Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте с использованием дидактических игр.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Васильева Наталья Юрьевна

дАННАЯ ПРАГРАММА РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. В НЕЙ ВЫ НАЙДЁТЕ ИГРЫ ПО ФОНЕМАТИЧЕСКУМУ ВОСПРИЯТИЮ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИД. ИГР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_n.yu_._dopolnit._prgr_po_fonem_vospr.docx590.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный колокольчик»C:\Users\NOTEBOOK\Downloads\0_8daf9_b6e7f0fd_orig.png

для детей  ЗПР  IV года обучения

 Составитель: Васильева Наталья Юрьевна,  учитель-дефектолог

 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА ЧЕРЕМХОВО»  

Одобрено                                                                                                                                                 Утверждаю:

на заседании педагогического  совета                                                                                               директор детского дома                    

Протокол №  7                                                                                                                                       Н.В. Морозова

«4»  июня  2015г.                                                                                                                                  ____________

Зам директора по РВР                                                                                                                          приказ № 163-од                                                                    

Н.Ф. Клименко                                                                                                                                       от «10» июня 2015 г.                                                        

__________

Программа дополнительного образования для детей  с ОВЗ по развитию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте  с использованием дидактических игр.

 «Волшебный колокольчик»

для детей  ЗПР IV года обучения

Срок реализации программы: 1 учебный год

 Составитель:

Васильева Наталья Юрьевна,

                              учитель-дефектолог

Черемхово

2014 – 2015

Пояснительная записка

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения) .

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух - необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающиеречевые звуки (фонемы) и имеющие при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Правильно спланированная работа с детьми поможет развитию фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза слов, формированию устной речи и поможет в профилактике дисграфии и дислексии.

В связи с этим разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия в устной речи «Волшебный колокольчик».

Основной формой воздействия на детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. (Приложение 3)Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно  различать своих и чужих людей, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие. У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.

Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности.

Образовательная программа «Волшебный колокольчик» является модифицированной  и  предназначена для  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья IV года обучения в условиях  детского дома.

Программа «Волшебный колокольчик» составлена с опорой на  «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями, навыками в  формировании фонематического восприятия.

Основу программы « Волшебный колокольчик » составляют

1. Федеральный закон № 273“Об образовании в РФ”  (2012 г.);

2. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

3. Концепция Д.Б Эльконинаосновыванная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”. Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.А. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего возрастанаиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский,Д.Б. Эльконин и др.).

Программа  адаптирована с учётом особенностей организации коррекционно-образовательного процесса и формирования у детей фонематического восприятия; апробирована в процессе управления коррекционно-образовательным процессом на основе наработанных материалов и оценкой её результатов.

На занятиях по данной программе дети развивают фонематический слух, речевое внимание, представление о звуках, слогах, словах, предложениях. Работают над дикцией.

Программа строится по схеме от простого к сложному. Используются различные формы и методы обучения, развиваются творческие способности и интерес к общению. Занятия проводятся в игровой форме и интегрируются с курсом окружающего мира, литературного чтения. Дети занимаются различными видами деятельности: играют, разучивают чистоговорки и стихи, драматизируют диалоги.

Реализация  программы предусматривает использование следующих методов обучения:  словесных  ( загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, словесные игры ), наглядных ( применение различных символов и схем, карточек и картинок, игрушек), практических ( работа с индивидуальными разрезными азбуками, составление схем звуко-слогового анализа слов, чтение слогов, слов), игровых ( во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи.занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические игры, физкультминутки,    игровые   ситуации,  сказочные  персонажи

Новизна программы «Волшебный колокольчик» заключается в том, что она ориентирована на воспитанников детского дома 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья,является комплексным взаимодействием блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три неразрывно связанных между собой блока:

1. Блок “Развитие речи и подготовка к обучению грамоте” (включены

звуковой анализ и синтез);

2. Блок “Знакомство с буквами и звуками” (звуко-буквенный анализ);

3. Блок “Подготовка руки к письму” (печатание).

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач.

Цели и задачи

Цели:В предлагаемой программе основной целью является формированиефонематических процессов и языкового чутья   у детей дошкольного  возраста с ОВЗ.

-развитие фонематического восприятия

- формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

-улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз

- умение правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения

- воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности

Задачи:

1.Развивать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитать умения регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Адресат программы:

Данная программа рассчитана  на детей дошкольного возраста 6-7лет, испытывающих различные трудности в развитии  и обучении, обусловленные  несформированностью фонематических процессов, речевыми нарушениями,может использоваться:

- в группах для детей с ОВЗ,

- в группах ДОУ для детей с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Форма проводимой работы: групповая. Продолжительность  одного занятия  30 минут всего 30 занятий.

Программа рассчитана на 1 год

Организационные условия проведения занятий

Занятия проводятся с подгруппой детей,  состоящей из 5-6 человек, в первой половине дня 1 раз в неделю в кабинете учителя-дефектолога оснащенным учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется  современные здоровьесберегающие технологии.

Срок реализации  образовательной программы:

1 учебный год (сентябрь – май).

Содержание программы

Занятия включают в себя:

Артикуляционную и дыхательную гимнастику

Развитие фонематического восприятия:

1) Различение неречевых звуков:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти

– различение высоты, силы и тембра голоса

– восприятие темпа и ритма речи.

2) Различение речевых звуков:

– формирование фонематического восприятия

– различение слов, близких по звучанию

– различение слогов

– различение звуков

– формирование фонематического анализа и синтеза

– формирование фонематических представлений.

Ведётся работа над звуко-слоговой структурой слова, звуко-буквенным анализом и синтезом слов,

формирование представления о слоге, слове, предложении.

Уточнение и обогащение словарного запаса

Повторение чистоговорок и скороговорок, стихотворений.

Упражнения и дидактические игры на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, внимания, памяти.

Режим организации занятий:

 1 раз в неделю  продолжительностью 30 минут.

Общее количество

учебных часов в год

Периодичность

занятий

30

1 раз в неделю

 

Структура занятий по формированиюфонетико – фонематической стороны речи состоит:

  1. Организационный момент (выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики)
  2. Знакомство со звуком, произнесение звука
  3. Физминутка или подвижная игра по теме
  4. Работа по теме (игры и упражнения, направленные на развитие фонетико – фонематической стороны речи)
  5. Работа в альбоме (тетради)
  6. Итог: что нового узнали на занятии?

Примечание:

 Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;

 Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны, Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии.

Форма участия других лиц в реализации программыНеотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются воспитатели группы, специалисты: музыкальный руководитель, театральный руководитель, валеолог.

Ожидаемые результаты

  •   дифференцировать  понятия: '' слово'', ''звук'', ''буква'',

 ''предложение'';

  •   различать гласные и согласные звуки;
  •   делить слова на слоги;
  •   определять место звука в слове;
  •   составлять звуковые схемы слов;
  •   составлять из букв разрезной азбуки слоги;

К концу курса у детей улучшается фонематический слух. Они дифференцируют звуки в слогах и в словах. Речь более чёткая. Развивается навык звуко-слогового анализа и синтеза слов. Увеличивается словарный запас. Детям будет проще понимать и воспринимать устную речь. Это поможет лучше подготовить ребёнка к школе и предупредить нарушения письменной речи (дисграфию и дислексию) .

Структура занятий

1. Организационный момент. ( Дидактическое упражнение на развитие внимания, памяти,  динамического  праксиса рук, на формирование пространственно-временных представлений )

2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ звука  )

3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.

4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия. ( Выделение данного  звука из ряда  других звуков, слогов, слов)

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с буквой. ( название, графическое изображение, игры с буквой ).

7.Звуко-слоговой анализ слов. (выкладывание схемы слов с помощью цветовых символов ).

8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (составление слогов, слов из букв, чтение ).

9. Итог занятия. (''С чем мы сегодня познакомились на занятии?'', ''Что больше всего понравилось?'' . Отмечать работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны.

Примечание:1. Структура занятий может изменяться в зависимости от материала.

Способы определения результативности программы

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика. Формой  позитивной  оценки при реализации  программы является своеобразная  выставка  личных достижений ребенка. Собираются  все детские работы в течение учебного года, в том числе и рабочие тетради  и оформляются в виде выставки достижений.

 Формы и методы текущего контроля,  промежуточной

и итоговой диагностики

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в данной возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются  диагностические методики.

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения детьми содержания программы включают в себя: педагогическое наблюдение, анализ результатов выполнения заданий.Диагностика проводится  в начале,  и  в  конце  учебного  года. Результаты  фиксируются  в  диагностических  картах. (Приложение 2).Показатели и критерии разработаны в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.Набор определённых критериев и показателей объединены в единую таблицу, что позволяет проанализировать характеристики уровня овладения детьми навыков слухового внимания и фонематического восприятия. Для  выявления  уровня  освоения  программного  содержания, предлагается   уровневое  оценивание (высокий, средний, низкий). После  подведенных  результатов заполняется  сводная  таблица  по  всему  разделу.

