беседа дискуссия
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Елена Валерьевна Ковалева

Беседа с родителями "Нужна ли книга современному ребенку?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_diskussiya_s_roditelyami.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа (дискуссия) с родителями на тему «Нужна ли книга современному ребёнку?»

Составила воспитатель Ковалева Е.В.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры, телефоны.

Цель:  убедить родителей  в том, что чтение детских книг играет огромную роль для  всестороннего развития ребёнка.

Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения; поощрять их стремление развивать у ребенка интерес к чтению; познакомить с литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений наметить пути совместной работы по организации литературного образования дошкольников.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, видео с записью речи детей, запись песен из сказок, памятки для родителей, выставка  книг- малышек изготовленных родителями, список литературы рекомендуемой для чтения детям, презентация, портреты детских писателей.

Участники проведения  дискуссии. Воспитатель, родители.

Подготовка к дискуссии

1.Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома.

2.Анкетирование родителей «Моя любовь к книге»

3.Интервью детей «Книга - наш друг»

4. Подготовка выставки детской литературы, дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.

5. Подготовить и выставить папки  -  передвижки по данной теме.

6. подготовить буклеты по теме дискуссии.

План проведения собрания

1.Вступительная часть.

2.Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию».

3. Литературная викторина для родителей.

4. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании ребёнка»

5. Анализ анкет.

6. Интервью детей о книгах.

7. Опыт семейного воспитания (выступления родителей)

8. Заключительное  выступление  воспитателя.

9. Решение собрания.

Содержание организационной деятельности воспитателя и родителей.

Часть1.  Вступительная. Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладем ее на табурет в центре комнаты). Задание родителям: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Родители выполняют здание.

Воспитатель: Желание провести семейную гостиную на эту тему возникло неслучайно: современные дети просят нечасто взрослых почитать им, а родители предпочитают, вместо чтения книг, просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Мы хорошо знаем, как важно в дошкольном возрасте развить речь ребенка: сделать ее чистой, правильной богатой; научить ребенка внимательно слушать и воспринимать информацию, точно и доступно выражать свои мысли.

Одним из важнейших средств, для достижения этой цели,  является чтение.

Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию  прочитанного;

задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности. Учить бережному отношению к книге.

 Часть2. Книги хранители мудрости. Незаменимым помощником, путеводителем в мире книг, их хранилищем  в детском саду являются Книжные уголки, в нашей группе этот уголок называется « Волшебный мир книги». А вы знаете, уважаемые  родители,  как появилась книга (немного вступления о появлении книги или презентация).

Часть3. Книги  развлекают. Действительно есть книги, которые это подтверждают. Например, Русские народные сказки. Они могут рассмешить, развеселить и поднять настроение.

Обсуждение с родителями интервью детей «Книга - наш друг» Выяснилось, что не всем детям дома читают книги.

Проводится викторина для родителей «Попурри на сказки».

-  Умён, изворотлив    Усатый дружок. (Кот в сапогах)

-  Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила.     (Красная шапочка)

-  Появилась девочка в чашечке цветка (Дюймовочка)

-  Вымолвил словечко – Покатилась печка   (По щучьему велению)

- У отца был мальчик странный, необычный – деревянный. (Буратино)

Для родителей проводится  викторина  «Узнай сказку по картинке»

Перед нашей встречей мы проводили небольшое анкетирование, целью которой являлось узнать какое место в вашей семье занимает книга. Очень порадовало нас то, что в каждой семье есть детские  книги.     

Но на вопрос как часто вы читаете книги своему ребёнку, большинство из вас ответили , что перед сном, когда ребёнок сам попросит.

Часть4. Выступление родителей.

Родители подводят итог: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не Умея читать (Сухомлинский)  

Часть5.  Игровая пауза. Проводится литературная викторина «Путешествие  по сказкам»

1.Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (золотая рыбка А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2.Несу золотые яйца. Дорого (курочка Ряба, р/н сказка «Курочка Ряба»)

3.Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

4.Отмою все! (Мойдодыр, К.И. Чуковский )

5.Доставка пирожков бабушке. (Красная Шапочка, Ш. Перро )

6.Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит, К.И. Чуковский)

7.Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (гуси-лебеди, р/н сказка)

8.Организую зимнюю рыбалку. Недорого, за последствия не отвечаю. (Лиса, р/н сказка «Лисичка сестричка и Серый волк»)

9.Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, р/н сказка «Колобок»)

Конкурс «Сказочный  кроссворд».

