Обучаем детей нотной грамоте. Продолжение сказки о длинных и коротких звуках.
методическая разработка (подготовительная группа)

Давыдова Ирина Вадимовна

Если вашему ребенку трудно постигать музыкальную нотную грамоту, попробуйте показать  (или прочитать) музыкальные сказки, которые помогут ему в этом разобраться. В этой, третьей по счету сказке, "День рождения Нотки", я продолжаю разговор о длинных и коротких звуках.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_notki._tekst_dlya_nsportal.docx24.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Длинные и короткие звуки. Продолжение…

Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня уже третья наша встреча, посвященная музыкальной грамоте. Вы, возможно, уже умеете читать. Да, зная буквы, можно начинать читать простые книжки. Но если вы знаете не только буквы, но и знаки препинания, и другие правила, вы сможете прочитать любимую сказку с выражением! Так и музыку можно «прочесть», зная о нотах такие важные вещи, как их название, расположение, высоту, длительность… И вы наверняка слышали, как выразительно играют музыканты на музыкальных инструментах! Мы с вами уже познакомились с такими понятиями, как ритмический рисунок, сильные и слабые звуки. Начали разговор о длинных и коротких звуках…  Я хочу его продолжить. Надеюсь, вы не забыли еще про музыкальное сказочное королевство? Про Короля Ритма, его жену-королеву Мелодию, их детей: сестричку Нотку и братика Звука?

Сегодня очередная глава сказки. Можно сказать, следующая серия… И называется она «День рождения Нотки».

Сказка третья.     «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НОТКИ»

Скоро в королевском дворце состоится праздник. Старшей из королевских детей, принцессе Нотке исполняется 7 лет. И хотя у Нотки была прекрасная своя большая комната, да и весь дворец был в такой день в ее распоряжении, она заявила:

- Я не хочу устраивать праздник во дворце! Никаких пышных церемоний! Сейчас – лето, и мне хочется свой день рождения отметить в кругу близких друзей на природе! Мы будем веселиться, играть, петь и танцевать прямо на лужайке недалеко от дворца!

- Но как же твое новое бальное платье? – расстроилась Королева Мелодия. - Его же специально сшили к твоему дню рождения!

- Мамочка, давай я его надену на твой день рождения, хорошо? А для моего дня у меня есть много других нарядов.  

Король с королевой очень любили свою доченьку, и ни в чем не могли ей отказать.

- Ну что ж, - согласились король с королевой. На лужайке, так на лужайке.

- Но, хотя бы музыкантов можно пригласить? – спросил король Ритм.

- Хорошо,- сказала Нотка. Только пусть они играют не только «дворцовую» музыку, но и обыкновенную, детскую. Всем должно быть весело!

Нотка со своим братиком Звуком сами захотели выбрать полянку, чтобы начать её оформлять к празднику. Эту… Нет, эту… Они придумали много интересных вещей. И смешные колпачки для всех друзей, и веселые дуделки-свистелки… И у них неплохо получалось!

- У всех моих подруг на праздничном столе всегда был большой торт со свечами, - сказала Нотка братику. - И у меня конечно будет! Только нужно подумать, как его разрезать на столько частей, чтобы всем хватило… Нам с тобой нужно порепетировать, согласен?

Для такой репетиции на королевской кухне испекли торт. Конечно, не такой пышный, как позже будет на самом празднике…

- Вот смотри, - показывала Нотка Звуку. Если мы вот так разрежем торт, то получится 2 части, а если еще будем разрезать, то 4 части.

- Ой, а я знаю, на что это похоже! – весело сказал братик Звук. А он был очень музыкальным мальчиком! Это же как с «целой» нотой! В одной целой ноте помещаются 2 половинные или 4 «четверти». Мы же так яблоко резали!

- Молодец! – похвалила его Нотка. Ты хорошо запоминаешь!

Но, если бы мы праздновали только со своей семьей, то есть за столом сидели бы мама, папа, я и ты, то нам бы хватило этих частей.

- Ну! Такие огромные куски! Такой мне и в рот не поместиться! – рассмеялся Звук.

