Магистерская диссертация: "Передача мяча двумя руками в волейболе на уроках физической культуры обучающихся 10-12 лет"
учебно-методический материал по зож

Альтергот Кристина Николаевна

Мир игр богат и разнообразен. В современном обществе особенно широка популярность игр, использующихся в самых различных сферах общественной деятельности. Среди них наибольшее распространение получили спортивные игры.

В сравнении с бесчисленным множеством других игр спортивные игры составляют довольно ограниченную группу игр, требующих от участников соревнований обязательной предварительной подготовки, которая включает в себя технику и тактику. Овладение спортивными играми открывает для каждого возможность самостоятельно использовать их в своем отдыхе, что поможет сделать его не только интересным, но и полезным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magisterskaya_dissertatsiya.docx326.87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)

ТЕМА:  Передача мяча

двумя руками в волейболе

науроках физической культуры

 обучающихся 10-12 лет

Красноярск, 2023

Cодержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1.

Спортивные игры как средство физического воспитания обучающихся среднего школьного возраста

6

1.1.

Нормативные документы организации и содержания занятий по физической культурев образовательной школе.

6

1.2.

Техника спортивных игр……………………………………...

1.2.1.

Техника передачи мяча сверху……………………………….

1.2.2.

Техника нижней подачи мяча………………………………...

1.3.

Методы и средства, обучения волейболу на уроках физической культуры…………………………………………

1.3.1.

Техника передачи мяча сверху……………………………….

1.3.2.

Техника нижней подачи мяча………………………………..

1.4.

Физическая подготовка при изучении технических элементов волейбола на уроках физической культуры…….

ГЛАВА 2.

Методы и организация исследования……………………..

2.1.

Методы исследования…………………………………………

2.2.

Организация исследования…………………………………...

ГЛАВА 3.

Теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения комплексов упражнений, на улучшение технической подготовки обучающихся 10-12 лет………………………………………………….......

3.1.

Разработка комплексов упражнений передачи мяча сверху и нижней подачи………………………………………………

3.2.

Оценка эффективности разработанных комплексов передачимяча………………………………………………….

ВЫВОДЫ

…………………………………………………………………..

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….

                        

                                        


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Мир игр богат и разнообразен. В современном обществе особенно широка популярность игр, использующихся в самых различных сферах общественной деятельности. Среди них наибольшее распространение получили спортивные игры.

В сравнении с бесчисленным множеством других игр спортивные игры составляют довольно ограниченную группу игр, требующих от участников соревнований обязательной предварительной подготовки, которая включает в себя технику и тактику. Овладение спортивными играми открывает для каждого возможность самостоятельно использовать их в своем отдыхе, что поможет сделать его не только интересным, но и полезным.

Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр  -командные, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи.

Во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы, наряду с гимнастикой, легкой атлетики, лыжной подготовкой. Они широко практикуются в урочной и во внеурочной деятельности, используются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования [36, С. 56]

Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу, гандболу. В течение всего срока обучения учащиеся должны овладеть техникой и тактикой игры в спортивные игры.

Выбор глубокого изучения одного из преподаваемых видов спорта зависит от условий, которыми располагает учебное заведение, специализации преподавателя и желания учащихся. Рекомендуется принимать во внимание профессионально – прикладную значимость спортивной игры. [37,С.123 ]

Проблема исследования.В общеобразовательных школах частично отсутствуют методические комплексы упражнений, направленные на улучшение технической подготовки учащихся по волейболу.  

Цель.Разработать и экспериментально обосновать эффективность разработанной методики упражнений направленных на улучшение технической подготовки волейболистов на начальном этапе обучения.

Задачи.

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

2.  Выявить методы и средства, используемые при обучении технических элементов, применяемых на уроках по волейболу;

3. Разработать комплексы упражнений на улучшение технических элементов и методику их применения на уроках физической культуры по волейболу обучающихся 10-12 лет;

4. Оценить эффективность разработанной методики обучения технических элементов у обучающихся 10-12 лет в волейболе в педагогическом эксперименте.

Объект исследования. Процесс физического воспитания в общеобразовательной школе.

Предмет исследования. Методика обучения технических элементов на уроках физической культуры по волейболу учащихся 10-12 лет.

Гипотеза исследования.Разработанные нами комплексы упражнений на улучшение технических элементов, будут способствовать повышению технической подготовки волейболистов.

Практическая значимость. Разработаннаяэкспериментальная методика обучения передачи мяча сверху и нижней подачи мяча, на уроках физической культуры по волейболу учащихся 10-12 летможет быть применена в учебном процессе общеобразовательных школ и в тренировочном процессе в ДЮСШ.


ГЛАВА 1. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        1.1 Основные нормативные документы, определяющие организацию и содержание обучения физической культуры в образовательной школе

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника. Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культурой, мотивы и основанные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно принимать их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные  и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей школьника, его самоопределения .В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интимизации  учебно-воспитательного процесса.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей  и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

  Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.  

