированная программа «Ушу-саньда» 2004г. (г.Усть-Илимск) и д.р, не в полной мере отвечают современным требованиям. Практически нет публикаций, раскрывающих систему занятий ушу с дошкольниками нашего региона, имеющего свои климатические и погодные условия.

Следовательно, выявлено противоречие между жизненно важной необходимостью и возможностью использования занятий ушу на этапе старшего дошкольного возраста, с последующей преемственностью в школьном возрасте, и недостаточной разработанностью соответствующей системы работы, отвечающей современным требованиям к содержанию физического воспитания. Разрешение данного противоречия актуализирует тему программы комбинаторного типа «Юный чемпион», созданной на основе сочетания новых и известных форм и методов работы с детьми.

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, представленные в официальных документах, регламентирующих спортивную деятельность ушу.

Новизна и отличительные особенности программы.

Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов, повышению уровня подготовки спортсменов в процессе занятий ушу, так как используются:

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— современные тактико-технические приемы во время ведения поединка и психологическая подготовка;

— система определения результативности основана на компетентностном подходе;

нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Автором подобрана и апробирована система игровых, обучающих и развивающих методов, способствующих эффективному освоению детьми техники ушу, укреплению их физического и психического здоровья. В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, с учетом возрастного развития детей.

Отличительной особенностью общеразвивающей программы является то, что она направлена не только на развитие физических качеств и техники ушу, но и ориентирована на развитие личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий именно в единой, целостной системе, не выпуская ни одного из аспектов развития личности на данном возрастном этапе.

Разработаны приемы психологической подготовки и современные тактико-технические приемы во время ведения поединка, а также научные и методические разработки, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов, что позволит готовить спортсменов высокого уровня не ниже призеров Всероссийского уровня.

Новизна образовательной программы «Юный чемпион» основана на комплексном подходе к подготовке спортсмена «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой здорового образа жизни, готового к службе в армии, и для поступления в ВУЗ силовых структур, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, умеющего эффективно взаимодействовать в экстренных ситуациях.

Цель и задачи программы.

Цель:

Эффективное развитие физических качеств и способностей, гармоничное воспитание личности и подведение к достижению высокого уровня спортивных результатов в процессе занятий Ушу.

Задачи:

На основе полноценного использования всего многообразия техники ушу в сочетании с другими методами физического воспитания, реализовать возможности к самосовершенствованию:

- сформировать и развить творческие способностей учащихся;

- удовлетворить индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепить здоровье учащихся;

- обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, трудовое воспитание учащихся;

- выявить, развитие и поддержать талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- обеспечить профессиональную ориентацию учащихся;

- создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- подготовить спортивный резерв и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- социализировать и адаптировать учащихся к жизни в обществе;

- сформировать общую культуру учащихся;

Методологическое обоснование программы

Методические материалы

Теоретико-методологические основы программы составляют положения известных учёных:

- о том, что личность развивается в деятельности (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.);

- о том, что дошкольный возраст является сенситивным для формирования основ психофизического здоровья и физической культуры (Н.И Бочарова, Л.С.Выготский, Э.Я. Степаненкова);

- о том, что ушуявляется сложнокоординационным видом спорта, оказывающим воздействие на организм занимающегося; многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп занимающихся (Музруков Г.Н.);

- о том, что подготовка спортсмена – многолетний процесс, включающий основные стадии и этапы (Л.П., Матвеев, Ю.Ф. Курамшин и др.);

- результативность учебного процесса возможна при условии использования эффективных форм, методов и приемов обучения на каждом этапе подготовки ( А.М. Максименко, Ж.К Холодов).

Принципы отбора содержания программы

В основу содержания программы положены ведущие принципы, актуальные для современного образования:

-полноты и целостности подразумевающий приобретение детьми совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для занятий ушу;

-культуросообразности, заключающийся в последовательном приобщении детей к разнообразным направлениям и видам восточных единоборств;

-деятельностного подхода, предполагающий активное участие детей во всех видах физкультурно – оздоровительной деятельности;

-последовательности, предполагающий логичное усложнение содержания работы от старшего дошкольника к старшему школьнику;

-развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

Программа включает следующие разделы:

-Теоретическая подготовка;

-Практическая подготовка;

-Общая физическая подготовка;

-Специальная физическая подготовка;

-Техническая подготовка;

-Тактическая подготовка;

-Психологическая подготовка;

-Контрольные нормативы;

-Соревнования;

-Воспитательный модуль;

-Социализирущий модуль.

Реализация поставленных задач конкретизируется на каждом этапе многолетней подготовки:

На спортивно-оздоровительном этапе подготовки:

  1. Систематические занятия спортом, направленные на развитие личности и здорового образа жизни.
  2. Выявление задатков и способностей детей.
  3. Привитие навыков гигиены и самоконтроля.
  4. Овладение (навыками техники физических упражнений и освоение техники через специальные подвижные игры);
  5. Обучение начальным основам техники базовых упражнений ушу;
  6. Вызвать устойчивый интерес к занятием спортом, сформировать положительную мотивацию.

Механизм и условия реализации программы.

Принимаются все желающие имеющие допуск врача к занятиям ушу.

Состав учащихся:

- неоднородный (смешанный);

- постоянный;

- с участием обучающихся оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

- существуют условия дополнительного набора детей. Допускается дополнительный набор учащихся на основании результатов тестирования по нормативам для зачисления.

Таблица 1.

Учебный план на полный курс обучения.

№ п\п

Разделы программы

Этапы подготовки

1

Общая физическая подготовка

10

Теоретическая подготовка

5

Практическая подготовка

5

2

Специальная физическая подготовка:

- специально развивающие упражнения;

- гимнастика, акробатика

10

3

Техническая подготовка

- основные базовые элементы

- базовые упражнения

5

4.

Контрольные нормативы

2

5.

Воспитательный модуль

3

6.

Социализирующий модуль

3

Общее количество часов

33

Объем учебно-тренировочной работы, часов в неделю

1

Таблица 2.

Содержание на год обучения.

№п/п

Темы

Теоретическая часть

Практическая часть

Организационно-методические указания

1

Введение

Значение физической культуры и

спорта для укрепления здоровья, гармоничного развития и здорового образа жизни.

Правила поведения в спортивном зале. (Техника безопасности на занятиях).

Основы знаний по гигиене. Понятие о гигиене. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Гигиена спортивной формы и спортивного снаряжения.

Метод показа и объяснения.

2

Практическая подготовка

Объяснение упражнения

  • Работа в парах

Соблюдать технику безопасности при работе в паре.

3

Общая физическая подготовка (ОФП)

Объяснение упражнения. Особенно важно через ОФП укрепить «слабые места» в организме, повысить функциональные возможности «отстающих» органов и систем.

Подтягивания, отжимания в упоре, лазание по гимнастической стенке, лестнице, канату.

Упражнения на равновесие (пинхэн).

Собственно силовые способности характеризуются мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц.

4

Специально физическая подготовка (СПФ)

Объяснение упражнения

Упражнения со скамейкой, с набивными мечами для укрепления различных групп мышц без отягощений; (разновидности бега, спортивной ходьбы, прыжков (в длину, вверх, многоскоки, с поворотом на 90 и 180 градусов),и т.п.).

Акробатические упражнения. Кувырки вперед (цяньбэй), кувырок назад (хоубэй), колесо (цэшоуфань)Упражнения на развитие ловкости. (Упражнения на согласованность движений, координацию, прыжки с различными движениями, развитие ловкости подвижными играми).

Гибкость.Цзяньбу жоугун, Яобу жоугун, Туйбу жоугун и всевозможные маховые движения.

Хэнча(поперечный шпагат), шича(продольный шпагат).

Следить за техникой выполнения.

Стараться выполнять с максимально возможной амплитудой движений.

5

Техническая подготовка

Объяснение упражнения

Базовые позиции.

Основные виды позиций (цзибэнь бусин): бинбу, кайлибу, мабу, гунбу, пубу.

Метод фронтального показа.

Следить за техникой выполнения.

  • Техника работы руками.
  • Основные виды движений руками(цзибэньшоуфа): Чунцюань (вперёд, в сторону, вверх)

Метод фронтального показа.

Следить за техникой выполнения.

  • Техника работы ногами.
  • Основные виды движений ногами (цзибэнь туйфа):даньтуй, дэнтуй, хэнбайтуй, чжэнтитуй.

Метод фронтального показа.

Следить за техникой выполнения.

6

Контрольные нормативы

Следить за техникой выполнения.

Техника выполнения и методика разучивания основных элементов ушу

(ушу цзибэнь синши хэ дунцзо):

1. Основные виды позиций (цзибэнь бусин):

  • Бинбу: ноги выпрямлены и прижаты друг к другу; стопы упираются в пол; пятки не отрываются от пола.
  • Кайлибу: ноги на ширине плеч, кисти обеих рук сжать в кулаки и поднять на уровне пояса.
  • Гунбу: стопа передней ноги немного повёрнута носком внутрь, прижата к полу; колено полусогнуто, бедро почти параллельны полу; колено находится на одной линии с носком стопы; вторая нога выпрямлена, стопа повёрнута вперёд и прижата к полу.
  • Мабу: ноги расставлены примерно на ширину четырёх стоп, носки смотрят вперёд, колени согнуты, положение полуприседа, бедра параллельны полу.
  • Пубу: вес тела опущен вниз, в положении глубокого приседа на одну ногу. Вторая нога отставлена в сторону и выпрямлена, её носок развёрнут на себя.

2. Основные положения кисти (цзибэнь шоусин):

  • Кулак (цюань): пальцы сжаты вместе, поверхность кулака ровная, большой палец прижат сверху ко вторым фалангам указательного и среднего пальцев.
  • Ладонь (чжан): большой палец отставлен в сторону или согнут, остальные четыре пальца сомкнуты, выпрямлены и выгнуты назад.

3. Основные виды движений руками (цзибэнь шоуфа):

  • Чунцюань (вперёд, в сторону, вверх): из исходного положения (руки сжатые в кулак прижаты к корпусу на уровне поясницы) рука выполняет движение вперёд, одновременно, перед касанием цели, проворачивается в запястье на 180°.

4. Основные виды движений ногами (цзибэнь туйфа):

  • Даньтуй: опорная нога выпрямлена или слегка согнута другая нога, выпрямляясь, бьет носком вперёд, нога не поднимается выше поясницы, носок оттянут вперёд;
  • Дэнтуй: опорная нога выпрямлена или слегка согнута, другая нога выпрямляется, носок оттянут на себя, удар пяткой, высота не выше груди и не ниже поясницы. При ударе вперёд корпус вертикален, при ударе в сторону корпус слегка наклонён в сторону, при ударе назад туловище наклонено вперёд и составляет одну линию с ногой, бьющей назад;
  • Хэнбайтуй: круговой поперечный удар ногой ударная нога полусогнута в колене в конце движения разгибается в колене.
  • Чжэнтитуй: опорная нога выпрямлена, стопа прижата к полу; другая нога выполняет мах вперёд, носок оттянут на себя, нога выпрямлена; при махе носок движется в направлении лба, движение быстрое и сильное, корпус остаётся в вертикальном положении;

5. Равновесия (пинхэн):

  • Цяньтиси пинхэн: корпус и опорная нога прямые; нога, согнутая в колене, поднята приблизительно до уровня груди; подъём ноги и голень образуют прямую линию; носок оттянут;

6. Упражнения для развития гибкости(жоугун):

  • Данный раздел является наиболее важным в структуре этого этапа обучения ушу, поскольку ушу основано на движениях с широкой амплитудой, предполагающих активную нагрузку на позвоночник, тазобедренный и плечевой суставы, мышцы передней и задней поверхностей бедра, голеностопные суставы.