Вам предстоит разгадать сказочного героя.

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

Воспитатель: Наши родители замечательно справились с заданиями. В заключении нашей беседы  мне бы хотелось дать вам несколько рекомендаций в приобщении ребёнка к  книге.

- Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
       - Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день.       Такое чтение « с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

- Наполните день ребенка  потешками, прибаутками, приговорками;
       - Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом;
      - Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду;
      - Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить уход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

       - Книги выбирайте с яркими, крупными иллюстрациями, с интересными текстами, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы.

Для того чтобы ребёнок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться и быть во всём примером.

  • Чаще говорите детям о ценности книги.
  • Вы – главный пример для ребёнка, и если вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой.
  • Чаще устраивайте семейные чтения.
  • Посещайте вместе библиотеку.
  • Радуйтесь успехам малыша, а на ошибки в чтении не заостряйте внимания.

Всем спасибо. До свидания.

Методические рекомендации родителям по вопросу подготовки детей к школе  с помощью художественной литературы.

Уважаемые родители в соответствии с требованиями ФГОС предлагаем вам список художественной литературы для  детей 6-7 лет

Русский фольклор календарные обряды и песни « Коледа!  Коледа!», «Как на  масляной недели»

Поэзия.  Волошин М. «Осенью». Городецкий С. «Первый снег». Сказки

« 12 месяцев», «Морозка»  помогает ребёнку  в изучении  времён года

Куприн А. «Слон», Сказки Пушкин А. «Сказка о мёртвой царице», «Малыш и Карлсон» на нравственные темы. Их интересуют произведения о природе, животных, своих сверстниках. Однако они по-прежнему любят сказки, готовы к чтению текстов, построенных на игре слов и различных нелепицах. А главное, многие в 6 лет сами начинают читать свои первые книжки.
В этом возрасте знакомство с веселыми приключениями героев книг способствует развитию чувства юмора, а также готовит ребенка  к школе.

Список книг для детей 6 и 7 лет

Книга – это воспитатель человеческих душ. Если ваш ребёнок увлечён книгой, значит, ваша задача указать ему именно на те книги, которые способны нести всё самое доброе. Ничто не сможет заменить книгу, она развивает память, внимание, логику, любознательность, креативное мышление. Именно в 6-летнем возрасте очень важно привить любовь ребёнка к книге, поэтому очень важно знать возрастные и личностные интересы ребёнка, но, ни в коем случае, не навязывайте ему книги. Важно сформировать техническую сторону чтения, не так важна продолжительность занятий как их частота. Необходимо делать упор на нравственное развитие детей через книги. Но не стоит полностью отказываться от развлекательной литературы.  Важно не только читать с детьми, но и обсуждать прочитанное, это подталкивает ребёнка к рассуждениям и размышлениям.                                                                              С детьми 6 лет помимо обсуждений можно устраивать театрализованные представления.

В этом возрасте книга способна помочь преодолеть психологические трудности, которые свойственны шестилетнему ребёнку (страхи, жадность, упрямство).

Выбирая книги для детей 6 лет, не верьте громким названиям, вроде «Самые лучшие сказки», не нужно покупать и слишком толстую книгу, вашему ребёнку её неудобно будет держать в руках, а значит, и читать он её не будет. Если вы выбираете сборники, обязательно прочтите не только оглавление, но и фрагменты нескольких произведений, тексты в таких книгах бывают просто не читаемы, встречаются даже речевые ошибки или вовсе произведение написано в кратком содержании. У детей в шестилетнем возрасте ещё конкретное мышление, для них чётко должны быть разделены такие понятия как добро и зло. Поэтому сюжетная линия не должна быть запутанная, а герои должны разделяться на положительных и отрицательных. Среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё ещё сказки, только к народным теперь ещё добавляются и авторские. Дети 6 лет уже понимают юмор, поэтому стоит познакомить детей с творчеством Эдуарда Успенского, его произведения сочетают в себе элементы бытового рассказа, фантастики и сатиры, а также со смешными рассказами Н. Носова.

Толстой Л. «Старик сажал яблони», « Лев и собачка»
Пермяк Е. «Самое страшное», «Для чего руки нужны»
Носов Н. «На горке»

Чуковский К. «Путаница», « Доктор Айболит», « Бибигон».Загадки
Перро Ш. «Красная Шапочка»
Харрис Д. «Как Братец Кролик хвоста лишился»
Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Каша из топора»

Аксаков С.Т.  «Аленький цветочек»

Барто А. Стихи из цикла «Вовка — добрая душа».