Программой по физической культуре под редакцией (В.И.Лях, А.А.Зданевич, 2010г.) рекомендуется изучение основных элементов волейбола с пятого класса. На первом году обучения предполагается усвоить основные технические приемы волейбола: стойки, перемещение; упражнения с мячом: передача мяча снизу, прием и передача сверху (на месте и в движении приставными шагами), нижняя прямая подача. На основе программы на спортивные игры отводиться 20-30 часов в год[17,C. 2]

  1. Техника спортивных игр

Понятием «техника» обозначают ход движений игроков, которые в рамках возможностей, установленных правилами игры, выполняются в каждой ситуации соревнования тактически целесообразно. Техника в движениях с мячом или без него подразделяется различно.

К технике без мяча можно причислить собственно игровые основные позы, специфический для данной игры бег и оборонительную игру телом.

Техникавладения мячом содержит формы приема мяча (ловля, остановка, захват), отдача мяча или передача (пас поперек, наискось, навесной, обратный), удары по воротам, броски по воротам и в корзину (в играх с ответными ударами соответственно нападающие удары), ведение мяча (дриблинг) и обманные действия (финты), которые обнаруживают особенно тесную связь с индивидуальной тактикой.[35, С. 235]

Техника игры подразделяется на два раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения - технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты технику передвижений и технику отбора мяча и противодействия. Из них выделяют индивидуальные, групповые и командные технические действия.

Технический арсенал нападающего значительно богаче, чем защитника. Это показывает, что приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны при правильном и внимательном их выполнении.[37, С. 234]

Подводящие упражнения способствуют более быстрому освоению техники приема игры (его структуры), упражнения по технике направлены на целостное выполнение приема (объединение составных частей, освоенных с помощью подводящих упражнений).

Таким образом, техника спортсмена на каждом этапе развития - это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, игрок  должен владеть всем богатством разнообразия технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить.

Критериями высшего технического мастерства являются

- свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя-тремя коронными приемами нападения и защиты;

- точность и эффективность выполнения указанных приемов;

- стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов - значительном утомлении, психологическом напряжении, трудных внешних условиях и т.д.;

- умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника;

- надежность выполнения приемов, которая определяется высокой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений. Техника игроков экстра-класса отличается высоким уровнем стабильно выполнения.

И, тем не менее, далеко не все возможности технической игры использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчерпаемые функциональные и координационные возможности организма тренированного спортсмена создают хорошую перспективу для выполнения новых изменений в технике нападения и защиты [38, С. 134]

1.2.1. Техника передачи мяча сверху

Волейбол - спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди учащихся. Сущность игры в волейбол заключается в том, что каждая из двух команд, состоящих из шести игроков, стремится точно разыграть мяч руками направить его через сетку в сторону противника, причем направить его таким образом, чтобы игрокам противоположной команды трудно было бы его отбить. Игра в волейбол начинает изучаться в школе, в пятом классе. Передача мяча сверху двумя руками составляет основу игры, что дает возможность выполнять учащимся различные упражнения по технике, а так же играть через сетку тем, кто еще не освоил подачу и прием мяча, посланного подачей. Техника игры в волейбол отличается тем, что касание мяча руками должно быть кратковременным и отрывистым, задерживать мяч нельзя. Это требует умения быстро передвигаться по площадке, чтобы своевременно выйти к мячу и занять удобное исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями – это нарушение правил игры.

Реализацией точной передачи содействует правильная техника ее выполнения. Заключается она в следующем: находясь в средней стойке, волейболист занимает исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя своеобразный ковш, локти направлены вперед - в стороны, ноги на ширине плеч полусогнуты - одна впереди другой, туловище слегка наклонено вперед [36, С.89]

При приеме пальцы волейболиста соприкасаются с мячом и за счет амортизации смягчают его поступательное движение вперед-вверх.

В заключительной фазе передача мяча руки, туловище и ноги волейболиста полностью разгибаются, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.

Передачу мяча двумя руками сверху целесообразно включать в каждый урок. За занятие каждый занимающийся должен выполнить 60-80 передач.

Основное внимание здесь нужно обращать на средства, развивающие у игроков быстроту ответных действий, скорость передвижения, прыгучесть и ловкость. Осваивать технику передач с первых же занятий целесообразно в движении, при этом внимание игроков должно быть направлено на своевременный подход под летящий мяч и сохранение устойчивого положения.

После того как основы техники передач освоены в упражнениях без сетки и около нее, ее изучают в условиях, приближенных к игровой обстановке.

В каждое занятие по овладению техникой передачи мяча включают изучение только одного нового элемента. Причем работая над техникой передач, всегда должна предшествовать отработке других технических приемов. Половина всех упражнений по технике передач мяча обязательно должна развивать тактические действия [38, С.118]

Для развития внимания, активности и подвижности, занимающихся целесообразно обучать их умению принимать мячи, последовательно посылаемые из различных зон площадки. По мере овладения этими упражнениями следует посылать мяч по различным траекториям, меняя темп, силу и направления его полета.

Для лучшего овладения двигательными навыками в упражнения полезно вводить элементы соревнований, помогающие быстрее и прочнее формировать необходимые физические и волевые навыки.

В технику передачи входят: исходное положение, встречное движение рук к мячу, амортизация и направление мяча - вылет.

Исходное положение для выполнения верхней передачи характеризуется статичностью позы, устойчивостью. Отличительной чертой данного исходного положения является подготовка опорно-двигательного аппарата занимающихся к выполнению верхней передачи. В исходном положении ноги согнуты в коленях, степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча (угол в коленном суставе не должен быть меньше 90°), руки согнуты в локтях и подняты.

Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: туловище волейболиста расположено вертикально, одна нога впереди другой, опора на впереди стоящую ногу. Если от партнера ожидается передач с левой сторон, впереди ставят правую ногу, и наоборот. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились примерно на уровне бровей. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник, через который игрок наблюдает за приближающимся мячом.

Передача двумя руками сверху.

Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом. Здесь важны быстрый старт, быстрое наращивание скорости движения на первой трети пути и постепенное торможение для точного выбора места встречи с мячом. Последний шаг выполняют как стопорящий; стопы целесообразно ставить на одном уровне, параллельно друг другу, — это помогает точнее адресовать мяч при передаче.

В момент встречи с мячом кисти рук находятся выше уровня лба, пальцы развернуты и направлены вверх, образуя сферическую поверхность-ковш. Указательные и большие пальцы направлены один к другому и к лицу игрока, образуя треугольник, через который игрок наблюдает за приближающимся мячом.

Положение рук при приеме мяча.

Сообщение мячу нового направления с определённой траекторией требует увеличение мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук. Руки сопровождают полёт мяча, и после передачи почти полностью выпрямляются.

При приближении мяча встречное движение начинают ноги - их разгибают в коленях. Несколько позже в движение включают руки: разгибаясь в локтевых суставах, они задают общее направление полету мяча при передаче. Это осуществляется прямолинейным движением оси лучезапястного сустава по отношению к оси плечевого сустава. При выполнении встречного ударного движения быстро и энергично разгибают ноги и относительно медленно - руки.

Кисти, регулируя направление полета мяча при передаче, сохраняют положение разгибания, при котором ладони перпендикулярны направлению движения мяча при передаче. При выполнении ударного движения кисти пронируются.

Пальцы при ударе выполняют различные функции: большие пальцы принимают на себя основную нагрузку амортизации и удержания мяча в направлении его движения; указательные и в меньшей степени средние пальцы являются основной ударной частью кисти; безымянные пальцы и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении, регулируя направление его полета[37, С.65]

После вылета мяча ноги и руки продолжают разгибаться до полного выпрямления, до полной остановки и паузы; в этом положении следует фиксировать руки после сопровождающего движения.

При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над головой. Передача выполняется за счёт разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночника

Передавать мяч лучше в статическом положении в средней или высокой стойке, стоя лицом по направлению предполагаемой передачи (делать передачу в движении не рекомендуется).

Мяч партнеру целесообразно передавать по средней траектории. Передачу же мяча на удар лучше выполнять повыше - в 50-60 см от сетки, так как на начальном этапе обучения еще трудно согласовывать свои действия при разбеге, прыжке с ударом мяча, летящего по низкой траектории. В игровой обстановке волейболист, выполнивший передачу, не должен выключаться из игры: прямая обязанность игрока,передавшего мяч, - активная подстраховка своего нападающего.[48, С.123]

1.2.2. Техника нижней подачи мяча

Подача – технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. Несмотря на различия в технике отдельных способов подач движения при их выполнении имеют ряд общих закономерностей. Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 450, левое плечо находится впереди правого - это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних - расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, ОЦТ тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху.

Важнейшая деталь техники подачи - подбрасывание мяча. Значительная часть ошибок в технике падает именно на эту часть подачи, которая во многом определяет последующее ударное движение. Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия:

- траектория движения мяча снизу-вверх должна быть возможно ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях параллельна опоре;

- подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости – это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча.

Замах осуществляют рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу - проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибают в коленях, стоящая сзади, несколько больше. Затем следует небольшая пауза.

В основной фазе игрок выполняет встречное ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперед правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги; разгибаясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продвигают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: маховым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу, проекция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры [23, С.111]

Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч дальше вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать мяч и удерживать от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара составляют единый рычаг. Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта такого сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации.

После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в направлении подачи; ноги при этом выпрямлены. Для контроля за направлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок следит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки составляли воображаемую прямую линию. В заключительной фазе наряду с опусканием рук можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям.[48, С.127]

1.3. Методы и средства при обучении технике спортивных игр

Для решения задач подготовки волейболистов необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех иди иных условиях.

Средства: основные упражнения (упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные (общеразвивающие и специальные упражнения).

Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:

-упражнения из гимнастики и акробатики;

-упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др).;

-упражнения из тяжелой атлетики;

- упражнения на тренажерах;

-спортивные и подвижные игры, плавание и др.

Специальные упражнения — подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов).

Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов.

Применение основных упражнений в уроке для повышения работоспособности волейболистов дает возможность одновременно совершенствовать и технико-тактическое мастерство путем постановки определенной задачи перед игроками (направить мяч в определенную зону, «закрыть» блоком нападающего игрока и т.д.)[23, С.116]

Для обучения начальной технической подготовки детей школьного возраста используют разнообразные методы:

1. Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости (иногда этот метод называется метод игры скоростей или «фартлек»), темпа, амплитуды движений, усилий и т.п.

Интервальный метод(разновидность повторного метода) предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.

1. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).

3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий;совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).

4. Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложнение условий при выполнении упражнений, введение в тренировку «сбивающих» факторов, самовнушение, создание соревновательных условий).

5. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).

        Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки[23, С. 185]

1.3.1. Обучение технике передачи мяча сверху

Вначале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом, и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.

1-я фаза.В ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и лишь приблизительно похоже на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения - овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия нецелесообразны, поскольку образование новых координации быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приема (например, нападающего удара) целесообразно по частям, а более простых - в целом.

Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.

2-я фаза. Формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Методическая задача и приемы обучения- детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективности в обучении.

Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный).

3-я фаза. Стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению.

Методическая задача и приемы воздействия- дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижного), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др). Совершенствование мастерства должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена.

Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий.[23, С.140]

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

4. Делаются попытки практического выполнения приема - исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре.

Ошибки при обучении.На всех стадиях обучения технике необходимоисправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.

Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;

е) спортсмен мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техники приемов.

Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами [22, С. 67]

1.3.2. Обучение технике нижней подачи мяча

Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.

Обучение начинается с объяснения и показа всех моментов– от стойки игрока до удара по мячу.

И.п.– лицом к стене, ноги полусогнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой. Подбросить мяч на 0,4–0,6 м, правую руку при этом отвести назад. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки ниже пояса, при этом тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу; после удара сделать шаг в сторону площадки.

При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:

- от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;

- мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.

Возможные ошибки

  1. Неправильное исходное положение (туловище выпрямлено, ноги прямые).
  2. Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от него.
  3. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.
  4. Кисть бьющей руки слишком расслаблена.

Подводящие упражнения

  1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.
  2. Положение бьющей руки для замаха и с имитацией замаха.
  3. Имитация подбрасывания мяча (без удара).
  4. Удар бьющей рукой по ладони подбрасывающей руки.
  5. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.
  6. Имитация подбрасывания и подача в целом.
  7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену.
  8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру.
  9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния.
  10. Нижняя подача через сетку с места подачи[23. С. 142]

1.4. Физическая подготовка в процессе обучения техническим элементам волейбола на уроках физической культуры

Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим школьник должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости.

Из всех физический качеств на начальном этапе обучения верхней передачи и нижнее подачи мяча, наиболее всего присутствуют, и идет развитие таких качеств как ловкость, прыгучесть и быстрота.

Ловкость – способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющийся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Высокая подвижность нервных процессов при проявлении ловкости дает возможность школьникам ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.[23, С.56]

Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у учеников способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Развитие ловкости у детей – это совершенствование координации движений, а главное – способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в без - опорном положении. Для развития ловкости на уроках волейбола используют различные виды подвижных игр и эстафет, так же челночный бег и акробатические упражнения.

Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях. Применительно к спортивным играм (волейболу) прыгучесть необходима не сама по себе, а как  качество неразрывно связанное с  выполнением определенных технических  приемов. В процессе игры от спортсменов не всегда требуется исполнение технических действий на максимальной высоте прыжка и достижение максимальной высоты полета подчас не является главным.

При выполнении большинства технических приемов волейболисту требуется скорость. Она в свою очередь проявляется в: быстроте выполнения технических приемов либо отдельных их частей, быстроте реакции, быстроте перемещений с резким изменением направления движения и резкими остановками, быстроте переключения в действиях.

Осуществление большинства технических приемов в волейболе трудно представить без достаточного развития любого из перечисленных компонентов скорости. Нужно подбирать упражнения в зависимости от того, какой из данных компонентов отстает у тренирующихся волейболистов.

Рекомендуется большинство упражнений, направленных на развитие скорости, совершать по зрительному сигналу, для того чтобы способствовать не только развитию скорости движений, но и быстроты ответной реакции.

Для волейбола специфичен ответ на зрительный раздражитель. Для развития скорости движений необходимо подбирать упражнения, выполняемые максимально быстро, приближенные по своей структуре к наиболее характерным для волейбола [15, С.122]

Таким образом, техника спортсмена на каждом этапе развития — это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы.


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования:

Для решения поставленных в работе задач были применены следующие методы:  

1) Теоретический анализ и обобщения научно-методической литературы;

2) Педагогическое тестирование;

3) Педагогический эксперимент;

4) Методы математической статистики.

1. Теоретический анализ и обобщения научно – методической литературы был проведен с целью выяснения состояния рассматриваемой проблемы, теоретических и практических путей решения, разработки, обоснования и проведения педагогического эксперимента, выбора средств и методов исследования. Так же для обобщения всей имеющейся информации об обучение технике спортивных игр в общеобразовательной школе.

2.Педагогическое тестирование предназначалось для выявления уровня улучшения техники спортивных игр на уроках физической культуры:

- Исследования взаимосвязи уровня обучения техники на начальном этапе и после проведенной методики.

- Разделения учащихся на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы с одинаковым уровнем подготовленности. Результаты  фиксировались в протокол.

- Оценки эффективности разработанной методики.

Для определения уровня улучшения результатов, использовались тесты: «Цель»; «Свеча»; «Точно в круг»; «Нижняя подача», результаты фиксировались в протокол.

Тест 1 «Цель». Оборудование: Мяч волейбольный, свисток.

Процедура тестирования. Испытуемый с мячомподходит к центральной волейбольной линии, встает в исходное положение, по сигналу испытуемый начинает подавать в цель нижнюю подачу, из 15 подач, записывается количество точных подач в цель в протокол.