        С  детьми,  которые  недостаточно   хорошо  осваивают программное  содержание,  планируется  и проводится   индивидуальная коррекционная  работа  воспитателем группы .

Учебно-тематический план

Данный тематический план  представлен в виде  тематических блоков.  Их содержание определяется необходимыми задачами в зависимости от возраста детей и результатов диагностики.

 Тематическое планирование по основной образовательной программе дошкольного образования к образовательной области «Коммуникация» IV год обучения «Обучение элементарной грамоте»

Месяц

Блок

Тема занятия

Содержание занятия

Цели и задачи

Оборудование

Количество часов

мин

Сентябрь

Осень. Овощи, фрукты, сад, огород. Труд людей осенью.

1.

Знакомство с предложением

1.Игровой момент- в гости приходит Звукарик.

Д.и. «Что мы слышим?»

2.Знакомство с понятием предложение, слово

3.Физминутка

4.Составление предложений из 2 слов по действиям детей с игрушками.

5.Итог

1.Познакомить детей с понятием «предложение», «слово».

2.Учить составлять предложения из 2х слов по действию с игрушками

3.Формировать интерес к обучению грамоте.

4.Развивать и корригировать слуховое внимание, память.

Игрушки, Звукарик

1

30

2.

Знакомство с предложением (продолжение)

1.И.М.- В гости приходит Звукарик + сообщение темы занятия. Д.У. «Повтори за мной»

2.Составление предложений из 2х слов по действиям детей с игрушками. Определение места слова в предложении.

3.Физминутка

4. «Повтори за мной»

5.Анализ
6.Итог.

1.Продолжать учить детей строить предложения из 2х слов по действиям с игрушками, определять количество слов в предложении, их место

2.Активизировать словарь: предложение, слово

3.Корригировать речь, фонематический слух.

4.Воспитывать желание говорить правильно.

Игрушки, Звукарик

1

30

Октябрь

Посуда. Продукты питания. Осень.

1

Составь предложение

1.В гости приходит Звукарик.

2.Составление предложений по сюжетной картине по предложенной схеме.

 3.Определение количества слов их место в предложении.

4.Физминутка

5. «Придумай предложение»

6.Итог

1.Продолжать учить составлять предложения из 2х и более слов по сюжетной картине

2.Определять количество слов в предложении.

3.Активизировать словарь словами- действиями.

4.Совершенствовать слуховое внимание.

Схемы,  сюжетные картинки, Звукарик

1

30

2

Составь предложение

1.Орг.момент «Поймай слово»

- продолжи ряд слов

2.Знакомство со схемой предложения

3.Составление предложений по картине по предложенной схеме.

4.Физминутка

5.Заменим предложение схемой

6. «Найди слово»

7.Итог

1.Продолжать учить составлять предложения из 3х и более слов по сюжетной картине

2.Познакомить детей со схемой предложения, записывать предложение схемой

3.Активизировать в речи слова -сущ.- слово, предложение

4.Корригировать зрительное, слуховое внимание

5.Закреплять названия чайной, кухонной посуды.

Схема предложения, сюжетная картинка

1

30

3

Составление предложений «Осень в лесу» - короткие, длинные слова

1.В гости приходит Звукарик, сообщение темы

2.Составление предложений по картине и запись его символами

3.Физминутка

4.Слова: длинные, короткие

5.Д/и «Когда это бывает?»

6.Анализ.

7.Итог.

1.Упражнять в умении составлять предложения по картине из2-3х слов по словесной инструкции педагога

2.Познакомить со словами: короткие, длинные

3.Учить записывать предложение при помощи символов

4.Активизировать словарь прилагательными

5.Развивать и корригировать связную речь ,фонематическое восприятие

Звукарик, символы предложения, сюжетная картина «Осень в лесу»

1

30

4

Знакомство со слогом

1.Орг.момент

2.Артикуляцционная гимн- кА «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка», «Маятник!.

3.Беседа по картине. Составление предложений в 2-3 слова, деление предложений на слова

4.Условно- графическая запись

5.Физминутка

6.Знакомство со слогом, деление слов на слоги

7.Итог.

