Дискуссия по теме "Поощрение и наказание"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Дугашвили Наталья Сергеевна

Конспект родительского собрания в форме дискуссии по теме "Поощрение и наказание" в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия в группе №1

по теме: «Поощрение и наказание»

Воспитатели: Заикина О. Д.

Дугашвили Н. С.

Цель: раскрыть значение и сущность поощрений и наказаний в воспитании ребенка.

Задачи:

  1. сформулировать цели использования поощрения и наказания в воспитании детей, обсудить разные точки зрения на них в педагогике;
  2. рассмотреть приемы поощрений и наказаний, используемых в воспитании, указывая на неприемлемость и вред физических мер воздействия;
  3. проанализировать и обсудить педагогические ситуации;
  4. озвучить результаты анкетирования.

Методы и приемы: диспут, наглядность (презентация, аудирование), анкетирование

План:

  1. Игра «Назови ласково своего ребенка»
  2. Вступительное слово «Зачем мы поощряем и наказываем».
  3. Разные подходы к поощрению и наказанию в истории.
  4. Поощрение как самый эффективный метод воспитания.
  5. Крайняя мера, или Наказание.
  6. Педагогические ситуации.
  7. Результаты анкетирования.
  8. Итоги дискуссии.

Ход мероприятия:

  1. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами в не совсем официальной обстановке, чтобы поговорить о наших детях. Тему сегодняшней дискуссии мы объявим чуть позже, а пока предлагаем вам поиграть.

Игра: Вспомните, какими ласковыми словами вы называете вашего ребенка. Игрушка будет переходить от одного родителя к другому, при этом каждый должен озвучить это ласковое обращение, но следите за тем, чтобы не было повторов. Ведь у нас хватит ласковых слов для наших детей?

Как хорошо, когда к ребенку обращаются с такими словами. Да и вообще это каждому приятно и необходимо: находиться рядом с понимающим и любящим человеком.

И сегодня мы обсудим одну из самых живых тем для каждого родителя: тему поощрений и наказаний.

  1. Но перво-наперво давайте решим: с какой целью вообще применяются поощрения и наказания?

(Ответы родителей)

Действительно, основной нашей задачей является воспитание детей в соответствии с теми правилами и нормами, которые выдвигает окружающее нас общество. И традиционно для привития этих норм использовалась система кнута и пряника –поощрения и наказания.

      3. Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей.

А в свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем.(обсуждение)

А есть такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам.(обсуждение)

 А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо.(обсуждение)

Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

Обратите внимание на доску. Оноре де Бальзаку принадлежит следующее высказывание:

Мать-теплица любви. Отец-открыватель возможностей. Сердце матери –бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

И воспитывать наших детей мы должны лишь из любви, во имя их будущего. Также не стоит забывать, что дети испытывают к нам привязанность. Это слово является еще и научным термином, который говорит о том, что исходя из отношений с родителями ребенок будет строить все последующие отношения в своей жизни, он строит себя, используя своих близких, как зеркало. Он будет поступать так же, как мы –это огромная ответственность.

    4. Исходя из всего вышесказанного, самым эффективным методом воспитания является поощрение. У Кротова есть такое высказывание

Похвала –педагогический домкрат.

Как мы можем это понимать, по вашему мнению?

Как вас поощряли в детстве родители?

Как вы поощряете своего ребенка?

А теперь давайте послушаем наших детей.

Существуют материальные и психологические методы поощрения. Материальные все мы понимаем, -это подарки. А на слайде освещены психологические методы, которые являются для ребенка наиболее важными.

Ребенка просто необходимо хвалить. Но при этом тоже важно не перестараться.

Ограничители похвалы:

  1. не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  2. не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  3. не хвалить из жалости;
  4. не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

    5.Но ведь случается в нашей жизни, что ребенок совершает поступок, за который хвалить не принято. И в этом случае мы прибегаем к какому-либо ограничителю поведения –наказанию.

Как вас наказывали родители в детстве?

А как вы наказываете ваших детей?

Давайте послушаем, что говорят по этому поводу дети.

Действительно, практика физических наказаний существовала издревле. Существует даже общеизвестная египетская пословица: «Уши мальчика находятся на его спине: он слышит, лишь когда его бьют».

Но если мы воспитываем ребенка из любви, может ли в наказании иметь место жестокость?

Ребенок тоже будет отвечать жестокостью. Поэтому в воспитании от физических наказаний лучше отказаться в первую очередь во благо ребенка и ваших взаимоотношений.

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Наказание – шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки. Поэтому сначала успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции. 

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Рекомендуемые формы наказания

  1. вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  2. лишение поощрений и привилегий;
  3. осуждение поведения;

6. Давайте рассмотрим следующие ситуации….

7. Подведем итоги анкетирования

8. Итак, нам необходимо всегда помнить, что наше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь.

Что важного, нужного, нового вы узнали из сегодняшней беседы?

Понравилось ли вам?

Какую тему вы хотели бы еще обсудить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-дискуссия "Игры наших детей"

У большинства родителей сложились стереотипы, что родительское собрание - это очень скучно, неинтересно. Меня очень не устраивает такое мнение родителей. Поэтому уже второй год мы проводим такие собра...

ДИСКУССИЯ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

мАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. пРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМСЕГОДНЯШНЕЙ ДИСКУССИЕЙ, КОТОРАЯ НАПР...

Дискуссия на тему: "Как укрепить здоровье дошкольников" (для воспитателей)

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологического неблагополуч...

Дискуссия «ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ…»

С родителями проводится дискуссия о осознании детьми своих прав...

Дискуссия о правах ребенка

Дискуссию рекомендуется проводить для ознакомления родителей с Конвенцией о правах ребенка....

Дискуссия в подготовительной группе по теме: «Поощрение и наказание»

Цель: раскрыть значение и сущность поощрений и наказаний в воспитании ребенка....


 

Комментарии

Языкова Ольга Юрьевна

Спасибо за раскрытие актуальной темы.