Викторина по русским народным сказкам
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Беднер Анастасия Владимировна

выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области «Чтение художественной литературы» на конец учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_russkim_skazkam.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Юргинского муниципального района

Кемеровской области

МБДОУ «Детский сад Юрга-2 «Солнышко»

Викторина по русским народным сказкам.

(конспект итогового НОД по чтению художественной литературы в старшей группе)

Автор – составитель: Беднер А.В.

Юргинский район,  2013 – 2014

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области «Чтение художественной литературы» на конец учебного года.

Задачи:

  • Выявить умение детей определять жанр художественного произведения,
  • Закрепить названия  любимых сказок,
  • Выявить умение называть детских писателей;
  • Закрепить умение читать по ролям сказки и стихи;  
  • Выявить  знания программных стихотворений наизусть.
  • Воспитывать усидчивость, умение ограничивать свои желания  отвечать  без  разрешения взрослого.

Материал: Фигурки настольного театра, сундук (гречиха, картинки щука, стрела, портреты (Носов , Толстой, Пушкин) книги «Живая шляпа», «Огурцы», «Пожарные собаки», «Косточка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», игрушки 5 собак.

Предварительная работа: Чтение произведений на занятиях и в режимные моменты, просмотр мультфильмов, рассматривание книг, рисование эпизодов сказок.

Методы и  приемы:

                   Игровой: дидактические игры, театрализованная деятельность.

                   Словесный: чтение по ролям, рассказывание наизусть.

                   Наглядный: рассматривание иллюстраций.

Ход  НОД:

Воспитатель: Сегодня мы вспомним  некоторые  литературные произведения,  с которыми познакомились на занятии.

 «У Лукоморья» -  чтение стихотворения детьми наизусть.

Воспитатель: Посмотрите на плакат. Какое стихотворение А.С. Пушкина вы можете рассказать, глядя на него?

 Воспитатель:  В этой сказочной  стране «Лукоморье»  живут сказки.

Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки? 

Дети: Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…

Воспитатель: Какими  заканчиваются? 

Дети:  Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал -  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…

«Игра « Наоборот»»

1.Теремок маленький , а медведь(большой )(показываю книги с р. н. сказками).

2.Колобок доверчивый , а лиса (хитрая)

3.Баба яга злая , ёж (добрый)

4.Дочка мачехи ленивая , а Хаврошечка (трудолюбивая).

-Молодцы !

Игра «Волшебный ларец».

(Дети проходят и садятся за столы.)

Воспитатель: Это чудесный ларец.  В нем лежат  волшебные  предметы  из  сказок.

Воспитатель: Подумайте и  скажите, что там  может лежать?  

Дети: волшебная  палочка, клубочек, сапоги-скороходы и т.д.

Воспитатель: В этом ларце лежат предметы  знакомых вам сказок.  (Воспитатель по очереди  достает предметы)

Воспитатель: Из какой сказки стрела?

Дети:  «Царевна-лягушка

Воспитатель: цветок? 

Дети: Аленький  цветочек»

 Воспитатель: гречка?

 Дети: «Крупеничка»

Настольный   театр  сказок.

(игрушки-самоделки:  корова, Хаврошечка, Иван-царевич,  Царевна-лягушка,  Сивка-Бурка,  Иванушка-дурачок.)

Воспитатель: Сейчас  вы увидите  отрывки из сказок, которые покажут  дети с  помощью настольного  театра.  Вы  должны угадать,  из  какой  он  сказки.

*Сказка «Крошечка-Хаврошечка»

  Катя и Захар:

-Коровушка-матушка, меня ругают,  бранят,  плакать  не  велят,  досыта  не  кормят,  работать  заставляют.

-  влезь  ко  мне  в  правое  ухо,  в  левое  вылезь  -  все  будет  исполнено.

*Сказка «Царевна Лягушка»

 Егор и Ксюша :

-  Отчего ты,  Иван-царевич,  невесел?

    Отчего  ниже  плеч  буйну  голову  повесил?

-   Царь-батюшка приказал  к  утру  хлеб  испечь.

-  Не печалься,  ложись  спать.  Утро  вечера  мудренее.

*Сказка «Сивка Бурка»

Артур и Даша:

 - Сивка-Бурка,  вещий  Каурка,  встань  передо  мной,  как лист  перед  травой.