1) Цзяньбу жоугун - упражнения для увеличения подвижности плечевого сустава;

2) Яобу жоугун - упражнения для увеличения подвижности позвоночника, в особенности поясничного отдела;

3) Туйбу жоугун - упражнения для увеличения подвижности тазобедренного и оптимизации подвижности коленного и голеностопного суставов;

4) Хэнча: поперечный шпагат;

5) Шича: продольный шпагат.

Календарно тематическое планирование

Тема

Дата

Коррекция

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

По плану

Фактически

Цзибэньгунь (базовые упр-ния), жоугун (упр-ния на гибкость)

Бусин (основные стойки и перемещения в ушу) мабу, гунбу

Цзибэньгунь (базовые упражнения) прямые удары

Жоугун (упражнения на гибкость) шуай выведения из равновесия

Бусин (основные стойки и перемещения в ушу) пубу, бинбу

Цзибэньгунь (базовые упражнения), жоугун (упражнения на гибкость)

Бусин (основные стойки и перемещения в ушу) мабу гунбу

Цзибэньгунь (базовые упражнения) прямые удары

Жоугун (упражнения на гибкость) шуай выведения из равновесия

Бусин (основные стойки и перемещения в ушу) пубу, бинбу

Да пинчунцюань - прямой удар кулаком,

пинлицюань - прямой удар вертикальным кулаком

Ти основные виды движений ногами

чжэньтитуй - удар ногой.

сетитуй - удар ногой;

Пинхен (упражнения на равновесие) дулибу, хоучатуй вертикальные равновесия

Жоугун (упражнения на гибкость) шуай выведения из равновесия

Таолу чань-цуань 1-5

форма

Цзибэньгунь (базовые упражнения), жоугун (упражнения на гибкость)

Бусин (основные стойки и перемещения в ушу) пубу, бинбу.

Да пинчунцюань - прямой удар кулаком;

пинлицюань - прямой удар вертикальным кулаком.

Ти основные виды движений ногами

чжэньтитуй - удар ногой.

сетитуй - удар ногой

Пинхен упражнения на равновесие дулибу, хоучатуй вертикальные равновесия

Жоугун (упражнения на гибкость) шуай выведения из равновесия

Таолу чань-цуань 6-9 форма

Бусин (основные стойки и перемещения в ушу) пубу, бинбу

Да пинчунцюань - прямой удар кулаком;

пинлицюань - прямой удар вертикальным кулаком

Ти основные виды движений ногами

чжэньтитуй - удар ногой

сетитуй - удар ногой

Пинхен упражнения на равновесие дулибу хоучатуй вертикальные равновесия

Жоугун (упражнения на гибкость) шуай выведения из равновесия

Таолу чань-цуань 10-13 форма

Бусин (основные стойки и перемещения в ушу) пубу, бинбу

Да пинчунцюань - прямой удар кулаком;

пинлицюань - прямой удар вертикальным кулаком

Ти основные виды движений ногами

чжэньтитуй - удар ногой;

сетитуй - удар ногой

Сдача контрольных нормативов по ОФП

Планируемые результаты

Таблица 3.

По итогам обучения

Знания

Умения

Навыки

Правила техники безопасности и этикет на занятиях ушу, станут дисциплинированными; краткую историю об ушу, подвижных играх, спорте и здоровом образе жизни.

Координировать свои движения, научится базовым упражнениям ОФП, разовьются физические качества (сила, выносливость, равновесие, гибкость).

Двигательные: во время выполнения ОРУ (обще развивающие упражнения), акробатики и некоторых базовых элементов ушу.

Оценочные материалы и формы контроля

Система отслеживания результатов обучения.

Итоги работы за год проводятся в мае. По итогам всех испытаний: сдача нормативов, аттестационных экзаменов и педагогических наблюдений в конце учебного года предоставляется возможность объективно уточнить первоначальный диагноз пригодности детей к занятиям ушу, и в определенной степени оценить их одаренность и перспективность.

Таблица 4.

Примерные нормативы для зачисления на обучение в группу по общей физической подготовке

Контрольные упражнения

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

8 лет

9 лет

8 лет

9 лет

Подтягивание на высокой перекладине

из виса, кол-во раз (М); на низкой

перекладине из виса лежа, кол-во раз (Д)

5 и выше

6 и выше

14 и выше

16 и выше

Поднимание туловища (за 1 мин)

25

30

25

30

Челночный бег 3х10м

9,7-9,3

9,9-9,2

10,7- 10,1

10,3- 9,7

Бег 30 м,с

7,0-6,0

6,7-5,7

7,2 - 6,2

6,9 - 6,0

Прыжок в длину с места(см)

160

170

160

170

Приседание на ноге (“пистолет”)

20

25

20

25

Наклон вперед из положения сидя, см

+8

+9

+8

+9

Шпагаты П/Л + Попер. (средн.балл)

9,5

9,8

9,8

9,8

Мост

10

9,8

10

Прямая горизонтальная нога

(прямое давление на ногу)

10

10

10

10

Таблица 5.

