Главные вкладки

    «Использование дополнительной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР»
    презентация по коррекционной педагогике на тему

    Большакова Наталья Валерьевна
    Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей.
     
    Сегодня мы относимся к дополнительной коммуникации не только как к возможности удовлетворить потребность человека с особыми потребностями в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь процесс его развития, его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, абилитации и реабилитации.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vypusknaya_rabota_bolshakova_n.v.pptx647.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Нижегородский институт развития образования Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Выпускная проектная работа на тему: «Использование дополнительной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР» Выполнила слушатель курса повышения квалификации «Логопедия» Большакова Н.В . Нижний Новгород 2016 г .

    Слайд 2

    « Всякая ценность имеет цену. Единственное, что бесценно - это человеческое общение.» Антуан-де-Сент-Экзюпери . Воспитание и образование детей с тяжeлыми множественными нарушениями психофизического развития в условиях образовательного учреждения определяется их особыми образовательными потребностями, осуществляется в адекватной здоровью среде и направлено на формирование доступной жизненной компетентности в целях социальной адаптации и интеграции. Коммуникативная компетентность и развитие способности к коммуникации это одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации воспитанников.

    Слайд 3

    Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. Сегодня мы относимся к дополнительной коммуникации не только как к возможности удовлетворить потребность человека с особыми потребностями в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь процесс его развития , его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, абилитации и реабилитации.

    Слайд 4

    В зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью выделяют три группы пользователей поддерживающей коммуникации. Группа 1 - лица, для которых поддерживающая коммуникация выступает в качестве экспрессивного средства. Они достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Как правило, это люди с церебральным параличом, не испытывающие ощущений от движений органов артикуляционного аппарата, не способные выполнять произвольные целенаправленные движения, переключаться с одной артикулемы на другую, что определяет качество фонетической стороны речи (тяжелая степень дизартрии). Наличие тяжелого двигательного расстройства ограничивает выбор существующих коммуникативных систем. В этом случае поддерживающая коммуникация будет являться дополнительным средством выражения желаний, интересов, самочувствия, которое может использоваться постоянно, на протяжении всей жизни человека, сопровождать его в различных ситуациях жизнедеятельности. Особое значение здесь приобретает не столько развитие понимания речи, сколько предоставление возможностей для самовыражения с помощью средств поддерживающей коммуникации .

    Слайд 5

    Группа 2 - лица, испытывающие трудности в овладении языком. Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедлено (например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией). В этом случае поддерживающая коммуникация применяется временно и способствует формированию импрессивной и экспрессивной речи . В группу также входят лица, речь которых понятна только при наличии специальных дополнительных средств (например, при аутизме). Они фрагментарно пользуются устной речью. Их вербальные сообщения интерпретируются только знакомым ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем. В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация - как поддержка устной речи . Группа 3 - объединяет лиц, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях) и которые постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Сюда также входят люди с нарушением слуха, аутизмом. Пользователей этой группы следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться. Основная цель заключается в создании предпосылок для понимания другой системы коммуникации и обучения ее использованию без опоры на устную речь. В данном случае поддерживающая коммуникация выступает как замещающий язык, полная альтернатива отсутствующей устной речи.

    Слайд 6

    КОМУНИКАТИВНАЯ ТАБЛИЦА КАК СРЕДСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Задачи: определить двигательные возможности при пользовании вспомогательными средствами; выявить особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия; адаптировать средства графических систем коммуникации (размер фотографий, рисунков, расстояние между ними) к имеющимся особенностям зрительного восприятия и двигательной сферы; определить характер зрительного прослеживания и ощупывания для поиска и нахождения полей (например, при использовании техники сканирования). Коммуникативные таблицы состоят из твердого ламинированного картона, на котором наклеены фотографии, картинные символы. Эти таблицы легкие, портативные, их можно разместить на столе , можно брать с собой, располагать в доступной близости к пользователю или класть, например, в карман рюкзака.

    Слайд 7

    При создании коммуникативных таблиц следует помнить о словарном ядре и словарной периферии, несмотря на ограниченность полей. При этом важно вспомогательные средства коммуникации должны использоваться как можно чаще ,в различных ситуациях и с различными собеседниками, с целью закрепления и эффективного применения. Выбор словаря. Если в ходе тщательной диагностики было принято решение об изготовлении коммуникативной таблицы, то прежде всего необходимо решить вопрос о том, какой словарь должен быть изображен на карточке. Зачастую ответственный выбор остается за специалистами, так как будущий пользователь еще не понимает смысла подбора слов, а на основе активного пользования таблицей только учится понимать, что она действительно будет эффективным средством общения. По большей части это относится к словарной периферии.

    Слайд 8

    Размеры и содержание начальной коммуникативной таблицы могут быть различными, что определяется потребностями и способностями пользователя. Она может включать 4-6 фотографий с изображением важных для человека людей либо изображения любимых игровых действий (продуктов питания).

    Слайд 9

    Они уловили суть!! В другом случае таблица содержит большое число изображений из разных сфер жизнедеятельности.

    Слайд 10

    ПОПРОБУЙТЕ Начните с одного слова "еще" "хочу" "открой " /помоги» Используйте это слово В о время активности Между активностями С разными партнерами по коммуникации

    Слайд 11

    Как сделать, чтобы ребенок использовал это ? Мотивация В нимание / предпочтения РЕБЕНКА Стимулирование использования с подсказкой Моделируйте то, что пытается сказать РЕБЕНОК Моделируйте с использованием коммуникативной доски РЕБЕНКА Предоставляйте несколько моделей Закладывайте возможности для использования Паузы и повторения Сценарии игры

    Слайд 12

    Когда добавлять слова? Показывает понимание задачи Моторная задача Коммуникативное намерение Что исключить Продолжающееся использование одного и того же слова Ошибки Фрустрацию Что делать... Одно слово за раз Несколько слов за раз

    Слайд 13

    Дополнительные слова

    Слайд 14

    Организация словаря может определяться и другими критериями, например, моторными или визуальными способностями пользователя. Так, при определенных обстоятельствах целесообразно расположить самые важные слова в той зоне карточки, которая является наиболее доступной с точки зрения моторики или визуальных способностей. Расположение символов, как и подбор словаря, осуществляется с индивидуальных позиций.

    Слайд 15

    Документирование и обновление. Для каждой таблицы необходимо изготовить по меньшей мере одну копию, чтобы в случае потери быстро найти ей замену. Следует регулярно проверять и обновлять словарь таблицы, в противном случае это вспомогательное средство будет уже не столь эффективным.

    Слайд 16

    Спасибо за внимание! Желаю удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...

    Использование нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Проблема сохранения здоровья детей  является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с уве...

    «Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в разработке и использовании игры «Логопедическое лото» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

    Предлагаем вашему вниманию игру «Логопедическое лото». Игра разработана педагогами нашей группы: учителем –логопедом Статеевой Ириной Алексеевна и воспитателем Петровой Еленой Алексе...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа

    Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...

    Использование Су Джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Данный материал позволит коррекционным педягогам разнообразить работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ....

    Использование коврографа «Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми.

    Как повысить интерес детей к логопедическим занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребёнка без игровых приемов,...