методическая разработка. " Расширение знаний родителей о необходимости читать и учить стихи с ребёнком младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Федотова Наталия Павловна

С этой проблемой выбора ккиг и стихов для чтения детям сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если  родители имеют педагогическое или филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Задача педагогов восполнить недостаток знаний родителей и помочь им в решении этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Расширение знаний родителей о необходимости

читать и учить стихи с ребёнком младшего дошкольного возрастаЛучшее развивающее занятие — чтение книг детям

Уважаемые родители, все Вы желаете своему  ребенку счастливого будущего и  понимаете, что оно связано с образованием. Согласитесь, что трудно представить  человека, который считается просвещенным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора. За счет чтения повышается не только грамотность, но и речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких произведений повысится талант рассказчика. Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь. Сегодня я хочу рассказать Вам о прекрасном литературном жанре, о поэзии.

Особенность поэзии заключается в том, что она, подобно  музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворное творчество воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Заучивание стихов наизусть развивает: память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.  

Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Для того чтобы помочь ребенку научиться наслаждаться поэзией, желательно учесть что главным условием воспитания в ребенке ценителя поэзии является наличие  книжного окружения и увлечение взрослых поэзией, чтобы ребенок находился в атмосфере стихов, литературы. Читайте ребенку больше и чаще! Но какие произведения надо взять для чтения ребёнку? Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка?»

С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если  родители имеют педагогическое или филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения. Конечно, наилучший вариант для родителей -это использование классических, проверенных временем хрестоматий для определенного возраста. Иногда родителям нужно выбрать ту или иную книгу стихотворений, стоя возле стеллажей книжного магазина. Или, используя возможности Интернета, молодая мама получает значительное количество произведений, среди которых нужно выбрать одно -два.

Что можно посоветовать? Попробуйте прочитать наугад, несколько строк из книги.

Не спешите. Попробуйте прочитать несколько строк вслух, с выражением. Если они вас  заинтересуют, если, читая стихотворение, вы не «спотыкались», можно попробовать разучить его с ребёнком.

Если постоянно проверять стихотворения чтением, то постепенно научишься отсеивать некачественные стихи.

         Проблему выбора хорошей стихотворной книжки для ребенка в свое время решали литературоведы и педагоги, поэты и внимательные читатели. Известный поэт и  Литературовед Корней Иванович Чуковский на собственном опыте проверил важность соблюдения определенных правил, или «заповедей», какой их называл. Своему  больному сыну он придумывал и сразу рассказывал стихотворение для того, чтобы  успокоить его (так была создана его первая сказка «Крокодил»)  На следующий день сын попросил повторить сказку, но отец уже не помнил ее. Тогда, на удивление, сын смог воссоздать все стихотворение. Это помогло обратить внимание Чуковского на важность соблюдения определенных правил в стихах для детей. «Заповеди», которые являются результатом многолетнего опыта, вошли в  знаменитую книгу К. Чуковского «От двух до пяти». https://libking.ru/books/child-/children/11556-korney-chukovskiy-ot-dvuh-do-pyati.html

Очень советую Вам прочесть эту книгу. Несмотря на то, что уже прошло больше 50 лет со времени ее появления на свет, она является актуальной для понимания того, как формируется детская речь, как воспринимается ребёнком художественная литература в целом и стихи.

Какие стихи читают детям в детском саду?

Примерная образовательная программа детского сада  «От рождения до школы», на которую мы опираемся, планируя занятия по развитию речи и чтению художественной литературы с детьми, рекомендует следующие произведения для заучивания детям 3-4х лет: 

А. Барто. Цикл «Игрушки»: «Мишка», «Мячик», «Кораблик»и.т.д. В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Поэтические произведения для чтения детям:

К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры». «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево». «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами». «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»: В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков.

Вы точно не ошибётесь, если начнёте чтение художественной стихотворной литературы ребёнку с этих произведений.

Вы выбрали стихотворение, прочитали его ребёнку, и решили попробовать выучить данное произведение.

С чего начать учить стихи.