Этапный контроль

№/п

Виды контроля

Цель контроля

Методы

Формы контроля

1

Входящий

Определить уровень развития базовых качеств при поступлении: (скоростные возможности,

быстрота, сила, скоростно-силовые качества, выноливость).

Педагогические наблюдения и контрольные нормативы (тесты).

Организационно-методические мероприятия:

Предварительный этапный контроль по показателям: сопоставительные.

Принцип расчета «базовых величин».

2

Промежуточный

Диагностика по итогам I-го полугодия.

Нормативы (тесты).

Этапный контроль по показателям: индивидуальные

3

Итоговый

Контроль ЗУН по итогам

II -го полугодия.

Нормативы (тесты), контрольные испытания (аттестация).

Этапный контроль по показателям: должные;

итоговый.

Список использованной литературы.

1. Вон Кью-Кит. Тай-цзи цюань: Полное руководство по теории и практике.М.: «Бао-цзы», 2006.

2.Джонс Д.Традиционные боевые искусства Японии. Путеводитель по системам и школам обучения.

М.: «Ремос», 2003.

3. Ли Б. Дао кунг-фу. М.: «Мйян», 2003.

4. Телески М. Анатомия для исцеления и боевых искусств. М.: «Посвещение», 2004.

5. Яоцзя Чэнь. Входные ворота ушу. М.: «Йен», 2005.

#1057;елевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование,

М 1998. - 256 с.

7. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник. М., 2007.

8. Музруков Г.Н. Основы ушу. М.: «Пик», 2001.

9. Чертовских Е.В., Глебов Е.И. Шаолиньское ушу. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002.

#1053;икитушкин В.Г., Многолетняя подготовка юных спортсменов. М.: «Физическая культура»,2010.

11. Алексеев А.В. Себя преодолеть. / А.В. Алексеев: - М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 192 с.

12. Алимов А. Бокс. Пособие по применению, или Путь мирного воина /А. Алимов: - Феникс, М., 2008, 177 с.

13. Блеер А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник (А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: Издательский центр "Академи", 2010. - 464 с.

14. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.// Б.А. Вяткина: - М.: Физкультура и спорт. 2001., 134 с.

15. Гаракян А.И., Меньшиков О.В., Хусяйнов З.М. Бокс. Техника и тренировка акцентрированных и точных ударов. М.: ФИС, 2007. - 192 с.

16. Гаськов А.В., Кузьмин В.А. Теоретические аспекты построения спортивной тренировки в единоборствах: Монография / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин: - Красноярский государственный университет. - Красноярск, 2002.

17. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений /Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. - М.: Издательский центр "Академия", с.

18. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта /Г.Д. Горбунов. - 3-е изд., испр. - М.: Сов. спорт, 2007. - 296 с.

19. Горбунов Ю.Я., Горбунов А.Ю. Развитие волевой активности учащихся старшего дошкольного возраста. /Физическая культура: воспитание, образование. – 2012. № 77-79 с.

20. Горбунов Ю.Я. Процесс формирования волевой активности и ее проявление в спорте: монография / Ю.Я. Горбунов; Пермь, Перм. пед.ун-т.- Пермь, 222 с.

21. Градополов К.В. Бокс: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт .2005. - 97 с.

22. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов /В.П. Губа, П.В. Кващук, В.Г. Никитушкин.- М.: Физкультура и спорт, 76 с.

23. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000- 288 с.

24. Колесник И.С., Костюнина Л.И. Развитие морально- волевых качеств как компонент двигательной и интеллектуальной деятельности /Теория и практика физической культуры, 2012. № 3, 78- 81 с.

25. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник - М.: Физическая культура, с.

26. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. /Н.Г. Озолин. - М.: ООО "Издательство Астрель"; 863 с.

27. Дубровский В.И. Спортивная физиология.- М.; «ВЛАДОС», 460с.

#1052;узруков Г.Н. Основы ушу: Учебник для спортивных школ – М., « Издательский Дом Городец», 2006г.- 576с.

29Ли Б. Боевая школа Брюса Ли. Книга 1,2,#1057;ерия «Мастера боевых искусств» Р-н/дону; «Феникс», 480с.

#1050;адочников А.А. Динамика ударов ногами. Серия «Мастера боевых искусств» Р-н/дону; «Феникс», 2003. - 352с.

#1041;усыгин В.Н. Ушу - эстетика и здоровье: (В помощь владеющим ушу). - Рига: Знание, 1990. – 123 с.

#1044;олин А.А., Попов Г.В. Традиции ушу. - М.: Прометей, 1989. – 144 с.

#1050;итайская лечебно-оздоровительная гимнастика ушу / пер с кит. Хуан Тенци. - Алма-Ата: СП Интербук, 1990. – 79 с.

#1050;расулин И.А. Ушу - путь к победе. - М.: Знание, 1992. – 62 с.

#1043;о Хуа. Ушу. Гармония духа и тела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 160 с.

#1048;-Шен. Гимнастика ушу. Начинаем с нуля. – СПб.: Вектор, 2006. – 128с.

#1050;арамов С. Оружие ушу: Практика владения традиционным китайским оружием. – М.: Фаир-пресс, 2000. – 400 с.

#1050;арамов С.К. Ушу. Кн.1. Стиль саньда. – М.: Терра-Спорт /Олимпия Пресс, 2004. – 71 с.

#1050;арамов С.К. Ушу. Кн.2. Стиль тайцзыцюань. - М.: Терра-Спорт /Олимпия Пресс, 2004. – 90 с.

#1044;жет Лин. Боевая гимнастика. Упражнения китайского ушу для здоровья и самозащиты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 240 с.

