ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Здравствуй, детский сад".
учебно-методический материал (средняя, подготовительная группа)

Лисянская Светлана Юрьевна

 В домашней  ЛОГОТеке по лексической теме: "Здравствуй, детский сад" для родителей и детей среднего дошкольного возраста и подготовительного к школе возраста. Предлагаемые игры - задания предназначены для совместных занятий взрослого и ребёнка и носят занимательный характер. Выполнение заданий обогатит речевой опыт ребёнка (словарь, грамматику, связную речь), повысит интерес к детскому саду. Желаю успеха!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА

от  учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД».

(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Игровое упражнение: «Что делает?» (составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет)).D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Здравствуй, детский сад\imgh896095.png

Инструкция: «Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;

что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? — ... ; ... логопед? — ... и т.д.

  1. Игровое упражнение «Один – много» (образование существительных единственного и множественного числа (детям от 6 лет)).

Инструкция: Взрослый показывает картинку и задаёт вопрос: «Это комната, а это …комнаты, много чего?...много комнат.

Комната — комнаты — много комнат, спальня — спальни — много спален, коридор — коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет — кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки — много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка — игрушки — много игрушек.

  1. Игровое упражнение «Один – много» (образование глаголов множественного числа (детям от 5 лет)).

Инструкция: Взрослый говорит : «Мальчик (девочка) играет, а дети…»

 Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют, лепит —

  1. Игровое упражнение «Скажи наоборот» (умение называть сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и» (детям от 6 лет)).

Инструкция:  «Скажи наоборот - комната широкая, а коридор…узкий; зал большой, светлый и спальня большая, светлая; группа большая, а кабинет маленький.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Психоречевая гимнастика (от 5 лет)

Инструкция:        «Повтори за мной  слоговые цепочки»:

та-то-ту;        так-ток-тук;

пта-пто;        пта-пту;

моу-воу;        бау-пау;

мот-вот;        гау-кау;

бот-пот;        кот-гот.

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ( ОТ 4 ЛЕТ)

Инструкция: «Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...

Инструкция:  «Повтори чистоговорки»

Бик-бик-бик — кубик;

бан-бан-бан — барабан;

 ла-ла-ла — юла;

лет-лет-лет — самолет;

на-на-на — машина;

ка~ка-ка — куколка;

РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

  1. Считалка «Детский сад». На каждую строчку считалки четыре ритмичных удара мяча об пол или хлопаем в ладоши:

«Детский сад мы очень любим,

В нем играть, расти мы будем».

  1. Речевая подвижная игра «Сначала буду маленьким». Ребёнок садится на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляется, становится на носки и тянется вверх, поднимая руки и произносит слова:.

«Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь»

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?»  (с помощью наводящих вопросов для детей от 5 лет). D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Здравствуй, детский сад\670184.jpg

https://yandex.ru/images/search?pos=17&from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fs.bookmix.ru%2Fbooks%2F4%2F4%2F1%2FNash_detskij_sad_Kartiny_po_razvitiyu_rechi_det

  1. Чтение и заучивание стихотворения (по желанию)

( от 5 лет)

 Новичок

В сад пришел к нам новичок,

Мы зовем его Молчок:

Он молчит, не ест, не пьет,

Песен с нами не поет.

А потом, глядишь, привык:

С нами вместе — скок да прыг.

Говорит, и ест, и пьет,

И танцует, и поет...

Он Петрусь, а не Молчок,

Этот мальчик-новичок!

А. Бродский

  1. Чтение сказок для детей  -   перейдите по ссылке  
     https://nukadeti.ru/skazki/dlya_detej_4_let

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. 



Предварительный просмотр:

Подготовила:

учитель – логопед

МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино»

Лисянская Светлана Ю.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ НОРМЕ»

  Звукопроизношение — процесс производства звуков речи,  осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы.

  В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных. Звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков свистящие – шипящие, звук л артикуляционную базу для звука р).

  Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

  Предшественники звуков появляются на этапе гуления, примерно с полуторамесячного возраста.

  Гуление - это непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовые реакции. Гуление является первичной формой голосовой активности малыша. Ребёнок начинает произносить звуки с участием губ и языка, на этой стадии можно выделить гласноподобныезвуки: [а, о, у, э] и согласноподобные: [п, м, к, г, х]. От трех до шести месяцев гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: [аль–ле-е-лы-агы-аы].

  В этот период начинается этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.

Лепет - голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. Который представляет собой слогоподобное произношение [та-та-та, ба, ма] и т. п. Лепет представляет собой «предречь», так как происходит упражнение речевого аппарата, ребенок учится прислушиваться к себе. К 5-6-ти месяцам жизни ребенок несколько минут подряд ритмически повторяет слоги: та-та-та, га-га-га и т.д.

