Конспект НОД
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Наталья Васильевна Соколова

Конспект  занятия педагога-психолога с детьми старшей группы по развитию эмоциональной сферы (с элементами песочной терапии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш» муниципального образования г. Саяногорск

Городской профессиональный конкурс

«Педагог дошкольной образовательной организации – 2017»

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

(Коррекционно-педагогическая работа)

Образовательная деятельность в старшей группе

«Уходи, Злость!»

Разработал: педагог-психолог Соколова Н.В.

Цель:   Создание социальной ситуации развития детей в процессе игры с песком.

Задачи:

  1. Обучающие: 

- создать условия для формирования у ребенка позитивного отношения к себе и окружающим;

-  создать условия для закрепления знаний о чувствах радости и злости;

  1. Развивающие: 

- создать условия для развития способности выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние другого человека;

  1. Коррекционные: 

- создать условия для формирования приёмов саморегуляции, умения снимать эмоциональное и мышечное напряжение через действия с песком;

  1. Воспитывающие: 

- создать условия для воспитания доброго  отношения  к окружающим, желания сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение);  наглядные (метод демонстраций: просмотр мультфильма);  практические (выполнение практического задания); игровые (игры с песком).

Оборудование и ТСО: мультимедиа, экран, ноутбук, столы детские, ящик – песочница, подносы, кварцевый и кинетический песок, мелкие игрушки, салфетки, «ладошки» на палочке.

 

Педагогические технологии: технология проблемного обучения (создание условий для формирования способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ), личностно – ориентированные технологии (обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий), игровые технологии (по видам деятельности -    психологические).

Здоровьесберегающие технологии: обеспечение социально-психологического благополучия ребенка; коррекционные: песочная терапия.

Индивидуальная работа:

  • Коррекция эмоциональной сферы.

Ход образовательной деятельности

Этапы образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Усовия социальной ситуации развития и психолого- педагогические условия

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Основная часть

Создана располагающая обстановка (комфортная среда)

Мультимедиа, экран, ноутбук, диск с записью мультфильма «Уходи, Злость!».  Дети сидят перед экраном.

Приветствует детей в сенсорной комнате и проводит беседу:

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Васильевна!

Станем рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу

Если каждый улыбнется

утро доброе начнется

- Ребята, как приятно видеть ваши улыбки. Вы улыбаетесь, значит у вас хорошее настроение. А что такое настроение? От чего зависит наше настроение? Настроение зависит от наших чувств.

Читает стихотворение:

Есть чувства у людей,

У рыбок, птичек и зверей.

Кто веселится? Кто грустит?

Кто испугался? Кто сердит?

Расскажет без сомнения

Наше настроение!

Создает проблемную ситуацию:

- Всегда ли бывает настроение хорошим? Когда у вас бывает плохое настроение? Что вы делаете, когда сердитесь и злитесь? Злиться это хорошо? А вы, знаете, что злость может быть заразительной!

Предлагает посмотреть мультфильм:

- У меня есть друзья, с ними как раз это случилось - они заразились злостью, и не знают, что теперь делать. Хотите посмотреть?

- Присаживайтесь.

Встают в круг.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают, делятся своим мнением.

Смотрят внимательно.

Условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка

Развитие диалогической речи

Условия для формирования доброжелательных, внимательных отношений

Заключительная часть

Рефлексия

«Чудесный мешочек», наполненный песком, находится в руках у педагога.

Стоят столы с контейнерами, в них -  кинетический песок.

Динамическая

пауза

Звучит спокойная музыка. Стол с «песочницей»,  в ней - кварцевый песок. Дети садятся вокруг стола.

Включается проектор «звездное небо» над песочницей.

Рядом стоит стол с разными мелкими игрушками.

Педагог ставит кораблик на середину песочницы

Вносит светящийся шар, ракушки

Подходят к столу  с «ладошками» на палочке

Проводит игру «Чудесный мешочек»:

- Сегодня я покажу вам, как можно бороться с чувством Злости. В руках у меня чудесный мешочек (показывает мешочек) Что в мешочке догадайтесь сами.

-Правильно, ребята, это песок.

Проводит коррекционно-педагогическую работу (песочную терапию). Организует самостоятельную деятельность детей. Оказывает индивидуальную помощь, способствует доброжелательному общению со сверстниками.

- Подойдите к маленьким песочницам. Потрогайте песок руками, какой он? Смотрите, он не сыпется, а падает кусочками, как будто мокрый. Этот песок не простой, а волшебный. Он как будто живой.

- Вам приятно играть таким песком? Сожмите его в кулачке, он очень хорошо держит форму.

- Представьте, что вы разозлились…, покажите как вы злитесь. Попробуем слепить шар, получился? Это Шар Злости. Какой он у вас, покажите, возьмите палочку и нарисуйте на нем злое лицо.  А теперь пальчиком нажмем на Шар Злости и проговорим такие слова: - «Злость скорее уходи, а добро к нам приходи!».

- Смотрите,  Шар Злости разваливается,  и злость вся уходит. Разровняйте песок и еще раз проговорите заветные слова.

- Сделайте на песке отпечаток вашей ладошки –  пусть она несет Добро и Радость, украсьте ее драгоценными камушками, бусинками.

- Молодцы, какие нарядные  получились ладошки!

Проводит физминутку:

- Ребята, давайте поиграем!

С силой кулачки сожмем,

А потом их разожмем

И тихонечко встряхнем.

Начинаем тихо топать,

А потом сильней, сильней,

Чтобы было веселей!

Приглашает детей к другой песочнице с кварцевым песком. Проводит коррекционно-педагогическую работу (песочную терапию).