  — Конь бежит,  земля  дрожит.

  Из  ушей  дым  столбом  валит, из  ноздрей пламя  пышет.

Одна  шерстинка  золотая,  другая  серебряная.

Физминутка.

Д/игра : «Назови сказку»

( выходят дети в шапках- масках  из за ширмы и читают отрывки из русских народных  сказок  поочерёдно для каждой команды ).

1.-Здраствуй, сестрица !Что кушаешь?

- Рыбку , здраствуй , братец .

- Дай мне хоть одну

Налови сам и кушай.

 -Я не умею

-Ведь я же наловила . Ты , братец , ступай на реку , опусти хвост в прорубь , сиди  да приговаривай : «Ловись, рыбка и мала и велика …»( « Лисичка сестричка и серый волк» отгадывает одна из команд .Персонажи из сказки садятся на свои места ).

2.В огороде яблоня росла , налетел ветер , качнул яблоньку . яблоко хлоп – зайке в лоб! Прыгнул зайка под куст и думает : « вот страсти то …четыре охотника за мной гнались и все с собаками , как только меня ноги унесли ?( «У страха глаза велики» отгадывает одна из команд . Персонажи из сказки садятся на свои места ).

3.А лягушка ему отвечает :

-Возьми меня замуж ,

Иван , знать судьба твоя такая…( «Царевна - лягушка» отгадывает одна из команд . Персонажи из сказки садятся ).

4.Прибежал козлёнок на речку . стал на берегу , жалобно закричал :

-Алёнушка , сестрица моя

Выплынь , выплынь на бережок ,

Костры горят высокие , котлы кипят чугунные .                                               

Хотят меня зарезати .( « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» .

Сказки  народов  ханты и  манси.

(Дети выходят  на коврик и  садятся  вокруг  столика, на  котором  чум,  лабаз, олень и т. д.)

-  О  каких  сказках  будем  говорить?

1. Картинка  воробья.

Воспитатель:  Вспомните сказку, в которой главный герой  воробей. («Воробьишко»)

 -Каким он  был в  начале  сказки? (глупым, несмышленым, маленьким)

-  Каким стал  в  конце  сказки?   Почему?  (он подрос, научился  летать,  стал умным,  потому  что  поговорил с  умными  людьми)

 ( Дети возвращаются  за  столы.)

Конкурс : «Разложи правильно»

Подойдите к столам  , на которых лежат иллюстрации к сказкам , рассмотрите их и слева - направо разложите по порядку : начало , середина , конец сказки  .Каждая команда рассматривают , раскладывают иллюстрации и называют свою сказку : «Гуси – лебеди» , « Кот , петух и лиса».

Игра  «Найди  автора».

-  Чем  сказка  отличается  от  рассказа?

(На доске портреты  Н. Носова, Л.Толстого,  А. Пушкина)

-  Кто это?   

Это авторы  книг,  которые  лежат  на столе.  (Воспитатель  вызывает одного ребенка,  он должен  разложить  книги  правильно  по  полочкам.)

-  Покажи, Саша, книгу, а  дети скажут,  о  чем  она и  кто  ее  автор,

Н.Носов.

«Живая  шляпа»

«На  горке»

«Заплатка»

«Незнайка  на  Луне».

Л. Н. Толстой

«Лев и  собачка»

«Прыжок»

«Пожарные  собаки»

«Филиппок»

А.С.Пушкин

«У  Лукоморья»

«Сказка  о  золотой  рыбке»

Чтение  стихов.

1.  «Пять  маленьких  щенят»  -  с  фигурками  щенят (игрушки,  корзинка)

2.  По желанию:

     «Посидим  в  тишине»

      «Весенняя  гостья»

Подведение  итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

Викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки"

Данный материал предлагается как итоговое занятие по чтению русских народных сказок в средней группе детского сада....

Литературная викторина по русским народным сказкам: «В гостях у сказки»

24 ноября  в корпусе «Рыжик» учитель-логопед  Исхакова  Гюзель  Жафяровна  провела  с детьми подготовительной группы  «Почемучки» литературную викторину  «В гос...

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи:  - активизировать знания детей о русских народных сказках...