«Индивидуальная работа по развитию каллиграфических навыков у старших дошкольников с ОНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Люфт Екатерина Викторовна

В книге президента всем известной компании "SONI" Масару Ибуки "После 3-х уже поздно" отмечается, что на первом месте по степени важности в  процессе подготовки высококачественных специалистов для работы в области высоких технологий стоит каллиграфия, на втором - игра на скрипке.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул для развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальная работа по развитию каллиграфических навыков у старших дошкольников с ОНР»

        

Актуальность.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. У поступающих в школу детей слабо развиты мелкие мышцы руки, поэтому им трудно первое время при письме. Между тем, процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов, без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. 

Новизна.

Необходимость обучения детей каллиграфическому письму обусловлено, прежде всего, тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, вследствие чего человеку приходится много заниматься. Бывает так, что ребенок умеет читать, считать и писать, но придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит?

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать первоначальным навыкам письма и чтения,  без которых дальнейшее обучение было бы просто невозможно.  Наблюдения свидетельствуют, что стремление написать красиво, четко, быстро способствуют повышению грамотности.  

 Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Развивая каллиграфические навыки дошкольников, мы заботимся об устойчивости их почерка в дальнейшем, воспитываем у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы.

В старшем дошкольном возрасте, а особенно у детей с речевыми проблемами, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Начинать подготовку необходимо как можно раньше. Для этого необходимо соблюдение основных гигиенических требований: формирование графически правильных начертаний элементов, способов соединения, ритмичности написания элементов и т. д.

Индивидуальный подход – основное условие для развития каллиграфических навыков у дошкольников, позволяющий каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом  индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности.

Задания для детей 6 - 7 лет сложны и требуют активного сосредоточения на предмете деятельности, а также большого количества времени и специальной подготовки к их выполнению.

Задачами данного этапа являются:

1.Работа по формированию силы, точности движений, гибкости суставов посредством гимнастических мелкомоторных упражнений.

2.Развитие зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, анализа форм.

3.Ознакомление с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов.

4.Совершенствование зрительно-двигательной координации, глазомера разнообразными видами штриховки, включающей начертание элементов письменных букв.

5.Развитие умения самооценивания своего труда.

В основе такой системы индивидуальных заданий лежат три основных идеи:

1.Развитие мелкой моторики путём пальчиковой гимнастики.

2.Формирование зрительно-моторных координаций при исправлении нарушений навыка письма.

3.Обучение каллиграфии на основе штриховки.

Чёткость и точность выполнения штрихов ребёнка обеспечивается выполнением следующих правил гигиены:

1.Высота стола и стула должны соответствовать росту ребёнка.

2.Следить, чтобы ребёнок сидел прямо, держа оба плеча ровно.

3.Придерживал листок бумаги левой рукой (для левшей – наоборот).

4.Локти держал так, чтобы они опирались о стол равномерно.

5.Ноги согнул под прямым углом в коленях.

Работа на этом этапе включает графические задания с помощью трафаретов линейки. Ребёнок знакомится с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов.

Очень важно следить, чтобы ребёнок правильно держал карандаш. Можно рассказать ему в игровой форме историю. «Жили-были: цыплёнок (указательный пальчик), его папа (средний палец), мама (большой). На день рождения цыплёнку подарили конфету (карандаш), которая была тяжёлая. Решил папа её подержать, помочь цыплёнку, мама сверху придерживает, а цыплёнок клюёт». Так ребёнок обучается свободно держать карандаш, не прогибая от напряжения указательный палец в фаланге.

         Из за слабой мелкой моторики руки  и координации движений многим детям сложно выполнять волнистые штрихи, петлеобразные линии, проводить спиралевидные линии, завитки. Помочь точному проведению штрихов могут следующие приёмы: рисование рукой линий в воздухе, показ ребёнком направления штриха указательным пальцем на бумаге. При выполнении петель можно предложить проговорить вслух направления движений руки: «снизу-вверх», «плавно закругляем вправо», «потом вниз», «снова вверх».

Итак, для работы ребёнку необходимы: линейка с трафаретом, простой карандаш ТМ, цветные карандаши, ластик (в редких случаях), образец рисунка. Обводка и штриховка выполняются простым карандашом.

Перед заданием с ребёнком проводится игра на координацию речи с движением.

После игры ребёнок рассматривает образец, находит трафареты, необходимые для рисунка.

Для снятия двигательного напряжения проводится гимнастика для кисти рук и пальцев.

Перед выполнением рисунка важно напомнить ребёнку о правильной осанке и о правилах: тетрадь не переворачивать, карандаш держим правой рукой тремя пальчиками, трафаретную линейку прижимаем к листу левой рукой.

Далее ребёнок самостоятельно выполняет рисунок, от руки делает штриховку и, по желанию, раскрашивает его цветными карандашами.

В подготовительной группе ребёнок сам оценивает свои рисунки при помощи звёздочек: золотая – красиво, правильно; серебристая – трудно. Так у ребёнка формируется адекватная самооценка, что очень важно для гармоничного отношения его с самим собой.

Литература:

1.Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии  - 2003г.

2. Журнал «Мой ребенок», август 2009г.

3.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. «Сфера» Москва 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

мМоделирование в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.

Использование знаково-символической деятельности(моделирования) в работе по формированию речевых навыкову старших дошкольников....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".

Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое  обоснование  проблемы  формирования коммуникатив...

Статья «Особенности работы по формированию певческих навыков у старших дошкольников»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития  певческого  голоса.  Занятия  пением  являются  важной  составляющей гармоничного...

Конспект индивидуальной работы по развитию общеречевых навыков у детей с заиканием по теме «Домашние птицы».

Индивидуальные логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Подбор речевого материала должен быть строго индивидуальным для к...