1.Познакомить детей со слогом, как частью слова

2.Учить делить двусложные слова на слоги

3.Упражнять в умении придумывать предложение, состоящее из 2-3х слов

4.Закреплять умение анализировать предложение и делать условно- графическую запись

Картинка «Уборка урожая в саду»,бумажные полоски для обозначения слогов ,мишутка, зайчик

1

30

5

Слог. Деление слов на слоги.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Беседа по картине

3.Физминутка «Вышел дождик погулять»

4.Деление слов на слоги: река, морковь, машина

- придумай слова из 2-3 слогов

5.Итог

1.Учить детей делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове

2.Познакомить со схемой и символами состава предложения: красная полоска - предложение, желтый квадрат- слово, синий круг- слоги

3.Учить отвечать на вопросы полным предложением

4.Корригировать и развивать артикуляционный аппарат, слуховое восприятие

Сюжетная картина «Уборка урожая на огороде»,карточки для графической записи деления слов на слоги

1

30

Ноябрь

Осень. Одежда. Обувь. Головные уборы

1

Предложение, слово, слог

1.Артикуляционная гимнастика

2.Деление слов на слоги

- работа по таблице

3.Физминутка

4. «Найди вкусное слово»

5.Итог

1.Продолжать учить детей в делении слов на слоги

2.Познакомить с односложными словами

3.Упражнять в умении составлять предложение по схеме

4.Корригировать фонематическое восприятие

5.Учить подбирать слова- определения к сущ., обозначающим предметы одежды

Таблица по обучению грамоте, игрушки, схема для графического изображения слов, предложения

1

30

2

Деление слов на слоги

1.Артикуляционная гимнастика

2.Чистоговорка «Грач»

3.Деление  слов на слоги (игровой момент – Петрушка просит выполнить задание:

- подбери из картинок слово из 2-3 слогов;

- Найди слово к данной схеме

4.Физминутка

5. «Чудесный мешочек»- достают предметы и определяют количество слогов

1.Продолжать учить детей составлять предложения, называть количество слов в предложении, называть первое и последнее слово

2.Упражнять в делении слов на слоги

3.Учить детей слышать и выделять звуки речи

4.Активизировать в речи: слово, слог, предложение

Предметные картинки условно- графическое изображение предложения, слова, слогов, «Чудесный мешочек»

1

30

3

Предложение, слово, слог. Деление слов

на слоги.

1. .Артикуляционная гимнастика

2.Чистоговорка «Матрешка»

3.Деление слов на слоги

- подбери слово к схеме

4. .Физминутка

5. «Чудесный мешочек»

6.Игра «Зоопарк»-  рассели зверей.

7.Итог

1.Продолжать учить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

2.Учить детей подбирать слова к двустишию.

3.Упражнять в умении подбирать к схеме нужное слово

4.Корригировать слуховое внимание, память

5.Активизировать в речи: слово, слог

6.Закреплять название одежды и ее частей.

Символы для составления слов, предложений

1

30

4

Звук и буква «А»

1.Орг.момент. Беззвучно произнести звук «а», узнать и назвать этот звук.

2.Гимнастика для губ, языка.

3.Игра- беседа «На приеме у врача»

- артикуляция звука «а»

4.Работа с картинками

- назови слово

- выдели этот звук в слове

5.Физминутка

6.Знакомство с буквой «А»

- из каких элементов состоит;

- Нарисуй в воздухе.        Выложи из палочек

7.Итог.

1.Продолжать знакомить детей с речевыми звуками.

2.Закреплять правильное произношение звука «а»,учить выделять голосом этот звук в словах , определять его место в слове.

3.Уточнить термин «гласный звук»

4.Условно обозначать гласный звук «а» большим красным кружком.

5.Корригировать фонематическое восприятие, внимание, память.

Касса букв ,картинки с изображением предметов на букву «а»

1

30

5

Звук и буква «А» в начале слова

1.Орг.момент. Беззвучно произнести звук «а», узнать и назвать этот звук.

2.Гимнастика для губ, языка.

3.Игра- беседа «На приеме у врача»

- артикуляция звука «а»

4.Работа с картинками

- назови слово

- выдели этот звук в слове

5.Физминутка

6.Знакомство с буквой «А»

- из каких элементов состоит;

- Нарисуй в воздухе.  -- Выложи из палочек

7.Итог.

1.Продолжать знакомить детей с речевыми звуками.

2.Закреплять правильное произношение звука «а»,учитьвыделять голосом этот звук в словах , определять его место в слове.

3.Уточнить термин «гласный звук»

4.Условно обозначать гласный звук «а» большим красным кружком.