- Ребята, прислушайтесь, слышите волшебную музыку? Нас приглашает к себе волшебная песочница. Давайте подойдем поближе, что вы видите? Это тоже песок, но он совсем другой.  Прикоснитесь ладошками песка.  Поприветствуйте его: «Здравствуй песочек!»  Поиграйте с ним, пропустите его сквозь пальцы…, получился сухой дождик, потрите его между ладошками… Заройте ладошки в песок, закройте глаза, почувствуйте какой он на ощупь? Вам приятно его касаться. Песок прохладный, сыпучий, мягкий, тяжелый…

Организует самостоятельную деятельность детей. Оказывает индивидуальную помощь, способствует доброжелательному общению со сверстниками, налаживанию контактов:

-Представьте, что вы - ВОЛШЕБНИКИ! Вам нужно построить «Остров Добра»! Для этого есть фигурки, возьмите все, что вам нужно в корзинку, и постройте свой остров Добра и Хорошего настроения. На этом острове никто не злится и не обижает другого, все живут дружно. Он очень красивый ваш остров настроения!

Обращает внимание детей:

- Посмотрите, а середина пуста, пусть это будет большое море Радости, давайте пустим по морю кораблик. Он будет подплывать от одного острова к другому и передавать радостное настроение всем жителям.

Побуждает детей к выражению эмоций.

- Посмотрите, ребята, сколько островов, вместе - это песочная страна Радости и доброго настроения!

- Закройте глаза!  (педагог ставит светящийся шар на середину песочницы и раскладывает ракушки перед каждым ребенком)

- Посмотрите, Песочница дарит нам Шар добра, давайте передадим добро друг другу! Возьмите ракушку на память.

Побуждает детей к самоанализу своей деятельности. Благодарит детей за проделанную работу, прощается.

- Ну вот, ребята, вы узнали,  как можно победить Злость! А теперь представьте, что  вы  разозлились, что бы вы сделали, чтобы победить  Злость? Пришло время прощаться. Мне очень понравилось с вами общаться, а вам понравилось? Что больше всего запомнилось?

- Я принесла вам разноцветные «ладошки» выберите по цвету и поставьте «ладошку» туда, где больше всего вам понравилось играть.

- Спасибо, всего вам хорошего!

Тактильно определяют,  что в мешочке.

Подходят к столам с кинетическим песком.

Лепят шар из песка, рисуют палочкой лицо на песочном шаре

Украшают шар, фантазируют, выражают свои эмоции.

Выполняют движения в соответствии со словами

Внимательно слушают, рассматривают песок, выполняют задания педагога.

Самостоятельно строят острова, используют мелкие игрушки, фантазируют.

Закрывают глаза.

Передают шар друг другу.

Выражают свои эмоции.

Демонстрируют усвоенные приемы, проводят самоанализ своей деятельности.

Условия для коррекции эмоциональной сферы

Условия для развития самостоятельности

Создание условий для самовыражения средствами песочной терапии

Создание условий для физического и психического развития

Условия для коррекции эмоциональной сферы

Создание условий для самовыражения средствами песочной терапии

Условия для развития самостоятельности,

для формирования доброжелательных отношений

Условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка

Самоанализ НОД

по теме: «Уходи, Злость!»

Образовательная деятельность мною была организована своевременно, время выдержано, последовательность занятия системно выстроено. Поставленная цель достигнута,  задачи реализованы.

В начале занятия я представилась и эмоционально заинтересовала детей. Для создания и поддержания положительной мотивации к деятельности использовала следующие приемы:

  • провела беседу с детьми на тему «Что такое настроение, от чего оно зависит»;
  • прочитала стихотворение «Наше настроение»;
  • провела игру  «чудесный мешочек» для интриги;
  • создала проблемную ситуацию (можно ли «заразиться» злостью?);
  • продемонстрировала мультфильм «Уходи, Злость!».

Мотивацию к деятельности поддерживала  в течение всего занятия.

Дети вместе со мной в ходе диалога и обсуждения поставили  цель: как научиться прогонять «Злость» с помощью песка?

Дети в ходе занятия познакомились с разными видами песка (кинетическим и сухим песком). Им была представлена возможность поиграть с разным материалом. На протяжении всего занятия я старалась быть партнером по отношению к воспитанникам. Во время игры с песком, так же как дети, выполняла все действия с песком, участвовала в беседе, отвечала на детские вопросы.

Создала условия:

- для формирования у детей позитивного отношения к себе и окружающим;

- для закрепления знаний о чувствах радости и злости;

- для развития способности выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние другого человека;

- для формирования приёмов саморегуляции, умения снимать эмоциональное и мышечное напряжение через действия с песком;

- для воспитания доброго  отношения  к окружающим, желания сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Опираясь на знания и опыт детей, мною были организованы следующие виды детской деятельности:

  • коммуникативная деятельность (рассуждения, высказывания, диалог и т.д.);
  • игровая деятельность (игры с песком);
  • познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с разным видом песка);
  • двигательная деятельность (физминутка);
  • творческая деятельность (фантазирование, создание собственного острова Добра).

В течение занятия определяла, что могут дети сделать самостоятельно, а что совместно со мной. В течение всей образовательной деятельности создавала ситуацию успеха и психологического комфорта,  хвалила детей, вызывала на положительные эмоции.

В конце занятия детям было предложено выбрать «ладошки»  по цвету и поставить там, где больше всего им понравилось играть с песком. Дети рассказали, что им понравилось больше всего и почему. Такая форма рефлексии оказалась наглядной и интересной, а так же дала возможность проанализировать эмоциональное состояние детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....