Конспект занятия «Выразительное чтение»
план-конспект занятия по художественной литературе
Что же такое - "выразительное чтение"?
Это такое же искусство, как музыка, живопись, балет. В процессе работы над произведением (стихотворение, даже небольшое, может быть настоящим произведением) надо обязательно вызвать у ребенка сопереживания и понимания чувств автора. Тогда у него непременно возникает свое отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4vyrazitelnoe_chtenie.docx | 14.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Выразительное чтение»
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий
Полный разума русский язык.
Н. Заболоцкий.
Что же такое - "выразительное чтение"?
Это такое же искусство, как музыка, живопись, балет. В процессе работы над произведением (стихотворение, даже небольшое, может быть настоящим произведением) надо обязательно вызвать у ребенка сопереживания и понимания чувств автора. Тогда у него непременно возникает свое отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным.
Вот например, стихотворение Даниила Хармса.
Удивительная кошка.
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпиться народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
В этом небольшом произведении целая гамма эмоций - и жалость к кошке, и поиск выхода, и найденный выход, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину - кошка с воздушными шарами!
Дети, исполняя это стихотворения, совершенно по разному реагировали на эту ситуацию. У одних отношение было насмешливо снисходительное, другие страдали, как будто сами летали с воздушными шарами и раненой ногой. Это их право так принять и воспроизвести описываемое событие.
Конечно, наши юные исполнители пока сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, логической мелодией, значением знаков препинания, но они очень хорошо все почувствуют, если воспитатель сам точно представляет, о чем идет речь,и сможет правильно объяснить.
Заставить ребенка громко и на всякий случай радостно прочитать стихотворение - это не так уж сложно (ведь сразу слышно, что ребенка заставили читать именно так, а он не понимает почему).
А вот помочь ему уловить смысл произведения, объяснить, что и словами, как красками, можно рисовать - для этого нужно умение и терпение.
Например, если строка С. Есенина "отговорила роща золотая. " сразу рисует в нашем воображении осень, то ребенку надо объяснить, когда и о чем роща говорила, как радостно шептались листья, видя на прогулке детей, как у каждого листочка был кто-то из ребят, за которым он наблюдал. Но вот наступает другое время года, листикам не хватает тепла и солнца, и они, прошелестев слова прощания, облетают.
Тогда у читающего эти стихи возникает свое, только ему присущее представление о происходящем в данном сюжете, он видит то,о чем рассказывает. И не только видет, у него появляется собственное к этому отношения. Так рождается чувство, с которым исполнитель воспроизводит стихи ли поэта, слова ли той роли, которую играет. А в результате правильно понятой мысли - естественные жесты, мимика.
Ребенок на сцене ведет себя органично.
Я начинаю работу над всеми стихами с подобных разборов.
Это дает возможность поговорить о творчестве поэта, развивает воображение, расширяет словарный запас.
Конечно, дети разные: кто-то от природы более эмоционален, кто то менее. Но я поняла одно: все ребята могут и хотят, даже если это и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека.
Недаром же сказано, что весь мир - ТЕАТР, а люди в нем АКТЕРЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по чтению художественной литературы (элементами ТРИЗ) Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Рекомендуется для просмотра воспитателям подготовительной группы....
Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»
Занятие по чтению художественной литературы. Чтение потешек....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
Конспект по выразительному чтению
Конспект НОД в младшей группе по области «Художественная литература»...
Конспект НОД «Выразительное чтение сказки В.И.Даля «Старик Годовик»»
Цель: Познакомить детей со сказкой-загадкой русского писателя В.И.Даля «Старик-Годовик», обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»...
Образовательные области: : Развитие речи, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие Тема занятия: Выразительное чтение Возрастная группа: старшая
Образовательные области: : Развитие речи, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеТема занятия: Выразительное чтениеВозраст...
Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х
Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...