#1052;алявин В.В., Виногродский Б.Б. Антология даосcкой философии. - М., Товарищество «Клышников-Комаров и К», 1994 – 448 с.

#1052;алявин В. Традиция «внутренних школ» ушу. – Троицк: Гиль-Эстель, 1993. – 104 с.

#1052;алявин В.В. Багуа чжан, Или Ладонь восьми триграмм: Классическая школа китайского ушу. - М.: Белые альвы, 1996. – 206 с.

Приложение

Приложение 1.

История становления и развития Ушу как вида боевого искусства.

Боевые искусства как форма совершенства появились еще в древние времена, по летописям родиной боевых искусств считается Китай как «Воинское искусство» возникла в 520 году шаолиньская школа ушу. В VI веке уже по всему Китаю боевыми искусствами занимались как профессиональные воины так и простолюдины, это более 100 стилей Ушу постепенно распространяясь на дальний восток в Корею, Японию на Окинаву образовываясь в школы и стили. В наше время ушу является современным видом спорта, развивающимся в процессе эволюции из традиционных форм физической культуры Китая. В основе ушу лежат приемы кулачного боя и

фехтования, различные виды традиционной акробатики, дыхательные гимнастики и специальные психорегулирующие упражнения.

Спортивное ушу включает практически все существующие в настоящее время стили и разновидности этого древнего искусства, поскольку правила соревнований составлены таким образом, чтобы позволить судьям, исходя из определенного набора параметров классифицировать и оценить по десятибалльной шкале любой из существующих видов ушу. Таким образом, деление на спортивное и традиционное ушу условно, и правомерно, скорее, подразделять ушу на спортивное и массовое, представляющее собой в КНР национальный вид физической культуры.

В соответствии с Международными Правилами соревнований, ушу подразделяется на следующие виды: гуйдин таолу – стандартные регламентированные комплексы (в этот раздел входит чаньцюань, наньцюань, тайцзицюань, цзяньшу, тайцзицзянь, даошу, наньдаошу, гуньшу, наньгуньшу, цяншу); цзысюань таолу – произвольные регламентированные комплексы с обязательными элементами (в этот раздел входит чанцюань, наньцюань, тайцзицюань, цзяньшу, даошу, гуаньшу, цяншу); чуаньтун ушу – традиционные комплексы ушу; дуйлянь – поединок с заранее определенной последовательностью движений; цзити баоянь – групповые выступления; ушу саньшоу – свободные поединки по ушу на помосте в защитном снаряжении; ушу тайцзитуйшоу – свободные поединки с использованием техники тайцзицюань, а также соревнования по шуайцзяо (китайская борьба, приемы которой используются во всех школах ушу) и дуаньбин и чибин саньсян – фехтование на основе техники ушу с коротким и длинным оружием.

Многообразие видов и стилей ушу делает его бесконечно интересным для изучения. Красота и зрелищность выступлений спортсменов, демонстрирующих комплексы кулачной техники, упражнений с мечом, палкой, копьем и многочисленными традиционными видами китайского оружия делает ушу неизменным хитом всевозможных показательных выступлений.

В России на сегодняшний день ушу является одним из самых популярных видов восточных единоборств. В 1989 году создана Федерация ушу России, объединяющая более 20 тысяч занимающихся из более чем 50 регионов России.

Ушу является сложнокоординационным видом спорта, оказывающим воздействие на организм занимающегося. Многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, развивает координацию, чувство равновесия.

Смысл ушу кроется в расшифровке иероглифов, обозначающих это слово. Первый из них, иероглиф «у», дословно можно перевести как «остановить оружие», «воспрепятствовать его применению». Второй – «шу» – переводится как «техника», «искусство».

Ушу невозможно определить однозначно. Это и система единоборств, и великолепная оздоровительная и профилактическая гимнастика.

Сейчас это древнее, некогда тайное искусство становится все более доступным для людей, превращаясь из боевого единоборства в массовый вид спорта и физической культуры. За последние десять лет ушу интенсивно развивается во всем мире.

Приложение 2.

Терминология ушу

Принципы терминологии ушу.

Терминология ушу включает не только собственно китайские термины, принятые для обозначения отдельных элементов, но и общепринятые в отечественной спортивной литературе термины, такие, например, как подъем разгибом, колесо, переворот, рондат и т.п.

Собственно термины ушу делятся на собирательные - обозначающие группы

элементов (например, титуй - махи ногами, кунтуй - удержания ног, шоуфа - движения рук и т.д.) и конкретные - обозначающие собственно элементы (например, чунцюань - удар кулаком, сюаньцзы - перекидной прыжок в горизонтальной плоскости). Конкретные термины, в свою очередь могут состоять из основного термина, описывающего собственно движение, и дополнительного термина - уточняющего особенности его выполнения (например, фуди хоусаотуй - задняя подсечка с опорой о пол, гао сюйбу - высокая позиция “пустого шага”).

Овладение терминологией ушу обязательно не только для тренеров, но и для спортсменов, поэтому, начиная с групп начальной подготовки необходимо вводить определенное количество терминов в контрольные нормативы, выносимые на промежуточные экзамены и зачеты.

#1054;бщие термины.