  В 10-12 месяцев эти цепочки слогов становятся всё короче ребенок начинает произносить "слова", образованные повторением одного и того же слога по типу: ба-ба, ма-ма.

 Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности.

С одного года у ребёнка начинается новый этап - звуки начинают функционировать в составе слов.

 В возрасте 1 год 3 месяца –1 год 8 месяцев у детей появляются ударные гласные звуки: [а, о, у, и]; согласные звуки: [м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь];

стечения согласных звуков нет.

 В возрасте 1 год 8 месяцев – 1год 10 месяцев у детей появляются согласные

звуки [х, п, й]; часто в слове опускается начальный звук или конечный, появляются стечения согласных в середине некоторых слов.

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов.     Формируется фразовая речь.

 Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, это уже считается отставанием речевого развития от нормы.

 На 3-ем году жизни ребенку доступно произношение всех гласных кроме [ы]. В 3 года появляются свистящие, дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик - сёнтик), появляется умение произносить в стечении согласные звуки.

 Большинство звуков формируется не сразу, а постепенно через «промежуточные» переходные звуки.

Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими, часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г - Д, а также оглушение звонких звуков. Не умение произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, [р]-[р'], [л]-[л'] эти звуки заменяются, либо пропускаются.

   Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста − смягчение речи.

Артикуляторно-сложные - это звуки с более сложным составом артикуляторных движений и поэтому они позже формируются в онтогенезе и замещаются простыми. Согласно этим представлениям, порядок усвоения звуков в онтогенезе и последовательность формирования звуковых дифференцировок при речепроизводстве обусловлены постепенностью созревания речедвигательного анализатора.

 В 4 года должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения.

В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р'] и аффрикаты [ц], [ч].

Многие дети среднего дошкольного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: Л, Ль, Й. Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Это физиологическая замена и не является патологическим нарушением.

 В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они, смешивают и при произношении и восприятии на слух.

  Однако нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие ш, ж, щ, ч или только заднеязычные к, г, х. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков (М.Ф. Фомичева):

  1. Искаженное произношение звука. Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, горловое р, когда вибрирует маленький язычок, а не кончик языка; межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

  1. Пропуск (отсутствие) звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р и л).

  1. Кроме того, у ребенка могут наблюдаться так называемые нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков. Нарушения фонематического слуха.

В первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Три составляющие для образования звука: дыхание, голос, артикуляция.

 Артикуляционная и дыхательная гимнастика полезна для всех и детей, и взрослых, она развивает подвижность артикуляционного аппарата, укрепляет мышцы, делает речь, правильной, красивой и четкой.

Для детей всё поводится игровой форме.

  • Предлагаю Вам упражнения, которые не требует особенной подготовки.  «Чей кораблик дальше уплывет?», «Буря стакане», «Перышко, лети», «Футбол», сдувать одуванчики, дуть в свистульки, дудочки, ветрячки, мыльные пузырим.

 Запрещается  проводить данные упражнения, если у ребёнка заболевание дыхательных путей, сразу после еды.

  • Артикуляционная гимнастика начинается в раннем возрасте, когда мы просим ребенка «Поцелуй маму», мы показываем, как нужно вытянуть губки, он повторяет за вами укрепляя тем самым мышцы губ.

 Развиваем подвижность языка – подразнится «Покажи язычок», играем с язычком как индюк, поем песенки: ля – ля-ля.

Когда ребёнок начинает понимать простые инструкции и подражает можно включать игровые артикуляционные упражнения по подражанию

«Улыбочка – хоботок», «Лошадка», «Лопаточка», «Качели», «Часики».

 Обязательно давать ребёнку твердую пищу морковку, яблоки, развивает мышцы челюсти.

  • Умение сосредоточится на звуке очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Это умение называется речевой слух.  Маленький ребёнок не умеет управлять своим речевым слухом, но его этому можно научить.

Играя с малышом  различными музыкальными инструментами, звенящими игрушками, коробочками  развивают слуховое внимание, научить слушать и слышать.

Упражнения для развития слухового внимания: «Угадай, что звучит?», «Коробочки со звуками», «Тихо-громко», «Угадай животное по голосу?», «Угадай чей голосок?», «Музыкальные инструменты», «Кто позвал?», «Колокольчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный мир Байкала".

В домашней ЛОГОтеке представлен материал для родителей и детей  старшего дошкольного, подготовительного к школе возраста по лексической теме "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный ми...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лето. Насекомые." (для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Лето. Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, для совместных занятий с ребёнком Вы найдёте разные, увлекательные, речевые, игровые упраж...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Огород. Овощи. Труд овощевода" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме "Огород. Овощи. Труд овощевода." представлены занимательные игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развития сязной речи и гра...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Сад. Фрукты. Труд садовода." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи,  темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по л...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние животные и их детёныши. Забота о человеке" ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние животные и их детёныши. Забота человека." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовле...