Дизартрия или дизартрический компонент. Что это такое?
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающие следствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дизартрия  или  дизартрический компонент. Что это такое?

           Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающие следствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

              У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризируется нечетким, смазанным звукопроизношением, голос у него слабый, а иногда, наоборот, резкий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, тем речи может быть ускоренным или замедленным,

             Причинами  возникновения дизартрия являются различные вредоносные факторы, могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и ранним возрасте (инфекционные забеливания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцифолит   и др).

            Дизартрия может наблюдаться как  в тяжелой,   так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. В детских садах и школах общего типа  могут находиться дети с легкими степенями дизартрия (другие названия: стертая форма, дизартрический  компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но  нечеткая.

               Дети со стертыми формами дизартрия не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимания. Однако у них имеются некоторые особенности.  Так, эти дети не четко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мяса, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу лишь бы поел. Тем самым они не желая того способствуют задержке у ребенка развития  движении артикуляционного аппарата. Не обходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

                 Труднее у таких детей воспитываются и культурно – гигиенические  навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после таких упражнений можно приучить ребенка полоскать рот водой.

               Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одним приказыванием здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать  пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом пальто, платье. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона.

               Дети – дизартрики испытывает затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные движения, последовательно отрабатывая все необходимые движения.

                Для детей с дизартрией (или дизартрическим компонентом) характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, меняя характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно  выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать не левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, потом спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

             Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка вырабатывались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача – психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

 

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Литературно-художественный центр - важный компонент информационно-образовательного пространства разновозрастной группы общеразвивающей направленности»

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства,  в целом,  и лит...

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...