5.Корригировать фонематическое восприятие, внимание, память.

Касса букв ,картинки с изображением предметов на букву «а»

1

30

Январь

Зима. Зимние забавы. Животные (домашние, дикие).

1

Звук и буква «У».

1.Артикуляционная гимнастика для языка, губ

2.Знакомство со звуком и характеристика звука «у».

Игра «Кто внимательный» (определение звука в слове, деление слова на слоги).

3.Знакомство с буквой «У»

- На что похоже?

- Из каких элементов состоит?

- Выложите букву из палочек.

4.Физминутка

5.Работа с раздаточным материалом

- назови что нарисовано

- Где находится звук «У»?

6.Итог занятия

1.Познакомить детей со звуком и буквой «У».

2.Учить выделять первый звук в слове; закреплять понятие «гласный звук».

3.Закреплять правильное произношение звука «у», обозначать условно красным маленьким кружком.

4.Учить слышать звук и голосом выделять его в словах.

5.Корригировать слуховое восприятие.

Предметные картинки: усы, стул, утка, утюг.

Символы звука «а, у»

1

30

2

Звук и буква «У».

1.Орг. момент. Беззвучно произнести звук «а, у» .Узнай и покажи фишку.

2.Игра «Узнай по описанию».

3.Игра с мячом «Скажи наоборот»

4.Определение места звука в слове.

5.Физминутка.

6.Составление предложения по картине.

7 «Четвертый лишний».

8.Итог.

1.Закреплять правильное произношение звука «у», умение условно обозначать гласный звук.

2.Упражнять в умении выделять слова из предложения (2-4 слова).

3.Составлять предложения по сюжетной картинке, по схеме предложения.

4.Подбирать слова с заданным звуком, выделять звук в слове.

5.Корригировать фонематическое восприятие.

6.Воспитывать любовь к родному языку.

Демонстрационный материал: мяч, мел, сюжетная картинка.

Раздаточный материал: полоски для обозначения слов, предложений, красные фишки.

1

30

3

Звук «О»

1.Орг.момент. Достань из мешочка букву О. На какой предмет похожа эта буква?

2.Характеристика звука «О».

3.Игра «Повтори- не ошибись»

4.Определение звука «О» в слове.

5.Физминутка

6.Работа с предложением.

7.Придумай слово на букву «О».

8.Итог.

1.Познакомить детей с новым звуком «О», учить выделять этот звук среди других звуков.

2.Упражнять в умении составлять предложения по предметным картинкам.

3.Закреплять умение условно обозначать гласные звуки, правильно произносить звук «о».

4.Активизировать словарь: гласный звук.

5.Корригировать фонематическое восприятие.

6.Воспитывать желание говорить красиво.

Обруч, буквы А,О,У.

Полоски для обозначения слов, символы звуков.

1

30

4

Звук и буква «О»

1.Орг.момент. Артикуляционная гимнастика.

2.Д/у «Узнай букву».

3. «Доскажи словечко»

4.Знакомство с буквой «О», на что похожа?

5.Физминутка.

6.Выделение звука в слове.

7.Печатание буквы в тетради.

8.Итог.

1.Продолжать знакомить детей с гласными звуками.

2.Учить определять первый звук «о» в слогах, словах.

3.Упражнять в умении находить на картинках предметы, названия которых начинаются со звука «о»

4.Корригировать фонематическое восприятие.

5.Активировать в речи: гласный, слово, слог.

6.Воспитывать умение говорить правильно.

Таблица с картинками

1

30

Февраль

Зима. Моя страна. Мой город. 23 февраля

1

Звук и буква «И»

1.Орг .момент. Артикуляционная гимнастика + скороговорка.

2.Знакомство со звуком «И» ,его символом.

3.Выделение звука «И» среди других звуков.

4.Физминутка.

5. «Кто внимательный?»

6. «Найди предмет со звуком «И»

7.Деление слов на слоги

8. «На что похожа буква «И», выделение среди других букв

9.Итог

1.Познакомить детей со звуком «И», учить выделять заданный звук среди других звуков.

2.Определять звук «И» в слогах, словах.

3.Находить на картинках предметы, названия которых начинаются с заданного звука.

4.Узнавать букву среди других.

5.Корригировать фонематическое восприятие, память.

Предметные картинки со звуком «И», символы гласных звуков.

1

30

2

Звук и буква «И»

1.Орг.момент. Артикуляционная гимнастика.

2.Закрепление понятия «гласный звук». Артикуляция звука «И»,выделение звука среди других звуков в слоге, слове. «Найди букву и закрась»

3.Физминутка

4. «Подбери картинку»

5. Подели слова на слоги.

6.Анализ.

7.Итог.

1.Продолжать учить определять первый звук «И» в слогах, словах.

2.Упражнять детей находить на картинках предметы, названия которых начинаются с заданного звука.

3.Закреплять умение находить данную букву среди других.

4.Корригировать внимание, память, фонематическое восприятие.

5.Активизировать в речи: гласный звук, буква.

Гласные буквы: А, О,У,И

Предметные картинки на заданный звук.

1

30

3

Гласные звуки А,О,У,И.

1.Орг.момент «Какая буква потерялась?». Артикуляционная гимнастика.

2. «Подбери картинку на заданный звук»

3.Д/у «Поймай звук»

4.Физминутка.

5. «Найди заданную букву»

- Составление пары: ау, уа

6.Деление слов на слоги.

7.Итог.

1.Продолжать учить различать буквы и звуки на слух.

2.Выделять данные звуки в словах, слогах.

3.Подбирать нужные слова на нужный звук.

4.Корригировать слуховое внимание.

5.Различать слова, отличающиеся на один звук, делить слова на слоги.

6.Воспитывать любовь к родному языку.

Символы гласных звуков, предметные картинки, кубики с буквами.

1

30

Март

Весна. 8 Марта. Транспорт. Школа.

1

Звук и буква «М»

1.Орг.момент. Придумай слова с одним слогом, двумя слогами.

2.Сообщение темы занятия.

Артикуляция звука «М»- мягкий согласный, условно обозначаем кружком зеленого цвета.

Д/и «Будь внимательным»

3. Физминутка

4.Игра в предлоги «Что где лежит?»

5. «Подбери слово, придумай другое»

6.Анализ деятельности детей.

7.Итог.

1.Закреплять правильное произношение звуков «м», «мь».

2.Учить условно обозначать согласные звуки ( твердый- синим цветом; мягкий- зеленым цветом).

3.Различать на слух слова, близкие по звуковому составу.

4.Совершенствовать умение правильно использовать в речи предлоги НА, НАД, ПОД.

5.Учить образовывать родственные слова.

6.Корригировать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Слоговая таблица, картинки со звуком «М», кубик с точками от 1 до 4.

1

30

2

Звук и буква «К»

1.Артикуляционная гимнастика.

2. «Назови предмет» - какой звук вы слышите во всех словах.

3.Знакомство со звуком и буквой «К».

4.Печатаем букву.

5.Физминутка.

6. «Подбери слова» , где слышите звук в слове?

7.Анализ деятельности детей

8.Итог.

1.Познакомить детей с новым звуком и буквой «К»

2.Учить выделять этот звук в начале слова, относить к согласному: глухой или мягкий.

3.Упражнять в умении подбирать слова с этим звуком

4.Корригировать слуховое внимание, фонематическое восприятие

5.Активизировать в речи: звук, твердый, согласный

6.Закреплять умение делить слова на слоги

7.Воспитывать правильное звукопроизношение.

Предметные картинки, в названиях которых есть звук «К». Символ- зеленый круг.

1

30

3

Звук и буква «К»

1.Орг.момент «Отгадай загадку». Какая буква похожа на крышу домика?- дети выставляют эту букву.

2.Характеристика звука «М» (согласный, звонкий, мягкий)

3.Характеристика звука «К».

- Какой звук стоит в начале, в конце слова?

4.Физминутка.

5.Работа с условно- графической схемой.

6.Звукобуквенный анализ

7.Работа в тетради.

8.Итог

1.Закреплять правильное произношение звуков «К», «КЬ»

2.Учить условно обозначать согласные звуки , последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно- графической схеме.

3.Корригировать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

4.Активизировать в речи: согласный, твердый,мягкий.

Предм. картинки, условно- графическая схема, счетные палочки, буквы, фишки: красные, синие.

1

30

4

Звук и буква «С»

1.Орг. момент .Игра «Какую букву я рисую в воздухе?»

2.Знакомство со звуком и буквой «С», артикуляция, условное обозначение.

3. «Помоги Незнайке»- доскажи словечко.

4.Физминутка.

5.Д/и «Подбери картинки» со звуком «С», «К».

6.звуковой анализ слова «СОМ»

7.Преобразовывание слов «Нет чего?»

8.Анализ.

9.Итог

1.Познакомить с новым согласным звуком, его артикуляцией.