Предлагаю Вам методику по разучиванию стихов с детьми младшего дошкольного возраста.

1.Прежде чем читать стихотворение ребёнку, взрослому нужно обратить внимание на его название, и возрастную категорию, об этом мы уже говорили выше.

2.Прочтите стихотворение для себя вслух, с выражением.

Прочтите стихотворение ребёнку ещё раз и обсудите прочитанное, если у малыша возникают вопросы- надо ответить на них.  Ребёнку легче учить понятное по смыслу произведение.

         Далее можно использовать несколько своеобразных игр по развитию речи:

Игра «Послушай»: читает одну строку только взрослый;

Игра «Доскажи слово»: взрослый читает строку(затем 2 строки)- ребёнок повторяет последнее слово, проговаривает строки вместе с вами;

Игра «Я читаю- ты повторяешь». Проговаривается, таким образом, всё стихотворение.

Далее взрослый просит ребёнка рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Теперь взрослый «досказывает словечко». Если есть необходимость, взрослый снова читает вместе с ребёнком: он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен сам рассказать стихотворение.

          Нужно читать стихи, однако читать не только глазами, но и ушами, т. е.  произносить текст и слушать; как звучат строки. Такое чтение то же самое, что исполнение музыкального произведения, которое пока к нему не притронулся  инструмент или голос, остается россыпью странных значков на бумаге.

Обращайте внимание на стихотворения, которые вызывают наибольший отклик у ребенка, его  будет легче выучить.

Наиболее сильное впечатление вызывают стихотворения, когда они рассказываются в соответствующей ситуации. Вот, например, во время дождя кто-то забыл на улице игрушки. Можно прочитать стихотворение  А. Барто «Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка».. Хорошо, если вам удалось вызвать эмоциональный отклик у ребёнка. Надо пожалеть игрушки, как им мокро и холодно, положить их под навес, и.т.п. В зоологическом саду подойдут стихи С. Маршака: «Зоосад», «Жираф», «Зебры».

         Понятно, что для этого родителям  придётся заняться саморазвитием, и предварительно самим выучить несколько стихотворений, чтобы подобрать соответствующее для данного случая.

Постепенно расширяйте круг чтения, вводя в него признанных поэтов. Для этого родители могут воспользоваться  рекомендательными указателями или ориентироваться на авторов, которые  представлены в современных хрестоматиях, и образовательных программах, а также собственные вкусы и  предпочтения. И, конечно, на добрые стихотворные строки, которые вызывают эмоции, сопереживание.

И так, подведём итог: заучивание стихов развивают память, внимание, слух, воображение, обогащают и активизируют словарь ребёнка, учат воспринимать и повторять интонацию, размер и темп речи. Всё это очень важно для развития ребёнка! Кроме того стихи, услышанные в детстве от родных людей, навсегда сохраняются в сердце среди самых светлых воспоминаний. Надеюсь, что мне удалось убедить Вас, дорогие родители, что чтение и заучивание стихов не только приятное, но и очень полезное занятие.

Желаю Вам успехов в воспитании и обучении ваших детей.

Воспитатель Федотова Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционног...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию "Украсим куколкам платочки" для младшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию "Украсим куколкам платочки" для младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка беседы по экологии. Сказка «Репка на новый лад» для детей младшего дошкольного возраста 3–5 лет

Методическая разработка по защите окружающей среды.Сказка "Репка на новый лад".Конспект беседы о защите окружающего мира. Может проводиться в рамках проекта«Защитим природу», как...

Методическая разработка. Песня к Осеннему Празднику с использованием Орф-технологий для детей младшего дошкольного возраста

В этой песне происходит не сложная, но довольно интересная смена деятельности детей, музыка и слова простые и понятные детям, атрибуты, которые используются для имитации шуршания листьев и звона капел...

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с  детьми младшего дошкольного возраста"....

Как учить стихи с ребенком младшего дошкольного возраста

Как же приятно, когда ваш ребенок с радостью учит стишки, а потом демонстрирует стихи перед своей семьей. Но, к сожалению, такое не всегда бывает, и не все дети охотно учат детские стишки. Так что же ...