Статья "Сохранение здоровья-важный фактор развития личности"
статья по зож
Сохранение здоровья-важный фактор развития личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте все! Всем здоровья и жизненных сил!
Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» - кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. Как же теперь определить, что такое здоровье?
Давайте обратимся за помощью в историю возникновения определения «здоровье». По мнению современных философов, приоритет в толковании сущности здоровья принадлежал греческим мыслителям. Одним из первых авторов определения понятия «здоровье» считают философа Алкмеона Кротонского, который утверждал, что «здоровье является гармонией противоположно направленных сил».
С точки зрения Гиппократа, такими силами являются четыре основных сока живого организма (кровь, слизь, жёлтая и чёрная желчь), соответствующие четырём стихиям, правильно смешанным.
Цицерон считал, что «здоровье – верное соотношение различных душевных состояний». Определения здоровья Цицерона и Гиппократа дополнены интерпретацией Платона: «согласие души и тела, это не какой-то непостижимый идеал, но необходимое и естественное условие здорового существования человека». Обратите внимание: души и тела!
Мне больше всего понравилось определение Пифагора, который определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь – как их нарушение. Вывод: все философы на первый план ставили душу.
А теперь современное определение, хотя ему уже более ста лет. Началось это ещё в эпоху Возрождения, когда здоровье человека стало восприниматься как здоровье «тела» и заметьте, прошло столько времени, а мы до сих пор думаем, что здоровье, внимание, «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Это определение было дано Всемирной организацией здравоохранения знаете в каком году? В 1946.
В 1968 году Всемирная организация здравоохранения приняло новую формулировку: «Здоровье – это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным». Да уж! Тут не то что запомнить, прочитать трудно и воспринять то, что сказано.
Конечно, были ещё другие определения. Например, И.И.Брехман (1990), основатель валеологии определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». Легче не стало.
Далее: В.П.Казначеев (1991), здоровье индивида, заметьте «индивида», не человека. Отвлеклась, извините. «Здоровье индивида – это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Хорошо, что ставится в первую очередь «состояние психического состояния». Наконец, кто-то из современных учёных поставил эту формулировку вначале. Далее я не анализирую, не имеет смысла. Более современных определений я нигде не нашла.
Будем исходить от слов В.П.Казначеева «…развитие психических способностей….». Наконец, обратили внимание на то, что первично внутреннее состояние человека. Здоровая душа-здоровое тело. Замечательное определение получилось. Кратко и всё понятно.
Теперь о своих мыслях вслух. 21 век – век цифровых технологий. Конечно, было бы наивно предполагать, если бы наука не двигалась вперёд. А она двигается в последнее время семимильными шагами: не успеваем освоить одну технологию, появляется другая. Это хорошо, это интересно. Теперь уже каждый ждёт новых открытий, новых, ещё неизвестных гаджетов, устройств и т.д. В наши школы приходят столько опросов, анкет, платформ, сайтов, что иногда учителя и родители путают одно с другим. Как успеть зарегистрироваться там, пройти опрос тут, заполнить анкету ещё неизвестно где…. Хочется задать вопрос, кому это надо: детям? Все: учителя, дети, родители и не подозревают, что они уже во всех непонятных соцсетях, а потом требуется отслеживать, где «сидят» дети, с кем общаются. Простите, а не мы ли сами регистрируем их везде, где только можно. Учёба остаётся на второй план. Тем не менее требуется качество знаний.
Каждый год высшие учебные заведения выпускают педагогов. Их почему-то в школах единицы. Во всех школах, будь то сельская или городская (пришлось работать и в городской, и в сельской школах) учителя пенсионного и предпенсионного возраста. Хорошо, что мы рождённые в СССР, где прививались ответственность и добросовестность. Вот и работают в школах учителя, которым давно надо передавать свой опыт, а некем заменить. Даже больно подумать о том, когда все уйдут на заслуженный отдых. Кто будет учить наше подрастающее поколение?
Я не сомневаюсь, что уже давно введена программа, нацеленная на самостоятельное обучение. Да, это может быть удобно, не буду спорить. А теперь вернёмся к теме эссе. ЗДОРОВЬЕ!!! Ребёнок находится дома, учится самостоятельно. Молодец! Осваивает все науки! Сидит у компьютера больше светового дня. Один…, без общения со сверстниками. Вот тут и начинается деградация личности изнутри. Вот вам и фильмы про зомби.
Вспоминая детство в СССР, я хочу сказать про телепередачи. Были три замечательные программы: каждый день «Спокойной ночи, малыши!», после которого мы шли все спать, по субботам «АБВГДейка», по воскресеньям «В гостях у сказки», где тётя Валя рассказывала нам о добре и зле, о дружбе и человеколюбии а потом транслировалась сказка. Сейчас я просмотрела все каналы, хотела найти детские передачи. Кроме, «Карусели», где мультфильмы транслируются непонятно каким контекстом, ничего не нашла. Зато появилась замечательная программа по каналу «Пятница» под названием «Умнее всех». Начало в 21.40, простите, какой ребёнок будет смотреть замечательную игру в 21.40? А ещё «Ералаш», наш добрый и смешной: после 12.00 ночи смотри, не хочу! Это как объяснить? Детей в нашем обществе нет? Для кого транслируют детские передачи по ночам?
Несмотря на всё это, во всех школах, а я уверена в этом, проводится много мероприятий, связанных со здоровьем ребёнка. В нашей школе еженедельно в каждом классе проводится классный час или беседа, или другое мероприятие на тему: «Здоровый образ жизни». Проводятся общешкольные мероприятия с привлечением родителей. Такие как: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – дружная семья», «Весёлые старты» и т.д. Да что тут перечислять, если каждый день учитель в процессе обучения сеет ещё в несформировавшиеся души детей доброе и светлое. Ребёнок уходит из школы с горящими глазами, потому что его похвалили, потому что он получил пятёрку, да просто с ребятами он сегодня общался и играл. На второй день утром он грустный, часто кладёт на парту голову (не выспался, наверно), может иногда и агрессивным быть. Что произошло, что случилось? Да, всё просто; мама не похвалила, папе не нужен подарок, который он делал от всей души. Вот и всё! Труд учителя одного дня сходится на «нет», и начинается всё сначала. Так и боремся мы с ветряной мельницей: в школе одно, дома другое. Этот пример о единичных семьях, не совсем благополучных. Вот в этих семьях чаще всего болеют дети: не физически, душевно, а душевная болезнь автоматически передаётся в физическое тело.
Можно рассуждать на эту тему бесконечно и всё равно правильного ответа никто не найдёт, потому что каждый человек - это огромный мир, Вселенная, звёздочка. Но звёздочка эта или загорится, или потухнет. Выбор каждого человека и никто не имеет права определять: загореться этой звёздочке или потухнуть. Учитель может только помогать и направлять. Низкий поклон всем учителям, которые посвятили свою жизнь во благо воспитания и обучения детей!
И в заключении своих мыслей, хочу прочитать старую легенду:
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своё и здоровье своих учеников.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника....

Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка
Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...

Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.
Исходной формой любой человесческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает внутренней структурой, обеспечивающей усвоение общественн...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"
Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знан...