Тест 2 «Свеча». Оборудование: Мяч волейбольный, свисток.

Процедура тестирования. Испытуемый с мячом стоит в кругу баскетбольной площадки, встает в исходное положение, по сигналу  включается секундомер, испытуемый начинает верхнюю передачу над собой, если испытуемый выходит из круга то он прекращаетверхнюю передачу, упражнение выполняется из 15 верхних передач, записывается точное количество передачв протокол.

Тест 3 «Точно в круг». Оборудование: Мяч волейбольный, свисток.

Процедура тестирования. Испытуемый с мячом стоит напротив стены, на стене нарисована цель (круг), встает в исходное положение, по сигналу испытуемый начинает верхнюю передачу в цель,считаются только те мячи, которые точно попали в цель, из 15 передач, записывается точное количество передач в протокол.

Тест 4 «Нижняя подача». Оборудование: Мяч волейбольный, свисток.

Процедура тестирования. Испытуемый с мячом стоит в 8-10 метрах от сетки, встает в исходное положение, испытуемый должен выполнить нижнюю подачу через сетку в поле, из 15 подач, записывается количество точных подач, в протокол.

3.Педагогический эксперимент заключается ввовлечениив педагогический процесс учащихся 10-12 лет разработанного нами комплекса упражнений на обучение технике нижней подачи и передачи мяча двумя руками сверху.

4. Методы математической статистики позволяет провести сравнительный анализ идентичности данных контрольной и экспериментальной групп, установить значимость влияния традиционного занятия на повышения развития технике волейболистов на уроках физической культуры, так же определить преимущество предлагаемого подхода над использованием средств и методов общепринятого характера. Расчеты выполнялись на ПВМ с использованием программы статистики для WindowsXP. Вычислялись статистические показатели: среднее арифметическое значение признака, процентное соотношение, достоверность различий.

2.2. Организация исследования

Исследование проходило в 5 этапов:

На первом этапе производился: анализ научно-методической литературы по изучаемому направлению, была определена цель, задачи, гипотеза, проходило освоение методик исследования, разработка таблиц и протоколов.

На втором этапе проводилось предварительное исследование, включавшее тестирование, определение результативности обучающихся экспериментальной и контрольной групп.

На третьем этапе на основе результатов предварительного исследования проводилась работа по разработке комплекса упражнений, способствующих обучению технике передачи мяча сверху и нижней подачи мяча, на уроках физической культуры по волейболу.

Четвертый этап заключался в проведении педагогического эксперимента с целью определения эффективности разработанного комплекса упражнений.В процессе эксперимента проводилась работа по обоснованию  разработанного нами комплекса и методики его применения.

Для проведения эксперимента были сформировано два класса: контрольный (КГ)и экспериментальный и (ЭГ) (по 10 человек в каждой) с одинаковым уровнем подготовленности.

Эксперимент проводился на базе МАОУ Абанская СОШ №3п.Абан, в 5 «А» и «Б» классах.В ЭГ и КГ было по 6 мальчиков и 4 девочки. См. прил. № 20-21.

Обучающиесяв группе ЭГ занимались с применением разработанных нами комплексов и методики их проведения, а обучающиеся в группе КГэти комплексы и методики в учебном процессе не применяли.         Обе группы занимались 3 раза в неделю.

        Длительность занятий составляла 45 минут. На основную часть отводилось 30 минут, на подготовительную 10 минут, на заключительную 5 минут.

Эффективность разработанной методики определялась путем сравнения результативности, обучающиеся до и после педагогического эксперимента.

На пятом этапе оценивалась эффективность разработанных нами педагогических воздействий, применялись методы математической статистики, формулировались выводы, выполнялось оформление текста.


ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Разработка и апробация комплексов упражнений при обучении технике спортивных игр на уроках физической культуры

Перечень средств, разработанных и адаптированных нами для улучшения обучения техники нижней подачи и передачи мяча двумя руками сверху.

Разработанные нами упражнения применялись в педагогическом процессе, последовательно превышая нагрузку. Сначала упражнения разучивались и выполнялись в стандартных условиях в подготовительной и основной частях урока.

Комплексы упражнений на обучение техники нижней подачи и передачи мяча двумя руками сверху:

I комплекс упражнений на обучение техники нижней подачи:

1.Имитация подачи;

2.Набрасывание и ловля мяча;

3.Ударное движение по неподвижному мячу;

4.Подачи партнеру;

5.Подачи партнеру через сетку с небольшого расстояния;

6.Подачи в стену в определенную зону.

II комплекс упражнений на обучение технике передачи мяча двумя руками сверху:

1.Кистями обхватить мяч, лежащий на полу, руки повторяют форму мяча. Поднять мяч над головой в высокой стойке, сымитировать верхнюю передачу не выпуская мяча из рук.

2.Тоже, но сделать без мяча.

3.Подбрасывание – ловля мяча над собой, выполняя верхний прием.

4.То же, но во время ловли мяча выполнить небольшой прыжок вверх.

5.Подбрасывание мяча вверх и прием его над собой после отскока от пола в средней стойке.

6.Сделать 20 передач в пол в средней стойке.

Для совершенствования техники нами применялись следующие методические приемы. При исполнении упражнения, занимающимся по сигналу учителя (свисток, хлопок) предлагалось выполнять следующие упражнения. Для того, чтобы была высокая интенсивность выполнения упражнений.

