Совместная образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми группы сложный дефект
статья по коррекционной педагогике на тему

Костюкова Жанна Николаевна

Влияние музыки на развитие ребёнка с особыми потребностями.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но и воспитатель не может оставаться  в стороне от музыкально-педагогического процесса.  Ведь только совместными усилиями и стараниями воспитателя и музыкального работника, можно позволить ребенку  с ОВЗ расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение  и проявление собственной активности.  У ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, он приобретает начальные навыки слушания музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОД воспитателя и музыкального руководителя с детьми группы сложный дефект

Влияние музыки на развитие ребёнка с особыми потребностями.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но и воспитатель не может оставаться  в стороне от музыкально-педагогического процесса.  Ведь только совместными усилиями и стараниями воспитателя и музыкального работника, можно позволить ребенку  с ОВЗ расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение  и проявление собственной активности.  У ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, он приобретает начальные навыки слушания музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=1ba3f9c49086305aed91f72a8b322208-80-144&n=21

Выбор музыки для занятий с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии, является сложной задачей. Выбор музыки осуществляется совместно - воспитателем и музыкальным работником.  Т.к. одни дети предпочитают «живую» музыку, которую им играет педагог. Другим нравится музыка, звучащая в записи, а кому-то нравятся музыкальные звуки, которые воспроизводят отдельные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные.

Особым деткам музыка помогает не только в воспитании, но и в развитии.  Музыка воздействует на отделы головного мозга, помогая развивать восприятие ребенка, привлекая его внимание определенной мелодией. Малоподвижным, необщительным деткам, замыкающимся в своем мире  – рекомендуется ставить активную танцевальную музыку. Очень интересно, а порой и необходимо послушать музыку природы – спокойная мелодия с шумом леса, или морской волны, пением птиц, или голосами дельфинов непременно успокоит малыша, поможет его организму расслабиться и даже уснуть. 

Тихая, спокойная музыка сопровождает ребёнка в группе в течение дня. Предлагаем список произведений классической музыки (флейта и гитара) для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями: 
•    Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - 
"Турецкое рондо" В.А.Моцарт, "Менует"Л.Боккерини , "Мелодии" Рубинштейна.
•    Для уменьшения раздражительности, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - 
"Allegro" И.С.Бах, "Полонез" М.С.Огински.
•    Для общего успокоения - "Танго" А.Пиаццоло, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" И.С.Бах-Ш.Гуно.
•    Для снятия напряженности в отношениях с другими детьми и взрослыми  -
"Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
•    Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, настроения  - 
"Шестая симфония" Чайковского,  "Ария" Вила-Лобос.
•    Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – Мелодия из оперы
"Орфей и Эвридика" Х.В.Глюк, "Лунный свет" Дебюсси, "Largo" А.Вивальди.  

А такие произведения коллекции Happy Baby как:

  • Покидая дом родной
  • Приход весны
  • The Prancing Pixie
  • Волшебный май
  • Весёлый охотник
  • Домик у ручья
  • Крошка Джонни
  • Кукушечка
  • Мельница
  • Утренняя роса
  • Странный мельник

помогут создать атмосферу спокойствия, гармонии и любви, которая так необходима нам и нашим любимым деткам.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирование эмоциональной сферы, совершенствуются мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Здесь прекрасно подходят развивающие музыкальные игры Е.Железновой «Музыка с мамой», «Песенки-инсценировки Гав и мяу», «Ква-ква».

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития важно, что групповое  музыкальное занятие позволяет создать такую среду, в которой  дети могут свободно и с удовольствием петь, играть на музыкальных инструментах, общаться. Формы такого музицирования подбираются с учетом возможностей и потребностей каждого ребёнка, благодаря чему каждый может активно участвовать в общем занятии, невзирая на ограничения, иногда очень выраженные. Такая организация занятия позволяет всем детям  почувствовать свои возможности, выразить себя при помощи музыкальных средств.

 Т.о., групповые музыкальные занятия для  детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. 

Воспитателями и музыкальным руководителем апробировано и внедрено в процесс воспитания детей со сложным дефектом такое методическое пособие как «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей», под ред. Е.И.Якубовской. В этом пособии материал систематизирован на основе колыбельных песен, потешек и прибауток, сказок, приёмов материнского массажа. Список освоения материала: 

  • игровая гимнастика и массаж: «Потягушечки», «Меряем сажени», «Тянем холсты», «Полетели!» - взмахи руками, «Идёт Бай по спине» - массаж спины, «Валяй, валяй каравай!» - массаж шеи, «Кудели» - игры с волосами, «Римбимбуля, лепетуля, точка» - знакомство с частями тела и лица.
  • игры с ручками и пальчиками:  «Котик ниточки мотает», «Ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Говорящие пальчики», «Цапки».
  • колыбельные песни: «Баю, баюшки, побай», «Сон да Дрёма», «Уж ты котенька-коток», «Прилетели гуленьки», «Придёт серенький волчок», «Поди, Бука, на сарай!», «Уж ты вырастешь большой».
  • забавы: «Шило и коза», «Поехали с орехами!», «На зелёном лугу – их-вох!», «Жили-были, ели-пили…».
  • образные присловья на все случаи жизни: «У нас Поленька да цветочек», «Поёт, поёт соловушка», «Расти, расти, зубок!», «Не плачь – дам калач!», «Чашечка на головушку!», «Водичка, водичка, умой моё личико!».
  • разговор с природой: «Гуля, гуля, голубок», «Таракан дрова рубил», «Дождь, солнце, радуга».

Таким образом, музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных способностей. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их способностей и интересов.  

  Музыкотерапия и особые дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие» на основе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи образовательной деятельности:1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам других, желание помочь, порадовать ...

«В гости к Старичку-Лесовичку». Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми младшего возраста с использованием ИКТ и ТРИЗ.

Цель:  Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весенней природы.Задачи: -уточнить у детей представление  о диких животных, птицах, растениях- расширят...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА воспитателя И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

Преодоление речевого нарушения путем развития,воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы " Сложные дефекты" по реализации ОО " Речевое развитие" по лексической теме " Одежда"

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы " Сложные дефекты" по реализации ОО " Речевое развитие " по лексической теме "Одежда"...

Развитие музыкальных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя

Данная статья адресована  педагогам  ДОУ - воспитателям и  музыкальным руководителям...