Непосредственно - образовательная деятельность по ВХЛ на тему "Фольклор"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя, старшая группа)

Синицкая Валентина Александровна

Тема НОД

Малые фольклорные формы: прибаутки

Цель

Формирование представлений о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – прибаутки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_na_temu_folklor.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Ольгинский детский  сад» Полтавского района Омской  области.

Конспект непрерывно – образовательной  деятельности по образовательной области

 «Художественно-эстетическое развитие» в разновозрастной группе.

                                                                 Тема: Малые фольклорные формы: прибаутки (старшая группа)

                                                               

                                                                 Тема: Чтение сказки «Зимовье»  (средняя группа)

                     

                                                                                                                                             Воспитатель: Синицкая В.А.

        Назначение: эта непрерывно – образовательная деятельность в разновозрастной группе осуществляется в форме непрерывно образовательной деятельности с подгруппой детей по одной образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие, по одному виду деятельности, но с разным программным содержанием.

                                        Старшая  группа:     Малые фольклорные формы: прибаутки  

                                        Средняя группа:   Тема: Чтение сказки  «Зимовье»

 Возрастная категория детей: старшая группа

                                                   средняя   группа

      Автор разработки:

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ольгинский детский сад» Полтавского района Омской области (МБДОУ «Ольгинский д/сад»)

      Работа направлена на совместную деятельность ребенка и взрослого. НОД построена  на технологии проблемного обучения, что позволяет детям анализировать, сравнивать, обобщать.

Наименование раздела

Старшая группа

Средняя группа

Тема НОД

Малые фольклорные формы: прибаутки

Чтение сказки  «Зимовье»

Цель

Формирование представлений о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – прибаутки.

подводить детей к элементарному анализу текста сказки «Зимовье».

Задачи

-продолжать знакомить детей с особенностями малых фольклорных форм, показать их назначение и отличия от других литературных произведений;

-формировать выразительность, точность речи;

-развивать речевую активность детей;

-способствовать устойчивому эмоционально положительному самочувствию и активности каждого ребенка.

-воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважение к памяти предков.

- развивать  умение детей  понятно отвечать на вопросы;

-продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества;

 -подводить детей к пониманию жанровых особенностей сказки;

-активизировать словарь детей: зимовье, тесать столбы, драть щепу, конопатить.

-закреплять знания о домашних животных;

-воспитывать интерес к сказкам;

Основная образовательная деятельность

художественно - эстетическая

художественно - эстетическая

Основной вид деятельности

восприятие художественной литературы и фольклора

восприятие художественной литературы; 

технология

игровая

проблемное обучение

Форма организации

Игровая ситуация

чтение с обсуждением

Методы и приемы

словесный – художественное слово, вопросы к детям, обсуждение, поощрение, итог;

наглядный метод: импровизированная изба,

иллюстрации Ю.Васнецова, детские книжки для самых маленьких,

словесный -  беседа, вопросы к детям, обсуждение, поощрение, итог

проблемный диалог,

наглядный метод: большая книга, сказка «Зимовье»

Интеграция ОО

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Словарная работа

фольклор

зимовье,  бревна тесал, щепу драл, стены конопатил,

оборудование

  импровизированная изба,   иллюстрации  Ю. Васнецова, детские книжки из серии «Для самых маленьких».

книга «Зимовье», сказочные персонажи по сказке :бык, баран, свинья, петух, кот,  коробка в форме большой  книги.

Предварительная работа

Введение понятие «фольклор» в пассивный словарь детей через беседы - диалоги.

Игровые и творческие задания на раскрытие смысла пословиц и поговорок с последующим запоминанием.

Знакомство с пословицами, загадками, сказками, прибаутками, колыбельными и игровыми песенками.

Заучивание колыбельных песенок, потешек.

Загадывание загадок.

Обыгрывание для малышей песенок, потешек с использованием элементов импровизации. w

чтение русских народных сказок о животных: «Теремок», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь», рассматривание картинок «Домашние животные», «Дикие животные». Беседа с детьми об осени, рассматривание картинок «Времена года».

Этапы деятельности

Методы и приемы

Содержание деятельности старшая группа

Ответы детей старшая группа

Содержание деятельности средняя  группа

Ответы детей средняя группа

НОД начинаю с детьми старшей группы, дети средней группы уходят на музыкальное занятие с музыкальным руководителем

Мотивация детей к деятельности

 словесный – художественное слово, вопросы к детям, обсуждение, поощрение, итог;

Наглядный: импровизированная изба,

большая книга, персонажи животных к сказке «Зимовье»

Проблемный метод (ситуация)

Вопросы

(начинаю НОД с детьми старшей группы, средняя группа уходит на музыкальное занятие)

 

Приглашаю детей к себе, держу в руках письмо.

-Ребята, вчера в почтовом ящике я нашла письмо, а адресовано оно детям старшей группы. Я не стала его открывать, а принесла в детский сад.  Откроем?

( дети рассаживаются на стульчики)

 В.: Читаю письмо.

Здравствуйте ребята! Пишет вам Баюнок. Я много путешествую по стране, и собираю информацию о том, как жили наши  далекие предки, и что они нам оставили в дар, чтобы снять фильм. Я собрал всю информацию о сказках. Помогите мне собрать информацию о фольклоре: песенки, потешки, прибаутки.

 

 Приглашаю детей  в группу, часть интерьера которой оформлена в стиле русской избы.

Воспитатель. -Проходите, дети в мою избу, рассаживайтесь на скамеечки. Давайте поговорим о том, как жили наши далекие предки и что нам в дар оставили.

Дети проходят в группу, рассаживаются на скамеечки.

(приглашаю детей средней группы, когда старшие дети  ушли на музыкальное занятие)

 

(Слышен шорох) Обращаю внимание детей на большую книгу

В.: Там кто-то шумит! Достает из коробки - «книги» животных (персонажи к сказке «Зимовье»)

В.: Ребята,  кто это?

Животные что-то говорят. (прислушиваюсь , но не слышу что они говорят).

Где животные могут разговаривать?  (в сказках)

Как мы сможем узнать из какой они сказки?  (прочитать)

(достаю из коробки  «книги» сказку «Зимовье»)

Перечисляют: бык, баран, свинья, кот, петух.

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Проблемный диалог

Вопросы к детям

В.: Кто из вас, ребята, знает, что означает слово «фольклор»?

 Д.: Фольклор — это творчество народа, которое передавалось из одного поколения другому.

В.: А как передавалось? Книжки писали?

Д.: Нет, бабушки рассказывали и пели своим внукам, а они, когда вырастали, передавали своим детям.

В.: Кроме сказок, что еще сочиняли в народе?

Д.: Колыбельные песенки потешки,  загадки.

В.: Что такое прибаутки?

В.: Каких животных вы видите на обложке книги?

В.: Какие это животные дикие или домашние?

В.: Что обозначают большие буквы на обложке?  (название)

В.: Фамилии автора здесь нет?  А если нет фамилии автора, значит автор - народ. Что народ любит сочинять? (сказки).

В.: Откуда появились животные?

(из сказки).

В.: Послушайте сказку о домашних животных, и о том, что с ними произошло.

Это домашние животные.

Название книги.

Совместная работа по нахождению средств деятельности

Словесный:

Вопросы к детям, рассматривание

чтение с обсуждением,

В.: Сегодня я познакомлю вас с народными прибаутками и расскажу, чем прибаутки отличаются от знакомых вам потешек — игровых песенок для малышей. Встаньте в круг и приготовьте свои руки для игры с пальчиками. Эта игра вам знакома с самого раннего детства, мы в нее поиграем и вспомним время, когда вы были малышами.

Чтение сказки «Зимовье зверей» (в процессе чтения выставляю фигурки животных)

Физминутка «Звери делают зарядку»

В.: Звери делают зарядку (ходьба на месте, руки на поясе)

Кто вприпрыжку (делают прыжок вверх)

 Кто в присядку ( приседают, руки вперед)

Кто-то плечи поднимает, (поднимают плечи вверх)

Кто-то плечи опускает, (опускают плечи  вниз)

Сделаем руками взмах  (поднять руки вверх)

Вправо мах (мах двумя руками вправо)

И влево мах (мах двумя руками влево)

Полуприсед.

 Присед

(руки на поясе, сначала приседают, потом садятся на корточки)

Наклон  (наклон вперед, руки вниз)

Всем спортсменам шлем поклон (ходьба на месте)

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Вопросы к детям, уточнение,  объяснение,

дети встают в круг и начинают играть )

-Пальчик, пальчик, где ты, был?

-С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

        

В.: Потешки придумывали для того, чтобы развеселить, потешить маленьких детей, ведь слово «потешка» означает потешать, радовать. А еще потешка учила малыша понимать речь мамы или бабушки и вместе с ними играть, выполняя несложные движения.

( предлагаю детям всем вместе, свободно обыгрывая, рассказать потешку)

_- Ножки, ножки, где вы были?

(По окончании игровых действий дети рассаживаются на лавочки)

В старину любили прибаутки.

Прибаутка - это короткий смешной рассказ в стихах. В прибаутке рассказывается смешная короткая история, от которой ребенку становится весело. И конечно же, ее легко было выучить. Послушайте веселую прибаутку.

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька-

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка-молода

Поехала по дрова

Зацепилась за пенек

Простояла весь денек

- Кто главный герой этой прибаутки?

-О чем нам рассказала эта прибаутка?

-Какая она?  (веселая, забавная)

(предлагаю всем вместе ритмично повторить текст прибаутки, отмечая конец строки хлопками).

В.: Для вас у меня приготовлена еще одна прибаутка, послушайте ее.

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

 По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго —

Испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец — рядом.

-Что произошло с главным героем прибаутки?

Как мы можем назвать мышку,

Какая она? (смешная, веселая).

( предлагает детям встать в круг и еще раз послушать прибаутку, но при этом не только слушать слова, но и обыгрывать их с помощью мимики и жестов.)

В.:О чем рассказывается в сказке? (о том, как звери строили зимовье)

В.: Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (дом)

В.: Для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать)

Кто первым надумал строить зимовье? (бык)

В.: Кто что делал?

(бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;

баран «щепу драл» - мелко колол дерево на щепки;

свинья «глину месила», кирпичи клала;

кот мох носил, «стены конопатил» - затыкал щели в стенах; петух крышу крыл.)

В.: Что случилось однажды? (пришли волки)

В.: Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков)

Как сказка закончилась? (хорошо)

Сказка тем и хороша, что в ней все хорошо заканчивается.  

В.: Ребята подумайте, как нам отправить животных в сказку?

Звери строили дом. Зимовье - это дом.

Чтобы жить.

Подведение итогов обсуждение результатов

Словесный

вопросы к детям, оценка результатов

В.: -Смогли мы помочь Баюнку?  Как? )

В.: -Ребята,  понравились вам русские народные  прибаутки?

-Как вы поняли слово «прибаутка»?

Д.: Это смешной, короткий рассказ.

В.: Те из вас, у кого есть  младшие братик или сестричка, могут поиграть с ними так, как мы сегодня с вами играли

.

 (Приглашаю детей к столу, где  стоит импровизированный лес, они  приносят животных из сказки «Зимовье»)  

В.: Ребята, а вы узнали,   в  какой сказке жили эти животные?  Назовите их (дети называют животных и выставляют их на импровизированный лес).

Животные обрадовались, что вы их отправили в сказку.

 «Зимовье».

Бык, баран, свинья, кот, петух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...