Речь
материал (младшая группа)

Варибрус Алина Олеговна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

УДК37

Фатеева Т. Н.

старший воспитатель

Варибрус А. О.

воспитатель

МАДОУ д/с №42 «Березка»

Россия, г. Белгород

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ

Аннотация: в статье рассматриваются основные виды речевых игр и упражнений, способствующих развитию речи детей раннего дошкольного возраста. Отмечена важность и целесообразность обучения посредством игры.

Ключевые слова: речь, артикуляция, дети раннего возраста, речевые игры и упражнения.

Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, поэтому и обучать их целесообразнее через игру. Для этой цели существуют дидактические игры, которые способствуют решению всевозможных педагогических задачи в игровой форме [1, с. 43]. Необходимость в игре и стремление играть у детей нужно использовать и направлять с целью решения определённых учебных и воспитательных задач, поскольку во время игры дети даже не подозревают, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

В период раннего детства дети овладевает речью: на втором году жизни они, как правило, понимают обращенную к ним речь и могут эмоционально на неё откликаться, а к трём годам уже свободно говорят самостоятельно. Задачи всестороннего развития ребёнка напрямую зависят от правильного обучения речи [2, с. 22].

При выборе содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями необходимо опираться на детский опыт, потому что дети второго-третьего года жизни уже очень многое знают и видят, что определяет основу их самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обуславливает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием проговаривают и действуют по образцу (укладывают куклу спать, кормят курочку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики. 

Навыки правильного звукопроизношения являются одним из показателей успешного речевого развития ребенка. Поэтому ребенку важно научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировку органов артикуляции с детьми раннего дошкольного возраста необходимо проводить в игровой форме, чтобы процесс развития артикуляционной моторики проходил активнее, быстрее и интереснее.

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза.

Задержка речевого развития оказывает влияние не только на словарь ребенка, слоговую структуру, звуконаполняемость, но и на формирование звуков языка, «произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции» [3, с. 35]. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Безусловно, определить конкретную схему появления речевых звуков у детей раннего дошкольного возраста не представляется возможным, поскольку процесс развития звукопроизношения сугубо индивидуален.

Игры по развитию общей моторики.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена рядом исследований крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с овладения ребенком моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет детям необходимо овладеть ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, действиями с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, контролировать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

 Подвижные игры с речевым сопровождением.

Детям раннего дошкольного возраста особенно нравится играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые способствуют активному развитию их речи. Ребята с радостью повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, поджидая знакомый финал. Игры для малышей подробно описаны в литературе, поэтому ограничимся перечислением наиболее популярных: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Кот Васька», «Мотыльки», «Кошка и цыплята», «Коршун и цыплята», «Пчелки», «Вороны» и другие.

 Детство без игры и вне игры ненормально. Лишить ребёнка игровой практики – значит оставить его без главного источника развития, ведь для детей игра является продолжением жизни. Благодаря игре ребёнок познает мир, учится мыслить о реальных вещах и действиях.

Литература:

  1. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В.В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез, 2015.  112 c.
  2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013.  160 c.
  3. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова.  СПб.: Детство-Пресс, 2016.  128 c.

© Фатеева Т.Н., Варибрус А. О, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...