2.Уметь придумывать слова с заданным звуком

3.Учить последовательновыделять звуки из слова, условно обозначать звуки.

4.Упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже мн.числа.

5.Корригировать фонематическое восприятие, зрительное восприятие.

Буквы, предметные картинки со звуками «М», «К», «С». Карточки с буквой «С» синего и зеленого цвета.

Апрель

Птицы: домашние, перелетные, зимующие. Весна.

1

Звук и буква «С»

1.Орг. момент. «Какая буква спряталась?». Назовите знакомые буквы.

2.Выдели звук «С» в слове.

3.Подбери слово на звук «С», «М», «К».

4. «Поймай звук»

5.Анализ деятельности детей.

1.Продолжать знакомить детей с согласными звуками, узнавать их напечатанные.

2.Учить выделять на слух слова со звуком «С» (Звук – в середине слова, в конце, в начале).

3.Закреплять умение соотносить согласные звуки «м», «к», «с» с буквой.

4.Корригировать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Буквы М, С, К. Палочки, предметные картинки с данными звуками.

2

Звук и буква «Р»

1.Артикуляционная гимнастика. Игровое упражнение «Повтори- не ошибись»

пра - пру- про

2.Характеристика звуков «р», «рь».

3.Игра «Твердый- мягкий»

4.Физминутка.

5.Игра «Синий- зеленый».

6.»Сосчитай слоги»

7. «Четвертый лишний».

8.Анализ.

9.Итог.

1.Познакомить детей с правильным произношением звука «Р».

2.Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова.

3.Учить подбирать слова с нужным звуком.

4.Корригировать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

5.Закреплять название диких, зимующих, перелетных птиц.

6.Воспитывать желание заботиться о птицах и умение говорить правильно.

Мяч, карточки с изображением птиц, карточки синего и зеленого цвета.

3

Звук и буква

«Р»

1.Орг. момент. «Какая буква спряталась?». Назовите знакомые буквы.

2.Выдели звук «С» в слове.

3.Подбери слово на звук «С», «М», «К».

4. «Поймай звук»

5.Анализ деятельности детей.

1 Продолжать знакомить детей с согласными звуками, узнавать их напечатанные.

2.Учить выделять на слух слова со звуком «р» (Звук – в середине слова, в конце, в начале).

3.Закреплять умение соотносить согласные звуки «м», «к», «р» с буквой.

4.Корригировать слуховое внимание, фонематическое     восприятие.

5.Воспитывать у детей желание говорить правильно.

Предметные картинки со звуком «Р», буквы.

Май

Весна. Деревья, кустарники, цветы.

1

Звук и буква «Ш»

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Знакомство с артикуляцией звука «Ш»

 «Поймай звук»

3. «Назови слова со звуком «Ш»

4.Знакомство с буквой Ш, сложи из палочек.

5.Сложи слово по буквам ,назови первый звук и т.д.

6.Итог

1.Познакомить детей с правильным произношением звука «Ш».

2.Учить выделять этот звук среди других звуков, и в словах.

3.Упражнять в умении проводить звукобуквенный анализ коротких слов.

4.Уточнить название полевых, садовых цветов.

5.Корригировать слуховое внимание, фонематическое     восприятие.

6.Воспитывать у детей желание говорить правильно.

Предметные картинки со звуком «Ш», буквы.

2

Звук и буква «Ш»

1.Орг. момент. «Какая буква спряталась?». Назовите знакомые буквы.

2.Выдели звук «С» в слове.

3.Подбери слово на звук «Ш», «М», «Р».

4. «Поймай звук»

5.Анализ деятельности детей.

1.Продолжать знакомить детей с согласными звуками, узнавать их напечатанные.

2.Учить выделять на слух слова со звуком «ш» (Звук – в середине слова, в конце, в

начале).

3.Закреплять умение соотносить согласные звуки «м», «ш», «р» с буквой.

4.Корригировать слуховое внимание, фонематическое     восприятие.

5.Воспитывать у детей желание говорить правильно

Предметные картинки со звуком «Ш», буквы.

                                 

  Литература.

1. Агранович З.Е.  В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, :ДЕТСТВО-ПРЕСС    2004.

2. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия старших дошкольников. Москва 2010.- 64 с.

3. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С.Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 96с:ил.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Москва «Просвещение»1991.- 191с.

5. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. Москва 2010. - 64 с.

6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва «Просвещение»1991. - 127с.

7. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь. Москва 2008.-53с.

8. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. Москва 2008.- 31с.

9. Парамонова Л. Дошкольное образование и его качество: Новые подходы к проблеме. - М. : Чистые пруды, 2009.

10 .Шумаева Д.Г.  Как  хорошо уметь читать... Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. - СПб, : Акцидент, 1997.

11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М.: АРКТИ, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

                                                                                Контрольное проведение

диагностики слухового внимания.

Фамилия имя ребенка

Внимание к неречевым звукам.

Внимание к речевым звукам.

Итого

Переключаемость слухового               внимания Д\и  «Солнышко и дождик»

Сосредоточение слухового внимания Д/и «Угадай, кто кричит?»

Направленность слухового внимания Д/и «Где позвонили?»

Устойчивость слухового внимания. Д/и «Угадай, на чем играют?»

Определение темпа звучания. Д/и «Угадай, кто идет?

Умение различать силу звука. Д/и «Найди игрушку?»

Умение подражать различным звукам, голосам.

Умение менять силу голоса (тихо, громко). Д/и «Эхо»

Умение менять высоту голоса. Д/и «Угадай, кто сказал?

Использование эмоционально выразительных средств (интонация, жесты мимика, пантомимика).

ИТОГО

Контрольное проведение диагностики

состояния фонематического восприятия.

Фамилия имя ребенка

Повторить звуки, не имеющие акустико-артикуляционного сходства (С-М,

Ш-Р,

Д-Л)

Повторить звуки близкие по звучанию и артикуляции (Б-П, С-Ш, З-Ж, Р-Л)

Повторить слоговые словосочетания (СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, СА-ЗА, СА-СА, ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА)

Подать сигнал на заданный звук (изолированный, в слоге)

Распределение картинок в названии которых первым является заданный звук (Р,Л,С,Ш,З,С)

Опознание картинок, названия которых обозначают слова – паронимы (КРЫША – КРЫСА, ДОЧКА – ТОЧКА, ОСЫ – УСЫ МАШИНА- МАЛИНА)

ИТОГО

1

ИТОГО

Дата проведения: сентябрь, январь, май.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективный план работы, по развитию фонематического восприятия с использованием дидактических игр у детей с ограниченными возможностями здоровья по годам обучения.

Год обучения

Название игры

Цель игры

I год обучения

« Отгадай на чём я играю»

«Слушай внимательно»

«Кто спрятался в домике?»                      

«Подбери картинку»

«Кто тебя позвал?»

Знакомство с музыкальными инструментами.

Вырабатывать у детей по подражанию различные двигательные реакции.

Учить соотносить игрушку, с соответствующим звукоподражанием.

Различать на слух слова с опорой на картинку.

Учить дифференцировать звукоподражания выбор из двух, трёх предметов или картинок (кошка, лягушка, собака).

II год обучения

«Угадай, что звучит и подбери инструмент»

«Послушай и возьми игрушку»

«Кто пришёл первый?”

«Кто  в  домике  живёт ?”

«Послушай и подними флажок»

«Послушай и подбери картинку»

Учить дифференцировать звучание 3-4 музыкальных инструментов.

Учить дифференцировать звукоподражания «би-би», «ту-ту».

Учить решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором.

Учить определять последовательность звучания звукоподражания.

Выделять заданное слово из предложенной фразы.

Учить дифференцировать слова, близкие по слоговому составу (машина, лягушка)

III год обучения

«Что ты слышишь?»

«Угадай по звуку»

« Узнай по голосу»

«Три медведя»

«Нарисуй на чём, я играю»

«Подбери картинку»

Познакомить с бытовыми шумами.

Определение предмета по характеру звука.

Учить различать высоту, силу и тембр голоса.

Учить различать высоту, силу и тембр голоса.

Формировать целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики.

Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (дом-кот, мишка-книжка)

IV год обучения

«Хорошо послушай »

«Добавим и запомним»

«Найди пару»

«Цепочка»

«Запомни и повтори»

«Спой начало»

«Назови конец»

«Назови по порядку»

Научить различать слова, близкие по звуковому составу.

Научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Подбирать картинки схожие по звучанию.

Учить различать слоги.

Развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
 Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша.Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

Игра «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА.
Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

 Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С
Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица
Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
Игра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А,

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ЧИПАЙНЕ»

Данная программа предназначена для детей 6–7 лет и направлена на пробуждение у ребенка интереса и стремления к общению на эрзянском языке. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...

Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения

Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - э...

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения

Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....