1) шан - верх

2) ся - низ

3) куай - быстро

4) мань - медленно

5) кай - открывать, разворачивать

6) хэ - закрывать, сворачивать

7) сюньлянь - тренировка

8) лянь - тренировать

9) сюэ - изучать

10) юн - использовать

11) цзыжань - естественно

12) хуси - дышать

13) таолу - комплекс упражнений

14) гуйдин - регламентированный

15) цзысюань - вольный

16) дуань - часть (комплекса)

17) сяоцзу - комбинация движений

18) бань - половина

19) цюань - полный

20) жоугун - упражнения на развитие гибкости

21) бу - часть

22) тинчжи - закончить

23) цзяолянь - тренер

24) цайпань - судья

25) ши - форма

26) юбэй - готовиться

27) фэгдуань - по частям

28) баньтао - пол-комплекса

29) чжэньтао - комплекс целиком чаотао - полтора комплекса

30) ушу дитань - ковер для занятий ушу

31) суду - скорость

32) цзецзоу - ритм

33) гао - высокий

34) ди - низкий

35) пин - горизонтальный

36) ли - вертикальный

#1058;ермины, обозначающие движения:

1) бай - маховое широкоамплитудное движение

2) ти - удары ногами

3) чун - прямые удары кулаком

4) ча - “короткие” удары напряженными пальцами ладони

5) чуань - удары напряженными пальцами ладони

6) чуай - “толкающие” удары ногами

7) цзи - бить

8) туй - толкать

9) тяо 0з прыгать

10) фань - переворачиваться

11) чжуань - проворачиваться

12) шуай - падать, бросать, обрушивать

13) де - падать

14) чжань - стоять

15) во - лежать

16) цзо - сидеть

17) вань - сгибать

18) цюйфу - гнуть

19) шэньчжи - выпрямлять

20) цзинь - сжимать, напрягать

21) сун - расслаблять

22) кайши - начинать

23) тин - останавливаться

24) дун - двигаться

25) бу - шаг

26) да - наносить удар

#1058;ермины, обозначающие части тела:

1) шоу - кисть руки

2) цюань - кисть руки сжатая в кулак

3) чжан - ладонь

4) гоу - “крюк” - пальцы кисти руки собраны в “щепоть”

5) чжи - палец руки

6) би - предплечье

7) чжоу - локоть

8) цзянь - плечо

9) тоу - голова

10) бо - шея

11) яо - поясница

12) бэй - спина

13) сюн - грудь

14) фу - живот

15) куа - бедро

16) си - колено

17) туй - нога

18) цзяо - стопа

19) янь - глаз

20) коу - рот

Приложение 3.

Методические рекомендации по проведению занятий по УШУ.

Упражнения общефизического характера желательно давать в конце тренировки.Следует чередование в процессе тренировки изучение материала с выполнением упражнений на гибкость (жоугун).Выполнение элементов в различных сочетаниях и комбинациях.Основное требование при сдаче экзамена - правильное выполнение изученных элементов.В качестве контрольных упражнений следует использовать позиции мабу, гунбу, пубу, движения туйчжан, чжэнтитуй, даньтуй, хоуляотуй, комбинации этих движений, комплексы чанцюань начального уровня. В экзамен желательно включить несколько нормативов по общефизической подготовке, в зависимости от возраста и пола занимающихся.

Характерные особенности использования игрового метода в занятиях ушу с детьми старшего дошкольного возраста и младшими дошкольниками.

Этот возраст соответствует начальному этапу подготовки (этапу предварительной спортивной подготовки). Основной целью которого является заложение полноценного фундамента будущих достижений: обеспечение всестороннего развития организма, увеличение общего уровня его функциональных и адаптационных возможностей, (Матвеев Л.П., 1991). На этом этапе не следует спешить с узкой ориентацией спортивных интересов.

Поэтому игровой материал этого этапа подготовки должен носить общеразвивающий характер. Вследствие этой направленности в тренировочный процесс нужно включать игры связанные с разнообразными видами двигательной деятельности с различными элементами других видов спорта. При этом игровые средства не должны противоречить возрастным особенностям занимающихся.

В тренировочную форму занятий игровой метод включается как составная часть педагогического процесса, заключающегося в комплексном воздействии на занимающихся различными формами, методами и средствами, доступными и соответствующими их возрастным и индивидуально-личностным особенностям. В процессе применения игрового метода обучения на занятиях ушу в сочетании между собой решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

В образовательном аспекте особую роль приобретают игры, походящие по структуре и характеру движений на те двигательные действия, которые непосредственно входят в арсенал технических средств ушу.

Методика применения игр на различных этапах обучения двигательным действиям имеет свои особенности.

На этапе начального ознакомления с двигательными действиями необходимо применять игры, имеющие схожий с изучаемым элементом техники ушу характер. Это помогает первичному усвоению учениками (в упрощенной, схематичной форме, но на технически правильной основе) элементов изучаемого движения. Тем самым создаются благоприятные предпосылки для дальнейшего углубленного изучения данного движения.

Например: простейшие двигательные умения и навыки, приобретенные в игровых условиях, облегчают овладение техникой при последующем, более углубленном ее изучении (Яковлев В.Г. и Ратников В.П., 1977). Однако следует заметить, что диапазон применения игр на этапе начального разучивания двигательного действия должен быть четко продуман и ограничен. Так как, вследствие некоторой двигательной свободы во время игры, при решении основной задачи могут возникать отклонения от правильной техники, которые способны закрепиться, что приводит к грубым ошибкам, существенно затрудняющим выполнение элемента или вызывающим значительное искажение. Поэтому основное внимание учащихся нужно направлять на качество выполнения упражнений. Имеет смысл вводить качественный анализ результатов игры, назначать штрафные очки за неправильное выполнение. Особую роль приобретает игровой метод на этапе совершенствования двигательных действий, так как создает условия при которых учащиеся в облегченных условиях многократно повторяют технические и тактические действия в целостном, законченном виде. Кроме этого, игровой метод способствует развитию навыка высшего порядка, т.е. способности применять его в вариативных условиях окружающей обстановки при меняющейся нагрузке, а также при возрастающем психическом и физическом утомлении. Также игра повышает эмоциональный тонус, способствует повышению активности и уменьшению утомляемости, что особенно важно на этом этапе, характеризующемся преобладанием методов многократного повторения, вызывающих психическое напряжение, вследствие монотонности занятий.

