НОД по художественной литературе С. Иванов "Каким бывает снег..."
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Занятие по художетсвенной литературе в подготовительной к школе группе по теме "Каким бывает снег..."(С. Иванов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной к школе группе (5,5–7 лет).
«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области«Чтение художественной литературы»
Тема: «Чтение рассказа Сергея Иванова «Каким бывает снег»
Цель: познакомить с произведением С. Иванова «Каким бывает снег». Задача: -учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения
-формировать умения озаглавливать текст и подготовка к пересказу;
-обогащать словарный запас и развивать речь детей;
-развитие интереса к чтению художественной литературы через беседу о красоте природы;
-пробуждать видеть красоту природы;
-воспитывать интерес к родной природе, к Родине;
-развитие личностных качеств: самооценка, самостоятельность, умение выслушивать ответы товарищей.
Ход занятия:
Дети заходят и становятся в круг с воспитателем.
- Организационный момент.
Встали в круг, возьмитесь за руки.
-Дети, вам тепло? Сожмите ваши ладошки, почувствуйте тепло друг друга.
-Это хорошо. Потому что сегодня мы будем говорить о чем-то очень холодном.
Игра «Собери картинку»
Работа в подгруппах
(На столе разложены 2 сюжетные картинки, разрезанные на части, 1картинка на 6 частей, итого 12 частей).
Я попрошу вас подойти к столу и взять по одной части картинки.
А теперь посмотрите на обратную сторону картинки. Видите, что они разного цвета. Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной подойдите к столу, отмеченному синей снежинкой, а те, у кого обратная сторона картинки белая, подойдите к столу с белой снежинкой.
(Звучит тихая музыка)
Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О зиме)
- Правильно, о том времени года, которое стоит на дворе сейчас.
Встают в круг- Сейчас, я предлагаю вам закрыть глаза, взяться за руки и отправится в гости к Зимушке-зиме в ее зимнее Царство.
Дети закрывают глаза. Воспитатель включает музыку «Зима» Чайковский.
-Вот мы и в зимнем Царстве. Скажите, что вы представили, когда слушали музыку?(Снегопад, снег на деревьях)
- А, может кто то из вас представил вьюгу? (Нет)
- А почему? (Потому что музыка звучала спокойная, нежная, красивая, не похожа на вьюгу)
- Вот видите, ребята, зиму можно не только увидеть, но и услышать, благодаря музыке.
- Молодцы, а сейчас послушайте загадку и отгадайте ее:
Странная звездочка с небо упала.
Мне на ладошку легла и пропала!
(Это снежинки, снег)
- Какими словами можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, мягкий, нежный).
- Говорят снег пушистый, значит мягкий. Упадёшь в пушистый снег и не ударишься. На что похож снег? (На вату). Снег похож на вату. Снег, как вата, пушистый, мягкий. Так какой идет снег зимой? (Пушистый, мягкий).
Воспитатель: А давайте, и мы превратимся в легкие пушистые снежинки.
Присаживайтесь на стульчики.
-Ребята, а в какое время года бывает снег? (зимой). А только ли зимой?(нет, и поздней осенью и ранней весной).
- А вы знаете, что писатели, поэты и художники подмечают в природе самое интересное. Они видят то, что другие иногда не замечают. А снег он всегда одинаковый?(ответы детей). Снег бывает разным.
-В рассказе Сергея Анатольевича Иванова «Каким бывает снег…» как раз мы и увидим описание снега в его разных состояниях. А вы знакомы с писателем Сергеем Ивановым? Сейчас я вас познакомлю с ним.
Сергей Анатольевич Иванов- это советский и российский русский писатель. Он является автором более 50 книг: о школе, о природе. Сергей Анатольевич создал сценарии к мультфильмам «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», «Незнайка на Луне». Все книги Сергея Иванова — очень теплые, добрые и вдумчивые.
Внимательно послушайте.
Воспитатель читает рассказ.
Воспитатель:
- Что вы только что послушали? (Рассказ)
- А как вы поняли, что это рассказ, а не сказка? (Здесь описываются явления природы, те, что бывают на самом деле, которые можно увидеть, и нет волшебных героев как в сказке)
- Вам понравился рассказ?
- Как он называется?
- Кто написал этот рассказ?
- Скажите коротко, о чем говорится в рассказе? (Не просто о снеге, а о том, каким разным бывает снег)
- Какими словами писатель называет первый снег? (Робкий, тихий, как разведчик, проверяет землю) «Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: "Ой! Извините!" И тает»
- Робкий – это какой? (Несмелый)
- Расскажите, какой чаще бывает погода в начале зимы? Как описывает такой день писатель? (Ответы детей) «Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем» Повторите, как в рассказе описывается погода. Озимое поле, ребята, поле, засеянное осенью зерновыми культурами (пшеницей, рожью) оно покрыто первым снегом.
