Особенности письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с расщелинами губы и неба
статья по коррекционной педагогике на тему

Чазова Юлия Александровна

Нарушения письма у детей с ринолалией изучаются давно, но до настоящего времени этот вопрос остаётся одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфий от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_blohina_yu.a.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Блохина Ю.А.

студентка ФДНиСО

НИУ «БелГУ»

г. Белгород, Российская Федерация

Особенности письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с расщелинами губы и неба

Нарушения письма у детей с ринолалией изучаются давно, но до настоящего времени этот вопрос остаётся одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфий от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы. Особую значимость проблема приобретает в практике обучения детей, имеющих врожденную расщелину губы и нёба. Около 50% школьников, имеющих врождённую расщелину губы и нёба, испытывают затруднения в овладении грамотой и правописанием. При рассмотрении речевой патологии используют принцип системного подхода. Анализ речевой деятельности, подчинённый принципу развития, раскрывает связи, существующие между функцией речедвигательного анализатора и слухового восприятия, между произносительной деятельностью и формированием фонематических представлений, между устной и письменной речью. [6]

В современной психологии процесс письма рассматривается как особый вид речевой деятельности (А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Л. С. Цветкова и др.), который включает в себя ряд психофизиологических компонентов. Одной из психологических предпосылок фонетически правильного письма является уточнение звукового состава записываемого слова через проговаривание. Кроме того, с помощью проговаривания человек превращает слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие обобщённые речевые звуки фонемы. Произнося слово, он анализирует его артикуляторный состав. Значит, чтобы правильно написать слово, школьник должен не только обладать тонким дифференцированным слухом, но и воспринимать его элементы кинестетически, т. е. владеть чёткой артикуляцией. В случае грубого нарушения произношения ребёнок начинает испытывать значительные затруднения в обучении письму.

Исследуя закономерности развития детской речи, А. Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребёнком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. [1]

На исключительное значение артикуляции в формировании письменной речи указывает А.Р. Лурия. Выясняя, какую роль в процессе письма играют речевые кинестезии, он пришёл к заключению, что проговаривание записываемого слова является не просто «аккомпанементом*, письма, но существенной его составной частью: «Такое „проговаривание" позволяет уточнить подлежащие написанию звуки, отделить близкие звуки друг от друга и превратить недостаточно ясные звуковые нюансы в чёткие фонемы». [9]

В экспериментах Л. К. Назаровой, проведённых в первом классе массовой школы, ученики, лишённые возможности проговаривать записываемое слово, сделали в 7 раз больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса. [8]

Для учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба характерны главным образом замены букв, отражающие недоразвитие фонематической системы языка.

1. Наиболее специфичными являются замены букв, соответствующих ротовым и носовым звукам: пн, лн, дн, тн,- мб, бм; взаимозамещения букв, соответствующих носовым звукам: мн,нм. Например, весенье – «веселье»  светный – «светлый», дад – «над», дени – «дети». Данные ошибки свидетельствуют о влиянии носового оттенка речи на процесс фонемообразования.

Большое количество замен букв относится к гласным звукам. Школьники ошибаются не только в случаях с безударными гласными: «заречала», «сарушала»  вместо «зарычала», но и когда гласная находится под ударением, например вместо букв «у» и «а» употребляют «о»: Доня вместо «Дуня», в коклу «в куклу», вроч «врач» и т.п.

Нередко допускаются замены гласных, обозначающих мягкость предшествующих согласных: на бруках вместо «на брюках», клоны «клёны», опат «опять» и т.п.

С недостаточным различением твёрдых и мягких звуков связаны ошибки употребления букв «ы» и «и»: пионери вместо «пионеры», риба «рыба» и т.п. Данным ошибкам часто сопутствует неправильное употребление мягкого знака: трещат «трещать», болшой «большой» и т.п. Значительное число специфических замен букв касается звонких и глухих звуков, например: хотили вместо «ходили», пелка «белка. Наблюдаются различные варианты ошибок данного типа: в одних случаях замены звонких глухими, в других глухих звонкими, в третьих двусторонние замены букв, например: Надаша вместо «Наташа, влезу «в лесу.