- Но ко мне придут мои подруги: София, Анна, Лиза и Мария. Сколько получается всего людей? Ну-ка, сосчитай!  

Звук наморщил лоб и стал считать, загибая пальцы… - Восемь!

- Значит, нужно разрезать торт на 8 частей. Каждую нашу четвертую часть разрезаем еще напополам…

- Подожди! Значит, из одной четвертой части торта получается две восьмых части того же торта?

- Подожди! Значит, из одной четвертой части торта получается две восьмых части того же торта?

- Какой ты догадливый! Так же, как и в одной четвертной нотке помещается 2 «восьмых».

- А как же их записывать тогда? У нас уже были и белые ноты, и черные, и с палочками…

- Тебе правда интересно? Тогда смотри… И сестричка стала рисовать ноты на бумаге.

А вам, ребята, интересно? Тогда, смотрите. Помните? – это целая нота. Представим, что это – целый Ноточкин торт. Его можно разрезать пополам. Получится 2 половины, ну, или две «половинные» ноты. Делим каждую половину еще пополам, - получится 4 четверти. Помните? В каждой целой ноте умещаются 4 четвертных ноты. А если мы разрежем каждый кусочек торта еще пополам? Восемь кусочков. Но каждый кусочек ровно в 2 раза меньше! И каждая «восьмая» нота звучит в два раза короче, а, значит, и играется в два раза быстрее, чем «четверть». Нотка уже нарисовала «восьмые» ноты (показываю). Это черный овал с палочкой, но еще и с таким хвостиком наверху. В четверти таких «восьмушек» - две, в половинной ноте – 4, а в целой – умещается 8!

- И вот так каждый раз, когда «восьмых» ноток много, их и рисовать нужно все с хвостиками? Замучаешься… - сказал братик Звук.

- А вот и не надо! – засмеялась Нотка. Если в музыке звучит подряд две «восьмые» нотки, то можно их объединить под одной крышей. Вот так! А если несколько восьмых подряд, то всех – под одну крышу!

- Здорово! – обрадовался звук. А считать их как?

- А вот так, - показала Нотка.

Попробуй пропеть какое-нибудь словечко. Ну, как в песенке без слов – «ля». И потяни подольше: «ля-я-я-я…» А в это время прохлопай 4 раза. Вот как долго звучит и длится эта нота.  Когда видим «половинную ноту», то хлопаем 2 раза и столько поем слово: «ля-я». Эта нота длится меньше. А четвертная нота и наш звук длится еще короче, всего на один хлопок «ля».

- А как же считать «восьмые»?

- Не догадываешься? Нет? Чтобы спеть «восьмую» нотку мы споем 2 раза «ля», а хлопнем всего 1 раз. Вот так. Слышишь, какая она короткая?  Вот также быстро звучат восьмые нотки, когда их играют музыканты на музыкальном инструменте.

- Как интересно!

А затем немного загрустил…

- Ты чего такой грустный? – спросила Нотка.

- Скажи, а ты только девчонок пригласишь в себе на день рождения? И мне с ними в ваши девчачьи игры придется играть?

- Ну почему же… - призадумалась Нотка. – Давай пригласим еще и твоих друзей-мальчишек!

- А еще бабушка и дедушка приедут!

- Ну, тогда уж, пусть моя подруга Мария берет с собой свою собачку, а Лиза – кошку.  А у Анны такой замечательный попугай! Пусть она его тоже захватит. Он так весело всех передразнивает!

- А мой друг Дэн принесет свою морскую свинку! А Макс – ёжика! Да… повеселимся!

- Ну конечно! Вот видишь, как хорошо, что мы договорились праздновать на лужайке!

- Ой, так и никакого торта не хватит! - забеспокоился братик Звук. - Сколько же кусков нам нужно?

- Не переживай, - смеясь, успокоила его Нотка. – Мы попросим испечь трехъярусный торт. Вот такой!

- Ух, ты… И тогда его сможем разрезать на много-много кусочков, и всем-всем хватит! Ура! – закричал Звук и стал бегать по лужайке.