- Какой становится погода в январе? (Ответы детей) «Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть и посыплется с крыши капель. Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
- Какими словами Сергей Анатольевич Иванов называет снег в Январе? (Сильный, спокойный, холодный, тяжелый) «Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья»
- С чем сравнивает автор январский снег? (С тяжелым, холодным одеялом).
- Вспомните, что говорится в рассказе о февральском снеге? Какой он? (Самый злой и колючий - это февральский снег) А почему колючий? (Потому что колет лицо, холодный, морозный).
- Что происходит с февральским снегом? (Злиться, лютует) Лютует тоже означает злиться.
- Как вы поняли, что февральский снег самый злой «Злится февральский снег, лютует - лупит путника по шапке, по ватной спине. Лупи, лупи! Недолго тебе осталось. Злодей! Колдун! Ведьмин сын!»
- Автор сравнивает февральский снег человеческими чертами характера: лупит, злиться. Вы заметили, ребята, я читала эту часть напряжённо, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега.
- Как описывается последний снег в рассказе? Какой он? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый) «Апрельский снег - дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж» Вот как автор описывает последний снег. Что такое Проталины, ребята? Правильно, это место, где стаял снег, и открылась земля.
- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)
- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)
Воспитатель: Послушайте последнее предложение из рассказа, подумайте и ответьте, что хотел сказать автор нам этими словами. Читает: «Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана. Недавно по этой лыжне ушел от нас Дедушка Мороз. (Автор хотел нам сказать, что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег).
Воспитатель: Вот как много мы узнали о зимнем снеге из рассказа Сергея Анатольевича Иванова «Каким бывает снег…» Что-то мы с вами засиделись, может поиграем? Проходите и становитесь в круг.
Физминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
После физминутки дети присаживаются на стульчики перед экраном.
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, каким непохожим и неодинаковым может быть снег в разные моменты зимы. Вглядитесь в эти картины (слайд с двумя картинами октябрьский и апрельский снег) и найдите, на какой картине изображен месяц октябрь (Дети говорят)
- Почему вы так решили? (Снега мало, виднеются еще ростки на озимом поле, он робкий, несмелый)
- Если на картине октябрь, значит, какой снег изображен здесь? (Октябрьский, он выпал в октябре) Повтор 2 раза
- А какой месяц изображен на второй картине? (Апрель)
- Почему вы так решили? (Проталины, снег тает, он грязный, плотный, липкий, дырявый)
- Если на картине апрель, значит, какой снег изображен здесь? (Апрельский снег)
- Как назывался рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- О чем рассказывает автор в нем? (Ответы четкие, краткие, не затянутые)
- Мне очень понравилось сегодня как вы слушали рассказ, как отвечали на вопросы, молодцы!
Сюрпризный момент «Снегопад»
- Мы так много сегодня говорили о снеге. А сейчас скажите мне, пожалуйста, когда с неба сыпет много снега, как это явление называется? (Снегопад)
- А вы знаете, что мы с Вами тоже можем сделать так, что сейчас в группе начнется снегопад! (Включается тихая нежная музыка). Какие вы молодцы, ребята! Какой замечательный снегопад у вас получился! Я предлагаю Вам под эту красивую музыку покружиться как снежинки, потанцевать, спасибо Вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/10/picture-446481-1399743168.jpg)
КОНСПЕКТ ННОД ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в группе младшего и среднего возраста на тему: «Какая бывает зима?»
Тема: Чтение М.Пляцковского «Какая бывает зима». ...
Конспект НОД в первой младшей группе (Знакомство с художественной литературой) "Как на горке снег, снег!"
Конспект НОД в первой младшей группе "Как на горке снег, снег!":Задачи: Познакомить с лесным обитателем – медведь (части тела, место обитания), через знакомство с художественной литературой.Раск...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-670413-1444322429.jpg)
Конспект НОД Развитие речи/ художественная литература ОО «Познание» на тему: «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».
Задачи НОД:Обучающие: Познакомить детей с содержанием рассказа Л .Воронковой «Снег идет» Учить слушать и следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.Развивающие: Совершен...
конспект НОД по речевому развитию «Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег» (художественная литература) подготовительная группа
конспект НОД по речевому развитию«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»(художественная литература)подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-748110-1480691004.jpg)
Конспект НОД по теме «В семье все бывает» ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы ( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)
"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взросло...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1082914-1542391542.jpg)
КОНСПЕКТ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в группе младшего и среднего возраста на тему: «Какая бывает зима»
Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.- Уточнить и закрепить знания детей о зиме, животных разных климатических зон, жизни зимующих птиц.- Активизи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/16/picture-1363591-1637061917.png)
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой (Потешка «Как по снегу, по метели…» )
Заучивание потешки «Как по снегу по метели…»...
- Мне нравится (1)