8.        Распространены взаимозамещения букв, соответствующих свистящим звукам: лисиса «лисица», птысы «птицы», заяс «заяц», замены букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам: сенка вместо «щенка», берёжа «берёза», носницы «ножницы» и т.п.

9.        Довольно большую группу составляют ошибки, отражающие расщепление аффрикат: тапля вместо «цапля»,тижи «чижи», сверток «сверчок», тепъ «цепь», светы «цветы» и т.п.

10.        Неправильное употребление согласных характеризуется также:

 -  взаимозамещениями букв, соответствующих звукам т, д, к, г, к: крешат вместо «трещат», ёлочта «ёлочка», донит «гонит;

 - смешениями букв, соответствующих звукамб, в, д, ф, т, п: бьёт гнездо вместо «вьёт гнездо», дот «вот», беревья «деревья», долпит «долбит», выдегали «выбегали», десетка «беседка»;

  - заменами буквой х букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам:хвехая вместо «свежая», побехала «побежала; смешениями букв, соответствующих звукам «л» и «в», «л» и «я»: нащупав «нащупал», собирая «собирала», увидея «увядела»,  стрейка «стрелка»;  

 - взаимозамещениями букв, соответствующих звукам р ил: класная вместо «красная», плодали «продали», приклепал «прикрепил», грина «глина», грянул «глянул».

11.        Помимо фонематических замен букв в диктантах наблюдаются и такие ошибки, как сокращение стечений согласных (пщы вместо «птицы», девока «девочка»), опускание букв (устах вместо «вкустах», сеёжки «серёжки»), вставка лишних букв (синтца вместо«синица», третчат «трещат», надерели «надели»), недописывание окончаний (летя вместо «летят», бели «белый», пушисты «пушистый»). [3]

В письменной речи типичными являются случаи неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизмов на письме. Распространенными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений.[2]

Такого рода ошибки можно встретить и у школьников с нормальным речевым развитием, однако в письменной речи учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием они являются более стойкими и шире распространены.

Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи. Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в целом. 

Основным дифференцирующим показателем для определения детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с нарушением фонетической стороны речи оказывается логопедическую помощь амбулаторно, в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в специализированные детские сады в группы для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием.[4]

Дети школьного возраста, имеющие выраженные нарушения фонематического восприятия, получают помощь на логопунктах при общеобразовательных школах. Однако они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и тяжести нарушения письма. [5]

Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ оказывается для них более эффективным.

Таким образом,  коррекцию нарушений речи у детей с ринолалией следует осуществлять дифференцированно, учитывая возраст ребенка,  состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и особенности речевого развития в целом. Логопедическую помощь детям с расщелинами губы и неба оказывают в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный период), в специализированных детских садах в группах для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием, в логопунктах при общеобразовательных школах.

Список литературы

1. Белова-Давид, Р.А. Нарушения речи у дошкольников. / Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. - Москва, 1969. – 89-93с.

2. Богородицкая, А.В. Тактика ведения детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба: междисциплинарная / Педиатрия. — 2015. — № 3.—  78—81 с.

3. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. / И. И. Ермакова - Москва, 1984. – 63-72 с.

4. Ипполитова,  А. Г. Открытая ринолалия / А.Г. Ипполитова - Москва, 1983. – 45-51 с.

5. Логопедия: учебник для вузов / ред. Волкова Л. С. - Москва: Просвещение, 1989. – 452-461 с.

6. Репина, З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией: учебное пособие / З.А. Репина – Свердловск: Свердл. пед. ин-т., 1988. – 80 с.

7. Соболева, Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др / Е.А. Соболева - Москва:        АСТ Астрель, 2006. – 211-267 с.

8. Супиев, Т.К. Опыт комплексного лечения детей с двусторонней расщелиной губы и неба /  Стоматология. — 2014. — № 5.— 69—74 с.

9. Чиркина, Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. / Г.В. Чиркина - Москва, 1969 – 36-45 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Методика определения предпосылок развития нарушений письменной речи для детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день самым важным вопросом в современной логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей, предварительным этапом профилактики является диагностика. Грамотная диагности...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений.

Описание предпосылок , необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на развитие зрительного мнезиса, гнозиса и пространственных представлений....