Подвижные игры на развитие ловкости, прыгучести, скорости. (см. приложение. № 5).

3.2.Оценка и анализ разработанных комплексов упражнений

Для определения эффективности, разработанной нами методики, был проведён педагогический эксперимент.

Динамика изменения показателей в 1 тесте в ЭГ (Рис.1)

Рис. 1. Динамика изменения показателей в 1 тесте в экспериментальной группе

Тест №1 «Цель».Средний показатель прироста ЭГ составил 6,3%.

Динамика изменения показателей в 2 тесте в ЭГ (Рис.2)

Рис. 2. Динамика изменения показателей в 2 тесте в экспериментальной группе

Тест №2 «Свеча».Средний показатель прироста составил 2,3%

На рис. 3 представлена динамика изменения показателей в 1 тесте в КГ.

Рис. 3. Динамика изменения показателей в 1 тесте в контрольной группе

Тест №1 «Цель».Средний показатель прироста составил:-2,1%

На рис. 4 представлена динамика изменения показателей во 2 тесте («Свеча») в КГ.

Рис. 4. Динамика изменения показателей во 2 тесте («Свеча») в контрольной группе

Тест №2 «Свеча».Средний показатель роста составил1,0%

На рис. 5. представлена динамика изменения показателей до и после педагогического эксперимента в 1 тесте в ЭГ и КГ.

Рис. 5. Динамика изменения показателей до и после педагогического эксперимента

в 1 тесте в обеих группах КГ и ЭГ

На рис. 6 представлена динамика исследуемых показателей до и после педагогического эксперимента во 2 тесте в ЭГ и КГ группах.

Рис. 6. Динамика исследуемых показателей до и после педагогического эксперимента во 2 тесте в обеих группах ЭГ и КГ

Таблица1

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами  в 1 тесте  ЭГ.
Таблица 2

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами  во 2 тесте в ЭГ.

Таблица 3.

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами  в 1 тесте в К Г.

Таблица 4.

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами  во 2 тесте в К Г.


Темпы прироста показателей улучшения результативности в ЭГ составили: тест 1– 6,3%, 2– 2,3%, 3– 6,9%, 4– 3,2%, а в КГ: тест 1– 2,1%,  2– 1,0%, 3– 1,1%, 4– 7,0% (Рис. 7)

Рис. 7. Темпы прироста показателей улучшения результативности после педагогического эксперимента

После педагогического эксперимента у обучающихся ЭГ в 1 тесте произошел прирост в -6,3%, во 2 тесте- -2,3%, в 3 тесте- -6,9%, в 4 тесте- -3,2%  это свидетельствует о том, что применяемый нами комплекс, способствующий улучшению технической подготовки обучающихся10-12 лет, дал положительный результат.


ВЫВОДЫ

1. Проанализировав методику, основные средства и методы при обучении техническим элементам в волейболе на уроках физической культуры, пришли к выводу о том, что необходимо уделять должное внимание обучению технических элементов обучающихся в возрасте 10-12 лет.

2. Выявлено, что обучение волейболу на уроках физической культуры имеет свою специфику. Необходимо обучение техникеосновныхэлементов волейбола начинать с пятого класса – обучение технике передачи мяча сверху и обучение нижней подачи мяча.

3. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов.

4. Разработанные комплекс упражнений и методика обучения способствуют эффективному освоению техники передачи мяча сверху и нижней подачи мяча на уроках физической культуры в 5 классах. Эффективность данного комплекса упражнений и методики обучения подтверждена в педагогическом эксперименте. Прирост результатов в экспериментальной группев 1-омтесте  -6,3%, во 2 тесте- -2,3%, в 3 тесте- -6,9%, в 4 тесте- -3,2%.

5. Разработанные методические рекомендации при использовании комплекса упражнений положительно влияют на улучшение освоения технических элементов в практике общеобразовательной школы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Упражнения на обучение и улучшение техники передачи мяча сверху и нижней подачи мяча на уроках физической культуры целесообразно совершенствовать в комплексе, в разнообразных, установленных правилами темпах и ритмах.

2.Разработанные нами упражнения для обучения и улучшения техники передачи мяча сверху и нижней подачи мяча на уроках физической культуры в 5 классах целесообразно применять в основной части урока.

3. В процессе обучения и улучшения техники передачи мяча сверху и нижней подачи мяча эффективно применять методические приемы по использованию комплекса упражнений.

4.При проведении уроков физической культуры поспортивным играм в разделе «Волейбол» рекомендуем применять разработанные нами упражнения для обучения технике передачи мяча сверху и нижней подачи мяча.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Айрапетянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). -М.: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. - 165с
  2. Абросимова Л.И., Юрко Г.П. Физическое воспитание детей. /Абросимова Л.И., Юрко Г.П. - М, 1989/.
  3. А. Н. Кудин; Физкультура и спорт, малая энциклопедия;  1982 год
  4. А. П. Лаптев, А. А. Минх; Гигиена физической культуры и спорта.1979 год издания.
  5. 5Бобкова А.Н. Взаимосвязь двигательных и вегетативных функций у спортсменов различной квалификации: Вып.квал.работа. – Смоленск: СГИФК,1999-40с.
  6. Вайцеховский С.М. Оперативное управление процессом спортивной тренировки // Теория и практика Физической культуры. – 1979.-№1.-С.17-19.
  7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985.-176с.
  8. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 159 с.
  9. Геркан Л.В. Реферат статьи М. Шолиха. // Теория и практика физической культуры. 1965г. -№№ 11, 12. С. 16.'" Гугин А.А. Организация урока физической культуры в школе. // Теория и практика физической культуры. 1951г. -№ 8. -С. 18.
  10. Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт,1961.-168с.
  11. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. – М.: Физкультура и спорт,1973.-160с.
  12. Ежегодник. Засухин А.Ф. - М.: Физкультура и спорт, 1976/.
  13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт,1970.-245с.
  14. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
  15. Зинин А.В. Обучение по кругу // Спортивные игры. – М.: Физкультура и спорт,1997.-№8.-С.18-20.
  16. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. /Качашкин В.М. - М.: Просвещение, 1972/.
  17. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2010)
  18. Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дис…канд.пед. наук. – М.,2002.-24с.
  19. Костюков В.В., Шестаков М.М. Оптимизация процесса подготовки в спортивных играх: Учебное пособие для ин-товфизич. культуры и факультетов физич. воспитания педагогических ин-тов. -Краснодар, 1991.-159с
  20. Кряж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. – Минск: Высшая школа,1982.-214с.
  21. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Кун Л. - М., 1982/.
  22. Легоньков С.В. Методика развития физичской подготовленности в волейболе. – Смоленск:СГИФК,2001.-62с.
  23. Лихачев О.Е. Содержание, методика и организация занятий по физической подготовке волейболистов и баскетболистов: Методические рекомендации / О.Е. Лихачев, С.В. Легоньков. – Смоленск: СГИФК,1988.-
  24. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебн. для ВУЗов. – М.: Физкультура и спорт,1997.-304с.
  25. Матвеев Л.П. Теория физического воспитания: Учебн. Для ИФК/ Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт,1970.-285с.
  26. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. – М.,1976.-120с.
  27. Мидлтон, М.Р. Анализ статических данных с использованием MicrosoftExcel для Office XP / М.Р. Мидлтон; Пер. с англ.; Под ред. Г.М. Кобелькова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 296 с.
  28. Настольная книга учителя физической культуры: Методическое пособие / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
  29. Поляков М.И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. Поляков М.И. - 2002. - №1/.
  30. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Автореф.дис…канд.пед.наук. – Киев,1997.-25с.
  31. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно -соревновательным процессом в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт,1996.-200с.
  32. Романцов А.В. К вопросу об эффективности круговой тренировки в школьной практике. – Воронеж,1970.-168с.
  33. Снастин Э.М. Обоснование оптимальных форм организации учебного процесса по физ-воспитанию// Теория и практика физической культуры. - 1982.-№6.-СЛ9
  34. Солонкин А.А. Технология приминения круговой тренировки на учебных занятиях: Автореф.дис…канд.пед.наук. – Смоленск: СГИФК,2002.-23с.
  35. Солонкин А.А. Развитие двигательных качеств // Сб.науч.тр. – Смоленск: СГИФК,1999.-№6.-С.25-30.
  36. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков / Под. ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 2002. – 520с.
  37. Спортивные игры и методика преподавания.: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ./Под ред. Ю.И. Портных – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 320с., ил.
  38. Спортивные игры: Правила, тактика, техника / Серия «Высшее профессиональное образование»./Под общ.ред. Е.В. Конеевой.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-448с.
  39. Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб/. Под ред. Ю.И. Портных. М.: «Физкультура и спорт», 1977. - 382 с.
  40. Спортивные игры и методика преподавания.: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ./Под ред. Ю.И. Портных – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 320с., ил.
  41. Степанов Н.С. Комплексы общеразвивающих упражнений и подвижных игр на уроках физкультуры /Степанов Н.С. - Якутск, 2002/.
  42. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки / Ф.П. Суслов, В.Л. Сыч, В.Н. Шустин. – М.:СААМ,1995.-448с.
  43. Теория спорта / Под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – 424 с.
  44. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка / Филимонов В.И. - М.: Инсан, 2000/.
  45. Федоров Л.П. Планирование учебно-тренировочного процесса спортсменов разной квалификации: Методические рекомендации. – М.:РГАФК,1984.-27с.
  46. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1975, -208с.
  47. Хеннинг В. Интересы молодежи. М.: Прогресс, 1976. - 443 с.
  48. Библиофонд. [Электронный ресурс]URL:http://www.bibliofond.ru (дата обращения 15.12.2022)
  49. http://do.gendocs.ru

Приложение 1

Протокол

Результатыучащихся экспериментальной группы

до педагогического эксперимента

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

Богданов Евгений

4

6

4

8

Воробьева Даша

3

3

2

3

Грачев Вадим

6

8

6

8

Ермолин Алексей

3

4

5

4

Исаченко Иван

4

4

5

5

Кунцеевич Сергей

5

8

4

9

Макаренко Денис

4

6

4

6

Николаева Алина

2

4

2

4

Сухоручкина Диана

2

5

4

4

Фадеева Наташа

3

5

3

4

Приложение 2

Протокол результатов учащихся экспериментальной группы послепедагогического эксперимента.

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

Богданов Евгений

5

7

6

9

Воробьева Даша

5

5

5

6

Грачев Вадим

9

10

9

12

Ермолин Алексей

4

6

7

6

Исаченко Иван

4

5

5

6

Кунцеевич Сергей

9

9

7

12

Макаренко Денис

6

8

7

7

Николаева Алина

4

4

4

5

Сухоручкина Диана

3

6

6

6

Фадеева Наташа

6

5

6

7


Приложение 3

        Протокол результатов учащихся контрольной группы до педагогического эксперимента.

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

Бандуров Руслан

6

4

2

6

Бражников Андрей

4

3

3

4

Виншу Наталья

3

4

3

5

Гребенников Сергей

3

3

4

4

Курников Вячеслав

5

4

4

6

Мосякина Ксенья

2

3

5

3

Плешков Вячеслав

3

4

3

4

Смирнов Владимир

5

5

4

4

УнрайнДарина

3

3

4

5

Шукилович Ира

2

3

5

4

Приложение 4

        Протокол результатов учащихся контрольной группы после педагогического эксперимента.

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

Бандуров Руслан

5

5

3

6

Бражников Андрей

4

3

4

4

Виншу Наталья

4

3

3

6

Гребенников Сергей

4

3

4

4

Курников Вячеслав

5

5

4

6

Мосякина Ксенья

3

3

5

4

Плешков Вячеслав

4

4

4

4

Смирнов Владимир

5

5

4

5

УнрайнДарина

3

4

4

5

Шукилович Ира

3

3

5

4


Приложение 5

Таблица 1

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами  в 1 тесте  ЭГ

Фамилия, имя.

1 замер

3 замер

Прирост в %

Богданов Евгений

4

5

2,5%

Воробьева Даша

3

5

1,5%

Грачев Вадим

6

9

5,0%

Ермолин Алексей

3

4

2,5%

Исаченко Иван

4

4

1%

Кунцеевич Сергей

5

9

8,0%

Макаренко Денис

4

6

5,0%

Николаева Алина

2

4

10,0%

Сухоручкина Диана

2

3

5,0%

Фадеева Наташа

3

6

10,0%

Средний процентный показатель прироста в 1 тесте  составил:  - 6,3%

Приложение 6

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами во 2 тесте в ЭГ.

Фамилия, имя.

1 замер

3 замер

Прирост в %

Богданов Евгений

6

7

1,0%

Воробьева Даша

3

5

6,0%

Грачев Вадим

8

10

2.5%

Ермолин Алексей

4

6

5,0%

Исаченко Иван

4

5

2,5%

Кунцеевич Сергей

8

9

2,5%

Макаренко Денис

6

8

3,0%

Николаева Алина

4

4

1,0%

Сухоручкина Диана

5

6

2,0%

Фадеева Наташа

5

5

1,0%

Средний процентный показатель прироста в 2 тесте составил:  -2,3%


Приложение 7

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами  в 1 тесте в К Г.

Фамилия, имя.

1 замер

2 замер

Прирост в %

Бандуров Руслан

6

5

1,6%

Бражников Андрей

4

4

1,0%

Виншу Наталья

3

4

3,3%

Гребенников Сергей

3

4

3,3%

Курников Вячеслав

5

5

1,0%

Мосякина Ксенья

2

3

5,0%

Плешков Вячеслав

3

4

3,3%

Смирнов Владимир

5

5

2,0%

УнрайнДарина

3

3

1,0%

Шукилович Ира

2

3

5,0%

Средний процентный показатель прироста в 1 тесте составил:  -2,1%

Приложение 8

Разность показателей между 1-ым и 3-им контрольными замерами во 2 тесте в К Г.

Фамилия, имя.

1 замер

2 замер

Прирост в %

Бандуров Руслан

4

5

2,5%

Бражников Андрей

3

3

1,0%

Виншу Наталья

4

3

2,5%

Гребенников Сергей

3

3

1,0%

Курников Вячеслав

4

5

2,5%

Мосякина Ксенья

3

3

1,0%

Плешков Вячеслав

4

4

1,0%

Смирнов Владимир

5

5

1,0%

УнрайнДарина

3

4

3,3%

Шукилович Ира

3

3

1,0%

Средний процентный показатель прироста в 2 тесте составил: -1,0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Технологическая карта урока физической культуры в 3 классе "Подача мяча через сетку одной рукой"

Данная разработка урока предложена в помощь учителю в проведении урока физкультуры в 3 классе из раздела пионербол....

Технологическая карта урока физической культуры, 3 класс. Тема: "Ведение мяча левой и правой руками"

Цели деятельности учителяРазвивать умение самостоятельно выполнять ведение малого мяча правой и левой рукой;Продолжать учить выполнять комплекс общих развивающих упражнений;Научить играть в подвижную ...

Технологическая карта урока физической культуры для учащихся 4 класса. «Передача сверху в разделе программы «Волейбол».

Обучать передаче мяча сверху 2-мя руками.    Способствовать осуществлению межпредметных связей ( с математикой)....

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ВОЛЕЙБОЛА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ МЯЧЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПЕРЕДАЧЕ И ПОДАЧЕ МЯЧА,КООРДИНАЦИОННЫХ ЛЕСТНИЦ-ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ....

Урок физической культуры. Тема: Техника ведения мяча правой и левой рукой.

Презентация к уроку физическая культура в 4 классе....