- Технологическая карта образовательной ситуации № 10. (технология системно-деятельного подхода, автор Петерсон Л.Г.). Вид деятельности: коммуникация Подготовительная группа Тема: заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Халикова Валентина Владимировна

Цель: создание условий для чтения стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность . 

Задачи:

1. Организация деятельности детей по заучиванию нового стихотворения, используя мнемотехнику.

2. Организация деятельности по актуализации по знакомству с новой техникой заучивания стихотворения.

3. Организация рефлексивной деятельности.

Методы: : словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: кукла Аленушка, картинки для заучивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.k.k.pervyy_sneg.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

- Технологическая карта образовательной ситуации № 10.

(технология системно-деятельного подхода, автор Петерсон Л.Г.).

Вид деятельности:          коммуникация                      Подготовительная группа

Тема: заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег».

Цель: создание условий для чтения стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность . 

Задачи: 

1. Организация деятельности детей по заучиванию нового стихотворения, используя мнемотехнику.

2. Организация деятельности по актуализации по знакомству с новой техникой заучивания стихотворения.

3. Организация рефлексивной деятельности.

Методы: : словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: кукла Аленушка, картинки для заучивания.

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка «Превращение в снежинок».

«Ну-ка, детки, покружитесь, И в снежинки превратитесь!»

«Снежинки будут танцевать! И раз, и два,  и три, и пять…

 А закончив танцевать Приземлятся отдыхать.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

 Ребята, а кто это у нас плачет? (Вынести сестрицу Аленушку)

 Что случилось, почему ты плачешь?

А: Злой колдун забрал моего братца, Иванушку, и сказал, что пока я не отгадаю, что спряталось в картинках, он мне его не отдаст!

Ребята, а давайте мы поможем Аленушке!

  • Дети

выражают различные эмоции,

активно участвуют в разговоре, высказывая свои мнения, суждения, наблюдения.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Где твои картинки?

А: Злой колдун их разрезал, а я не могу собрать! (плачет)

 Мы тебе поможем и соберем картинки, правда, ребята?

 Раз у нас 4 картинки, значит, мы поделимся на 4 команды и попробуем их собрать, но помните о том, что вы должны работать дружно, помогать друг другу и брать только по одной картинке.

 (На столах  4 разрезанные  картинки: знак вопроса, окно, дом. Когда дети соберут картинки рассмотреть их.)  Что же означают эти картинки? А может там и спряталось стихотворение? Ребята, кажется, я догадалась, что за стихотворение спряталось в картинках.

Смотрите, знак вопроса у нас обозначает слово «что такое», далее мы говорим «за окном» и на картинке подсказка – окно, потом дом, а тут мы видим как в доме посветлело, когда за окном пошёл первый снег. Послушайте первую строчку: Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! 

Это первые строчки из стихотворения Трутневой «Первый снег». Ну что помогли мы тебе, Аленушка?

А: Нет (плачет). Вы разгадали только 4 картинки, а у меня их еще много!

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Делятся на группы и собирают картинки.

Рассматривают  детали

. Вступают в диалог.

Эмоционально откликается на информацию.

Формируются умения у детей замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Проявляется любопытство, заинтересованность.

Воспитываются умения эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Развиваются двигательные навыки детей.

Формируются чувство рифмы.

3. Затруднение в ситуации

Так где же они?

Как найти их?

Дети рассуждают

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

А: Они у меня дома в сказке остались, а вам в сказку нельзя, если вас увидит злой колдун, он вас тоже заберет (плачет).

Думаю, мы перехитрим колдуна. У колдуна – колдовство, а у нас – волшебство!!! У нас есть волшебная палочка, а на улице зима и если мы превратимся в снежинки, то нас никто не узнает!

А: Как здорово вы придумали!

Физминутка (превращение в снежинок).

А: Посмотрите, еще картинки! Что мне с ними делать?

Ты посиди, а мы со снежинками постараемся тебе помочь.

А тут мы видим, как снег ковром (подсказка ковер ) укрыл землю, и не просто снег, самый первый, самый белый.

Это снег лежит ковром , Самый первый, самый белый! 

Здесь видим какое время суток? ( ночь), а свистком что делают (свистят),Это окно, а откуда может взяться ночью за окошком свист? (ветер свистит). Верно, и вот что у нас получилось: Вот о чем всю ночь свистел          За моим окошком ветер! 

Здесь видим снег, с помощью рта что мы делаем? (говорим),  а на этой картинке - красавица ЗИМА, а тут ветер и зима встретились. Слушайте, что получается: Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке Все блестит (смотрите, какие блестки) и все бело! Нет свободного местечка    Всюду снега намело.

Тут у нас спряталось слово «свобода, свободный», потому что мы отпускаем голубя куда? (на свободу). Эта картинка обозначает слово «место, местечко». Далее «снег» и последнее слово «намело» - смотрите, сколько намело у нас на картинке.


Нарядилась и рябина В белый праздничный наряд.

Рассматриваем наши подсказки: тут девушка «нарядилась», любуется. Далее «рябина», «белый», а последняя картинка – это «праздничный наряд».

Только гроздья на вершине               Ярче прежнего горят. 
Первая картинка – «гроздья рябины», тут мы видим вершину горы. А тут смотрите, насколько ярче гроздья, чем веточки у рябины. А на последней картинке свечки что делают? (горят).

 А: Так вот какое стихотворение получилось у нас!!!(в-ль читает полностью, выделяя слова и указывая на картинки) Ой, спасибо вам, снежинки. Ребята, а не могли бы вы мне рассказать его еще несколько раз , чтобы я запомнила. А еще разок мне его прочитаете? 2-3 ребенка рассказывают стихотворение (на доску вывесить картинки)

Подбирают материалы.

Организуют рабочее место.

Выстраивают порядок и последовательность.

Самостоятельно решают

поставленную задачу.

Ребенок проявляет способность решать адекватные возрасту задачи.

Закрепляются навыки связной речи,   грамматический строй речи (образование и употребление существительных в ласкательной форме).

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

А: Спасибо вам большое, а мне пора Иванушку выручать  и наше стихотворение рассказывать. Вы можете погостить тут еще в сказке. Я вам дам волшебный клубочек. С ним вы поиграете, и он приведет вас на снежную поляну, откуда вы сможете попасть домой.

Игра «Назови ласково»

– Я кидаю вам клубок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

Зима – зимушка Снег – снежок Снежинка – снежиночка Мороз – морозик Сосулька – сосулечка Лед – ледок Холод – холодок Белый-беленький Горка-горочка Елка-елочка

Так как мы с вами находимся в сказке, то давайте вспомним сказочных героев, их имена состоят из 2 слов, я называю первое, а вы второе. Игра с мячом "Дополни имя литературного героя"

Баба (Яга),  Папа (Карло) Муха (Цокотуха) Курочка (Ряба) Лисичка (Сестричка) Доктор (Айболит) Дядя (Федор) Разбойник (Бармолей) Карабас (Барабас)  Царь (Салтан, Дадон, Горох)  Али (Баба) Вини (Пух) Кощей (Бессмертный) Иванушка (Дурачок) Крокодил (Гена) Илья (Муромец)

Умеет делиться своими впечатлениями.

Развивается связная речь детей, память, внимание, мышление.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Теперь снежинки, притихли, не слышно ни шороха, я превращу вас обратно в ребят:

«Ну-ка, снежинки, покружитесь,
И в детишек превратитесь!»

– Ну что, ребята, вам понравилось в сказке? Мы с вами сегодня помогли Аленушке спасти братца и выучили такое замечательное стихотворение о зиме. Ребята вспомните какими словами автор описывает:

 какой снег? (самый первый, самый белый);

 как лежит снег? (ковром);

какая стала рябина после снегопада? (нарядилась в белый праздничный наряд).

Вам было трудно? А почему? Что нам помогло выучить стихотворение?

Выражают собственные чувства. Оценивают

Проявляет эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями, сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_Стайка снегирей на ветках рябины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОССтайка снегирей на ветках рябины.Культурна практикаПознавательно-исследов...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_ Узнай о себе, воздушный шарик.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОСУзнай о себе, воздушный шарик.Культурна практикаПознавательно-исследовате...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №2 (технология системно - деятельностного подхода) Группа _средняя___ «Пирамидка»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №2(технология системно - деятельностного подхода)Группа _средняя___ Тема ОС«Пирамидка»Культурна практикаПродуктивная Культурно-смысловой...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3 (технология системно - деятельностного подхода) Группа _вторая младшая «Украсим рукавичку-домик»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3(технология системно - деятельностного подхода)Группа _вторая младшая___ Тема ОС«Украсим рукавичку-домик»Культурна практикаПродуктивна...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3 (технология системно - деятельностного подхода) Группа _вторая младшая___ «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №3(технология системно - деятельностного подхода)Группа _вторая младшая___ Тема ОС«Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»Кул...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) группа средняя "Свойства воды"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОССвойства воды.Культурна практикаПознавательно-исследовательская деятельно...