Необходимо отметить, что другими дополнительными средствами нельзя так полно смоделировать схоластическую динамику двигательной деятельности на фоне постоянно меняющихся ситуаций, характерных для поединка, как это можно сделать с помощью игрового метода.

Исходя из выше сказанного, можно порекомендовать применение на тренировочных занятиях ушу с детьми старшего дошкольного возраста следующие игры: «Бег раков», «Невод», «Не сойди с ковра», «Подвижная цель», «Обезьянка», «Эстафеты с различными заданиями», «Прыгуны и ползуны», «Мостик и кошка», «Выталкивание в стойке бинбу», «Возьми свою ленту», «Вышибалы», «Стороны света», «Борьба за ленточку», «Футбол раков», «Пятнашки», «Удочка», «Салки ногами», «Игры с касаниями», «Сорви шапку» и другие игры общеразвивающего характера.

Примерный план занятия .

Тренировка делится на 3 части: подготовительная, основная, заключительная. Для детей лет подготовительная часть занимает 60-70 % всего времени тренировки. Общая продолжительность тренировки составляет 35-40 мин. Подготовительная часть

Направлена на выработку выносливости (продолжительность – 15 мин.):

– построение

– приветствие и ритуал

– разогревающий бег (по кругу, «змейкой», «восьмеркой» и т.д.)

– движения шагом ( на носках, пятках)

– игра «салочки» – мячом

– бег – «через одного»

– эстафета (прыжки на 1 ноге, на 2-х ногах вместе)

– статические упражнения:

– «толкачи» – дети, стоя парами, толкают друг друга ладонь в ладонь, в плечи и т.д.

– игра «переползти друг через друга» и т.д.

Таким образом, можно применять различные упражнения, развивающие все необходимые навыки для занятий ушу.

Главное – уметь чередовать упражнения статические с динамическими и дыхательными, наблюдая за физическим и эмоциональным состоянием детей. Например, в какие-то дни дети больше утомлены значит, надо дать больше игр, в другие дни давать больше целенаправленных упражнений. Желательно все время общаться, беседовать с детьми на их языке, объясняя, рассказывая и заинтересовывая их, давать первые теоретические знания (историю развития ушу и боевых искусств в целом).

Основная часть (продолжительность 15 мин):

– общее построение на разминку мышц и растяжку сухожилий (полукругом либо в шахматном порядке)

– разминка суставов (шейные позвонки, плечевые, локтевые, запястья, поясница, бедра, колени, голеностопные)

– растяжка сухожилий:

1) Сидя на полу, ноги вытянуты, натянуть носки ног на себя и с выдохом через нос наклониться вперед.

2) Как и упр.1, только одну ногу согнуть в колене, подогнув под себя.

3) Сидя на полу, ноги вытянуть и развести в стороны, наклоны вперед.

4) Шпагат продольный и поперечный.

В упражнениях 1-3 колени должны быть обязательно прижаты к полу.

– растяжка в игровой форме: разбежались по залу и по команде, нужно быстро найти себе пару и занять свое место, сесть друг к другу лицом, упершись ступнями в боковые поверхности ступней, взявшись за руки, поочередно наклоняться вперед.

– упражнения на развитие силы:

1) Развитие пресса: поднять ноги под углом 30 градусов «кто дольше всех продержит», далее подъем корпуса из положения «лежа на спине».

2) Отжимания от пола: из положения «упор лежа».

В ушу очень важно развивать координацию, т.е. умение сохранять равновесие тела и координировать движения. Развитию этого качества следует уделять внимание на каждой тренировке.

– упражнения на координацию движений: хождение по ограниченной поверхности с закрытыми глазами (по очерченному кругу далее по скамейке), прыжки на гимнастической скамейке, «бой петухов» на той же скамейке, бег через препятствия и т.д.

– целенаправленные упражнения – техника ушу начального уровня (стойки, передвижения в стойках) со второй половины первого года обучения – вводить базовые передвижения, махи ногами, изучение коротких комплексов (таолу).

Еще один психологический момент: дети очень любят соревноваться, особенно в этом возрасте, поэтому необходимо давать больше различных эстафет, упражнений на выносливость и силу воли (кто дольше продержится на одной ноге, быстрее прибежит и т.д.)

Заключительная часть(продолжительность 10 мин):

– акробатика начального уровня (кувырки)

– дыхательные упражнения

– общее построение

– заключительные слова

– прощание с учителем Между динамичными активными играми и упражнениями необходимо делать восстановительные дыхательные упражнения.

Занятия ушу воспитывают человека развитого гармонично, то есть физически, духовно и интеллектуально. Основа закладывается на первом этапе обучения. При этом, чем младше дети, тем они более восприимчивы. Физические упражнения на раннем этапе более эффективны, чем у детей старшего возраста. Недаром в Китае ушу начинают заниматься с раннего детства.

В связи с интенсивным развитием ушу как целостной системы, направленной на гармоничное воспитание духовного, интеллектуального и физического начал в человеке, а также, с широким привлечением к занятиям ушу – детей старшего дошкольного возраста, назрела объективная необходимость в поисках новых эффективных средств и методов тренировки.

Среди разнообразных средств тренировочного процесса особое место должно принадлежать игровому аспекту обучения.

Приложение 4.

Методические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса.

Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями, с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта включает практически необозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т.д.). Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

#1058;ренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

#1058;ренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

#1042; процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

#1053;адежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

#1057; возрастом и степенью подготовленности постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.