А мы, ребята, будем продолжать резать наш торт. Каждый кусочек можно разрезать еще и еще… Но только кусочки будут такие маленькие, что превратятся совсем в малюсенькие… И каждый раз новый маленький кусочек будет в два раза меньше, чем предыдущий. И торт можно разрезать на 16 кусочков.

И, даже на 32 кусочка…

Так и со звуками и нотами. Некоторые из них целые, как целый торт! - и звучат долго-долго… А другие могут быть совсем короткими, как самые маленькие кусочки, и звучать будут очень быстро! И в музыке есть ноты, которые звучат еще быстрее, чем «восьмые». Это «шестнадцатые», «тридцать вторые».

А записываются они вот так. Это «шестнадцатая» нота, у нее уже 2 хвостика наверху. Или, если звучат несколько таких нот, -  «двойная крыша». Представляете, как они быстро звучат? Когда хлопнете 1 раз, вы должны аж 4 раза успеть сказать «ля»: «ля-ля-ля-ля». Или сыграть также быстро!

……………………………………………………………………………………………….

И вот настал долгожданный день! На поляне был накрыт стол. На нем – разные вкусняшки – все, что любят все дети!

К Нотке приехали бабушка с дедушкой, пришли все ее подружки и друзья ей братика. Все были нарядные, поздравляли Нотку и дарили ей подарки.

Звучала красивая музыка. Музыканты старались угодить всем.

Мама-королева Мелодия- очень любила бальные танцы, и поэтому, несмотря на то, что на траве не очень удобно, она, все же показала детям несколько красивых движений для бального танца.

- Бабушка, дедушка, - попросила Нотка. А вы не хотите потанцевать?

Тогда бабушка с дедушкой удивили всех присутствующих! Они показали танец, который любили танцевать в молодости, -  рок-н-ролл!

- Вот это да! – удивились ребята, и захлопали в ладоши.

Ребята надели на себя яркие колпачки, и раскрасили себе лица так, что стали похожи на котов, собачек, тигрят!

Детям нравилось веселиться на поляне! Они танцевали, бегали, играли!

Когда все собрались к столу, то запели традиционную песню: «С днем рожденья тебя! С днем рожденья тебя!»

- Подождите, подождите! – стала останавливать их Нотка. – Мы с братиком Звуком приготовили сюрприз. Эту песенку мы выучили по нотам и сейчас сыграем вам на двух пианино сразу! А вы все будете смотреть на ноты и петь со словами! Договорились?  И Нотка со Звуком сели за фортепиано.

Давайте, ребята, и мы с вами споем. Когда я буду показывать на целые ноты, мы будем долго тянуть звук. Четвертные ноты пропоем в два раза быстрее, а восьмые – еще быстрее!

(поем под грамзапись)

И, конечно же, принесли огромный торт со свечами! Нотка, как водится, загадала желание и задула свечки. Торт действительно был такой огромный, что всем досталось, и даже не по одному кусочку!

К вечеру довольные, гости начали разъезжаться по домам. А королевская семья вернулась во дворец. Нотка, уставшая, но счастливая, ушла в свою комнату во дворце и тут же уснула в своей любимой кроватке…

Спокойной тебе ночи, Нотка! И счастливых снов!

И с вами я прощаюсь, ребята. Но, надеюсь скоро увидеться в нашей сказке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нотный дом" (нотная грамота в стихах)

Методическая разработка по музыкальной грамоте...

1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...

сказка по обучению детей грамоте "Волшебная страна грамота" - продолжение сказки про музыканта

Сказка ознакомительного содержания, знакомит ребят с такими понятиями, как звуки, слоги, слова, предложения. В основном направлена на развитие интереса к виду деятельности. Это продолжение предыдущей ...

Обучаем детей различать: большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий

Обучаем детей различать: большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий Понятие маленький- большойЦель  занятия.Научить детей сравнивать предметы по величине: высокий - н...

ООД в средней группе по обучению грамоте «Длинные и короткие слова»

расширяю знания детей об окружающем мире;продолжаю знакомить детей со слоговой структурой слова, показываю им, что в разных словах разное количество слогов «слова длинные и к...

Методическое разработка «Длинное и короткое слово» (для детей 4-6 лет)

АннотацияФонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласны...