Перспективно-тематический план по чтению художественной литературе во второй младшей группе.
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (младшая группа)

Карпова Винера Асымовна

           Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности ребенка. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки дошкольника. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы

Тема недели

Тема, литература

Программное

содержание

Материалы и

оборудование

Методы и приёмы

Совместная деятельность

с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

2.

Я и улица.

1. Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 56.

Учить осознавать тему, содержание поэтического произведения;

вызывать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия.

Книга со сказкой «Мойдодыр» с красочными иллюстрациями.

Игровой момент сопровождается с имитацией, чтение сказки с показом иллюстраций, беседа по содержанию сказки, ответы детей, мытье рук с проговариванием потешки.

Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, стихотворение А. Барто «Девочка Чумазая», беседы на тему:  «Я расту», «Правила личной гигиены», КГН: учим детей, аккуратно мыть руки и хорошо вытирать их полотенцем.

Закрепить с детьми дома последовательность действий  при  умывании  и  знаний  о  назначении предметов  туалета.

4.

Мониторинг

Выявление умений и навыков у детей по чтению художественной литературе на начала учебного года.

Индивидуальные рекомендации.

Октябрь

2.

Мой дом.

Мои игрушки.

2. Цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 47.

  • Вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии.

Книга «Игрушки» А. Барто с красочными иллюстрациями, игрушки.

Рассматривание и беседа по содержанию книги, игровой момент, чтение стихотворений А. Барто про игрушки, которые выбрали дети, игра с игрушками.

Чтение стихотворений А. Барто. Игры с игрушками. Рассматривание иллюстраций, картинок. Игра «Чего не стало?»

Дома с детьми нарисовать рисунок любимой игрушки.

4.

Домашние птицы.

3. Сказка К. Чуковского «Цыпленок»

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 54.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки;

упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить

словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить

средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Рисунки (картинки) с изображением

персонажей сказки «Цыпленок».

Рассказывание сказки показом персонажей сказки, беседа по содержанию сказки, разыгрывания этюдов, рассказ сказки детьми вместе с воспитателем, итог.

Слушание аудиозапись сказки К. Чуковского «Цыпленок».  Рассматривание иллюстраций по теме недели.

Консультация для родителей

«Помогите ребенку научиться дружить».

Ноябрь

2.

Поздняя осень. Деревья.

4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 127.

Учить детей запоминать короткое стихотворение.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки.

4 картинки с изображением деревьев и листочки к ним.

Слушание музыки, чтение стихотворения, повторения стихотворения хором и индивидуально. Дальше воспитатель начинает стих, дети продолжают. Следующий ребенок

самостоятельно рассказывает стих, а воспитатель подсказывает, игра, итог.

Наблюдение за осенними изменениями в природе, чтение стихов, прослушивание музыки  С. Майкапара

«Осенью», заучивание песен. Игра «С какого дерева листочек». Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Наблюдение с детьми за деревьями в лесу, около дома.

4.

Моя

мамочка.

5. Русская народная сказка «Козлятки и волк»

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 64.

Учить интонационно, передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; активизировать глагольную лексику;

составлять связные высказывания на заданную тему, используя структурно – логическую схему.

Книга со сказкой «Козлятки и волк» с красочными иллюстрациями; шапочки козлят, козы, волка; аудиозапись музыкальной сказки «Козлятки и волк».

Рассматривание иллюстрации к сказке, рассказывание сказки воспитателем, беседа по содержанию сказки, под фонограмму в шапочках животных дети играют сказку.

Слушание аудиозапись сказки «Козлятки и волк».

Консультация на тему: «Почитай мне сказку мама».

Декабрь

2.

Зима.

Одежда, обувь.

6. С.Я. Маршак Чтение произведения «Перчатки»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 98.

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить следить за развитием действия, понимать содержание, эмоционально на него откликаться.

Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать усидчивость, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к книге.

Игрушка-кошка и персонажи для театра по этому произведению.

Разгадывания загадки, игровой момент, чтение стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию произведения, рассказ произведения с показом героев, игра в прятки, исполнение песни о кошке, итог.

Рассказывание и чтение литературных произведений ежедневно.

Ведение наблюдений за поведением домашних животных. Загадывание загадок о домашних животных.

Памятка для родителей

«Прививаем детям любовь к чтению».

4.

Дикие животные зимой.

12. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 33.

Учить интонационно, точно повторять

песенки из сказки;

закрепить умение образовывать слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Игрушки – зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга со сказкой «Лиса, заяц и петух» с   красочными иллюстрациями; листы бумаги с заготовками

(2 листа – квадраты, 5 – окружности).

Рассматривание игрушек, рассказ воспитателя сказки с использованием иллюстраций, беседа по содержанию сказки, рисование детьми сказку, игра в сказку.

Рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Дикие животные зимой»; дидактическая игра «Медвежата мед едят»; подвижная игра «У медведя во бору…»

Предложить родителям посетить зоопарк в новогодние выходные.

Январь

2.

«Зимние забавы»

8. Заучивания потешки «Ты, мороз, мороз, мороз»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 61.

Учить детей заучивать потешки, повторять уже знакомые.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Развивать внимание, память, отчетливо произносить слова и фразы.
Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Иллюстрация по теме.

Чтение загадки, потешки, беседа по потешки, помощь детям прочитать потешку хором и индивидуально, игра, чтение потешки «Как по снегу по метели»,  исполнение песни «Зима» на сл. Н. Френкель, муз. В. Карасевой, итог.

В режимных моментах использование потешек. Забавные игры детей на прогулке. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение стихотворения  А. Босева «Трое».

Предложить родителям построить горку из снега.

4.

Продукты питания.

9. Русская народная сказка «Маша и медведь»

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 60.

Учить эмоционально, воспринимать сказку;

  • запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

Книга со сказкой «Маша и медведь» с красочными иллюстрациями; шапочка для медведя и платочек для Машеньки.

Рассказ сказки с показом красочных иллюстраций; беседа с детьми по содержанию сказки; с помощью воспитателя дети разыгрывают эпизод сказки.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Предложить родителям книги для домашнего чтения из книжного уголка группы  стихи, рассказы.    

Февраль

2.

Зимушка

хрустальная.

10. Заучивание стихотворения М. Разина  «Снежинка»

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 69.

Учить детей слушать и запоминать короткое стихотворение.

Учить отвечать на вопросы по содержанию строчками из стихотворения.

Развивать память, интонационную выразительность и темп речи.

Воспитывать интерес к явлениям природы.

образец снежинки, бумагу голубого цвета, белую гуашь для рисования, листы бумаги ½, кисти, салфетки.

Загадывания загадки  А. Рождественской «Снежинка»; чтение стихотворения М. Разиной «Снежинка», беседа по стихотворению, строчки стихотворения дети повторяют хором и индивидуально за воспитателем, танец  под музыку Т. Ломовой «Снежинки», рассматривание и рисование снежинок, итог.

На прогулке рассматривание снежинок, загадывание загадок, чтение коротких стихов.

Предложить цикл скороговорок  и потешек для чтения дома.

4.

В гостях у сказки.

11.  Мордовская сказка «Как собака друга искала»

Мы в Мордовии живём, стр. 33.

Продолжать знакомить детей с художественными произведениями мордовских авторов;

учить сравнивать произведения русских и мордовских авторов;

передавать в речи своими словами события, происходящие с героями рассказа, употребляя в речи названия животных, особенности строения, повадок, поведения;

учить находить средства выражения образа; развивать умение отвечать на простейшие вопросы.

Книга с мордовскими сказками

чтение сказки, беседа о мордовских авторах, вопросы воспитателя, ответы детей.

Рассматривание иллюстраций по теме недели.

«Консультация для родителей: «Приобщение детей к мордовской художественной литературе».

Март

2.

Весна – красавица.

12. Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла»

О.С. Ушакова

Н. В. Гавриш

«Знакомим дошкольников с литературой, стр. 51.

Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову.

Иллюстрации на тему «Ранняя весна», шапочки воробышков; листы бумаги, краски, кисточки.

Рассказывание выразительно стихотворение, беседа по стихотворению, рисование по стихотворению детьми, разыгрывание этюдов, итог.

Знакомство с зимующими в городе птицами (воробьи, голуби); знакомство с признаками ранней весны (яркое солнышко, голубое небо, тающий снег, сосульки).

Предложить нарисовать рисунки на тему «Весна».

4.

Народная игрушка.

13. Русская народная сказка «Колобок»

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 18.

учить эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;

подвести к моделированию: учить точно, отвечать на вопросы;

развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.

Книга со сказкой «Колобок» с красочными иллюстрациями, игрушки по сказке, пальчиковый театр, геометрические фигуры для моделирования.

Чтение сказки с сопровождением показа пальчикового театра, беседа по сказке, моделирование сказки с помощью геометрических фигур.

Рассматривание иллюстраций по теме, лепка – тема «Шарики»

Дома с детьми нарисовать рисунок к сказке «Колобок»

Апрель

2.

Мы – космонавты.

13. «Потешки-заклички, поговорки, считалки»

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 48.

Знакомить со значением и содержанием потешек – закличек;

учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко - ведрышко» и поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла»;

закреплять умение использовать считалки в подвижной игре.

Петрушка, иллюстрации на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».

Наблюдение за изменением сезонных перемен погоды из окна, читает поговорку с рассматриванием  иллюстраций, хоровод «Солнышко, солнышко», игровой момент с Петрушкой, загадывание загадок.

Беседа о космосе, чтение стихотворения «Путешествие по Луне» Джанни Родари.

Чтение потешек «Солнышко-ведрышко», «Солнышко-колоколнышко», «Солнышко-ядрышко», «Где ночует солнышко».

Создать книжку -  малышку «Солнышко»

4.

День

Земли.

15. Чтение стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет».

Затулина Г.Я.
Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа, стр. 111.

Учить детей запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией.

Учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Воспитывать интерес к природе.

Стихи Алексея Плещеева для детей, иллюстрации и картинки по теме.

Чтение стихотворений

 С. Маршака «Апрель» из цикла «Времена года» и А. Плещеева  «Травка зеленеет». Рассматривание иллюстраций, беседа, повторение фраз из стихотворения, игры, хоровод, исполнение песни, итог.

Наблюдение за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение стихов, потешек. Чтение приметы весны.

Май

2.

Цветущая весна.

16. Итальянская народная сказка «Ленивая Бручолина»

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 59.

  • учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запомнить действующих лиц и последовательность действий используя метод моделирования.

Фланелеграф по сказке; бумажные фигурки: девочка, зайчик, улитка, козочка, лошадка, голубь, ложка, пчелка.

Чтение сказки, беседа по содержанию сказки, выкладывание фигурок персонажей согласно последовательности событий, выразительно проговаривание слов.

Рассматривание книг, беседа по теме недели, разучивание потешки «Солнышко – колоколнышко».

Консультация для родителей: «Растим будущего читателя».

4.

Мониторинг

Выявление умений и навыков у детей по чтению художественной литературе на конец учебного года.

Индивидуальные рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»/ во второй младшей группе "Наши друзья - игрушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни,-продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Му...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе

Перспективное планирование составлено по программе "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой с учетом ФГТ и тематического планирования. использовала методическ...

Проект : "Чтение художественной литературы во второй младшей группе детского сада" Книга- источник знаний о жизни"

Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского садаНазвание проекта: «Книга – источник знаний о жизни».Вид проекта: творческий.Продолжительно...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературе» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературе» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Чтение стихотворений о животных»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...