#1053;еобходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

Спортивно оздоровительный этап.

Значительное омоложение контингента спортсменов, произошедшее в последние годы (начало тренировок с 5-6 лет и даже с более раннего возраста), создало предпосылки для обязательного осуществления начальных занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.

Основная цель этого этапа - обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающим и специальным). На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие спортсмены должны познакомиться с легкой атлетикой, акробатикой, игровыми и единоборными видами спорта.

Школьники нашей страны в настоящее время ограничиваются двумя обязательными уроками физкультуры в неделю. При таком объеме физическая работоспособность практически не растет. Только насыщенный двигательный режим в спортивно-оздоровительных группах даст благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, значительно повысит их интерес к занятиям спортом.

Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку: отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще); возрастные особенности физического развития (представленные в табл. 4).

Основные средства тренировочных воздействий:

1) общеразвивающие упражнения (с целью создания школы движения);

2)подвижные игры и игровые упражнения;

3) элементы акробатики (кувырки, повороты, кульбиты и др.);

4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

5) метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей);

6) спортивно-силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий.

Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой, соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).

Основные направления тренировки.

Спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок с целью дальнейшей успешной специализации в борьбе дзюдо. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий спортом, поскольку именно в это время закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством. На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20 % их собственного веса.

Упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.

Основные средства и методы тренировки.

Главное средство в занятиях с детьми этого возраста - подвижные игры. Для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить занятия и тренировки более организованно и целенаправленно. Комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых упражнений.

Выполнение упражнений, направленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Комплексы упражнений, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплексами на быстроту включают и игровые упражнения, способствующие закреплению этого качества.

Комплексы упражнений, направленные на воспитание силы, используются во второй половине урока, так как к этому периоду наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой направленности подкрепляют соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями.

В спортивно-оздоровительных группах с ориентацией на дзюдо большое внимание необходимо уделять акробатике, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой - на обеспечение определенных навыков самостраховки при обучении и выполнении технических действий ушу.

Обучение технике ушу на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам: способам выведения из равновесия, формам и способам захвата соперника, ведущим элементам технических действий.

Применение названных средств при преимущественном использовании упражнений, направленных на развитие быстроты (50 % основной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовленности.

Особенности обучения. Обучение осуществляется в основе общих методических принципов. В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), методы упражнений игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение элементарным и простым. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали.

Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо, прыгнуть через препятствие.

Методика контроля уже на этом этапе тренировки включает использование комплекса методов: педагогических, медико-биологических и др. Комплекс методик позволит определить: а) состояние здоровья юного спортсмена; б) показатели телосложения; в) степень тренированности; г) уровень подготовленности; д) величину выполненной тренировочной нагрузки (см. раздел «Комплексный контроль»).

На основе полученной информации тренер должен вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

Приложение 5.

Воспитательная работа

Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни Высокий профессионализм педагога позволяет инициировать самостоятельные размышления о том, что есть жизнь достойного Человека.

На протяжении многолетней спортивной подготовки обучающихся тренер-преподаватель решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма; воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность), воспитание трудолюбия.

Значимой фигурой в воспитательном процессе является тренер-преподаватель, оказывающий огромное воспитательное воздействие на обучающихся своим личным примером. Поэтому он должен прежде всего требовательным к себе, к своему поведению на работе и в быту, внешнему виду.

Тренер-преподаватель должен уметь профессионально влиять на атмосферу группы, создавать благоприятную доброжелательную обстановку с едиными педагогическими требованиями.

Составляя план воспитательной работы, тренер-преподаватель должен учитывать возрастные рамки развития ребенка, и что эффективность воспитательного воздействия будет достигнута лишь в том случае, если мероприятия, включенные в план, будут интересны для учащихся, и когда они будут убеждены в необходимости принимать в них активное участие.

Активность учащихся особенно проявляется в их работе в органах самоуправления. Правильно организованное самоуправление помогает предъявить нравственные требования к правилам поведения в обществе, а также требования тренера превратить в требования коллектива.

Значительное место в воспитательной работе отводится соревнованиям, где особенно ярко проявляются личностные качества спортсмена. Поэтому тренеру преподавателю необходимо фиксировать не только спортивные результаты своих воспитанников, но и комментировать их поведение во время соревнования, отмечать выявленные недостатки морально-психологической подготовки, настраивать спортсмена как на достижения определенных результатов, так и на проявление морально-волевых качеств.

Интеграция задач учебно-тренировочной деятельности спортивной школы и учебно-урочной деятельности общеобразовательного учреждения дадут значительный эффект делу воспитания ребенка. Возможно даже создание

единого плана работы этих учреждений.

Тренера-преподавателя должны интересовать не только спортивные достижения учащегося, но и его успехи в учении

Формы организации воспитательной работы:

- собрания, лекции и беседы с учащимися;

- информация о спортивных событиях в стране, мире;

- родительские собрания;

- взаимодействие с общеобразовательными учреждениями;

- культурно-массовые мероприятия;

- эстетическое оформление помещения спортивной школы;

- постоянное обновление стендов;

- совместно с учащимися должна вестись летопись школы (альбомы с

фотографиями, достижения команды, отдельных учащихся);

- создание музея школы;

- поддержание спортивных традиций таких, как: торжественный прием новых

спортсменов в школу, выпускные вечера, концерты художественной самодеятельности, выставки творческих работ учащихся, шефство старших над младшими, празднование дней рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. «Юный художник» для учащихся 1-4 классов

    Программа  «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юные математики в Стране железных дорог» 1 - 4 классы

Программа курса «Юные математики в Стране железных дорог»входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное развитие...