Михалков С. «Мой щенок», «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка»

Мамин - Сибиряк  «Серая шейка»

Некрасов А. «Дед Мазай и зайцы»

Усачев А. «Ботинок», «Живая книга», «Правила хорошего тона для маленьких собачек», «О чтении», «Кого принимают в школу?»
Кондратьев А. «Стихи для детей»
Васильева-Гангнус Ф. «Уроки занимательного труда»

Кружков Г. «Хорошая погода», « Откуда взялись пятерки у старушки».

Маршак С. «Детки в клетке», «Декабрь», «Пожелания друзьям»

Носов Н.  «Приключения Незнайки»

Прокофьева С. «Лоскутик и облако», « Остров капитанов»

Пришвин М. «Лисичкин хлеб»

Яснов М. «В последний раз», «Я учусь писать слова», «Когда я стану школьником»

Сахарова С. Ю. « Академия домашних волшебников»

Очень важно при выборе книг учитывать возраст и психологические особенности ребенка.
        Книга «Академия домашних волшебников», С. Ю. Сахарова учит уважать старших и своих товарищей, дружбе, вежливости, любви к своей стране и ее истории, уважению к другим народам, бережному отношению к природе, приучает к здоровому образу жизни и ответственности, способствует вырабатыванию полезных навыков домоводства, гостеприимства, самоорганизации.
       Волшебством здесь являются не те приемы колдовства, которые можно встретить на страницах книг о Гарри Поттере, а довольно простые житейские вещи, которые под определенным углом зрения превращаются в волшебство.
Например, приготовить вкусный обед или смастерить кораблик для весеннего ручья - тоже является волшебством.

Книга «Уроки занимательного труда», Васильева-Гангнус
Это книга сказок, в конце каждой главы которой читатель найдет пособие по рукоделию.
       Книга прививает любовь к труду, положительно влияет на развитие творческого потенциала ребенка, прививает трудолюбие.

        Книга «Витя Малеев в школе и дома», Н. Носов
О книге: веселая и легкая для прочтения книга в лучшем стиле замечательного детского писателя Николая Носова.
Книга учит
: дружбе, самоорганизации, коллективизму, любви к учебе, уважению к родителям и учителю, помогает развивать такие полезные навыки как сила воли.

Для ребенка  предпочтительно  книги, которые учат доброте в принципе, но без упора в слезы, без надрыва.

        Стихи развивают у ребёнка память, воображение, речь.

       Эти книги объединяет общая сюжетная линия, которая учит ребенка, как стать хорошим товарищем, преданным другом, как приносить пользу семье и обществу, стать хорошим гражданином своей страны, получать удовольствие от труда, с уважением и любовью относиться к природе, быть чутким и отзывчивым.
В книгах вы не найдете скрытого негативного смысла, присущего современным модным детским произведениям, мультфильмам и кино. В зависимости от того, какая книжная среда окружает детей, у них разное отношение к чтению. Умные и грамотные взрослые советчики,  и собеседники особенно нужны детям в условиях широкого выбора, который сегодня предоставляют книжный рынок и Интернет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-дискуссия "Игры наших детей"

У большинства родителей сложились стереотипы, что родительское собрание - это очень скучно, неинтересно. Меня очень не устраивает такое мнение родителей. Поэтому уже второй год мы проводим такие собра...

ДИСКУССИЯ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

мАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. пРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМСЕГОДНЯШНЕЙ ДИСКУССИЕЙ, КОТОРАЯ НАПР...

Дискуссия по теме "Поощрение и наказание"

Конспект родительского собрания в форме дискуссии по теме "Поощрение и наказание" в средней группе детского сада....

Дискуссия на тему: "Как укрепить здоровье дошкольников" (для воспитателей)

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологического неблагополуч...

Дискуссия «ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ…»

С родителями проводится дискуссия о осознании детьми своих прав...

Дискуссия о правах ребенка

Дискуссию рекомендуется проводить для ознакомления родителей с Конвенцией о правах ребенка....

Творческая дискуссия «Как беседовать с детьми о вредных привычках»

Цель:   Пропаганда здорового образа жизниРассматриваемые вопросы. Обоснования проведения занятийРекомендации по проведению занятийФорма организации и методы работы:...