Главные вкладки

    Коррекционная работа с детьми в группе компенсирующей направленности.
    консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Оксана Викторовна Клочко

    Система работы по развитию речи в группе компенсирующей направленности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrektsionnaya_rabota_.docx19.41 КБ
    Файл korrektsionnaya_rabota_.docx19.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская федерация

    Краснодарский край

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

    Коррекционная работа с детьми в группе компенсирующей направленности.

    Из опыта работы воспитателя  Клочко Оксаны Викторовны.

    Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.

    В планировании своей работы, прежде всего я, конечно, опираюсь на рекомендации учителя – логопеда.

    Одна из важнейших задач коррекционной работы, стоящих перед воспитателем – это автоматизация уже поставленных учителем-логопедом звуков. Начинаю работу над автоматизацией только тогда, когда ребёнок правильно произносит звук изолированно. Каждый поставленный звук,  сначала автоматизирую в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком).

    К дифференциации поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, приступаю только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании.

    Индивидуальную работу по звукопроизношению, работу над слоговой структурой слова, а также обучение навыкам анализа и синтеза слов и предложений веду с учётом принципа фонетической доступности, то есть на материале правильно произносимых каждым ребёнком звуков. Планируя эту работу, я учитываю не только возможности и уровень знаний детей, но и предполагаемую умственную нагрузку, то есть применяю в своей работе современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Если в непосредственной образовательной деятельности, в основном, использовались словесные методы, то я планирую работу с наглядным материалом (картинки, игрушки). И, наоборот, если широко была представлена наглядность, то игры и упражнения в вечернее время, в основном, словесные.

    «Кукушка кукушонку…»,

    «Клава сидела на лавке…»,

    «Дождик, дождик подожди…»,

    «Шла Саша по шоссе…»,

    «Кошка на окошке…»,

    «Ро-ро-ро – я несу своё ведро…»,

    «Ру-ру-ру – я люблю свою игру…»,

    «Ри-ри-ри – прилетели снегири…» и многие другие.

    А также поощряю речевое творчество детей, давая им возможность самим подбирать рифмы к словам и звукосочетаниям.

    Часто использую такой приём, как «Нарисуем звуки вместе». Всем специалистам известно, что в коре головного мозга зоны речи находятся рядом с зоной, иннервирующей мелкую моторику, - следовательно, рисуя, ребёнок развивает мелкую моторику доминирующей рук, что способствует развитию речи, в то числе и автоматизации поставленных звуков. Происходит это примерно так: я вижу, что ребёнок рисует, например, машину. Спрашиваю: «Что это?», «Кто сидит за рулём?», «Нарисуй шофёра в шапке», «А давай у шофёра на машине нарисуем воздушные шары», «А возле машины нарисуем кошку», «За кем охотится кошка»,  «Что ты нарисовал?» и т.д. таким образом, стимулирую неоднократное повторение нужных для автоматизации какого-либо звука слов.

    Также для развития мелкой моторики ежедневно предлагаем детям раскраски, индивидуальные тетради по грамоте и математике, в которых дети выполняют различные задания, штриховки.

    В группе много мозаик, различных конструкторов, пазл «Собери картинку» , дидактических пособий на шнуровку, застёгивание, нанизывание, «Лабиринты», «Вкладыши» и т.д. Также под присмотром воспитателя дети имеют возможность заниматься бисероплетением, нанизыванием бусинок, работать с проволокой

    В течение дня мы регулярно проводим так называемые логопедические пятиминутки, это обязательная часть любой непосредственной образовательной деятельности, а также на прогулках, во время наблюдений, в режимные моменты, когда присутствует вся группа.

    Пятиминутки соответствуют изучаемой на неделе лексической теме и способствуют развитию всех компонентов речи у детей.

    Здесь и работа над речевым дыханием, пропевание гласных с понижением и повышением тона «Лесенка», игры-соревнования «Кто больше знает и назовёт?» - подбор слов на определённые звуки, на определённую тему и т.д. игры на развитие силы голоса «Паровоз», «Вьюга». Игры на развитие слухового внимания «Что лишнее?», «Подними сигнал» - выделение звука в слове, «Подскажи словечко», «Кто лучше слушает?» и т.д.

    Это пальчиковые игры:

    «Мы капусту рубим»,

    «Будем мы варить компот»,

    «Посчитаем в первый раз»,

    «Мы во двор пошли гулять»,

    «Этот пальчик хочет спать»,

    «Прилетела к нам вчера…».

    И артикуляционная гимнастика: «Качели», «Трубочка», «Часики», «Лошадка» и многие другие игры и упражнения.

    А также логаритмические игры, направленные на координацию речи с движением:

    «По шоссе спешат машины…»,

    «Ой, ребята, та-ра-ра…»,

    «Дождик»,

    «Яблонька» и т.д.

    Развитие навыков звукового, слогового, фонематического анализа и синтеза, а также анализа предложений закрепляются в следующих играх и упражнениях:

    «Составь слово, взяв по одному слогу из данных слов»

    (например: рама – рак, мак, кора, Тома…)

    «Составь слово, переставив буквы» - (раш – шар, рыс – сыр…)

    «Исправь ошибку в слове»

    Доски на гору везём,

    Будем строить новый ком (дом).

    Мишка плачет и ревёт,

    Просит пчёл, чтоб дали лёд (мёд).

    «Придумай рифму к слову» -(бочка – ночка, дочка, точка…)

    «Какой звук потерялся?» -(крот – рот, арка – рак…)

    «Кто больше?» - подбор слов с определённым звуком в начале, в середине и в конце слова.

    «Закончи слово с определённым началом, окончанием»

    (ра – ракета, радио, рама, радость, ко-ра, ды-ра, но-ра…)

    «Угадай слово» - я  выделяю голосом первый звук в словах

    (рак, осы, заяц, арка – роза)

    «Придумай предложения с определёнными словами»

    «Что не так?»

    Ехал кактус на коне,

    Вёл старушку на ремне.

    А собачка в это время

    Мыла Ваню на окне.

    «Исправь ошибку в предложении»

    Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой.

    Очень эффективны в работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи диалоги с пальчиковыми куклами, персонажами театра би-ба-бо. Куклы помогают развивать силу голоса (говорить тихо-громко), эмоциональную выразительность речи (говорить ласково, сердито, жалобно…), память, диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя (какой это звук, его место в слове, сколько звуков в слове, сколько гласных, согласных и т.д.)

    Для освоения грамматического стоя речи полезны игры-экспериментирования, всевозможные логические речевые задачи. Здесь моими помощниками выступают книги И.В.Скворцовой «100 логопедических игр», И.Е.Светловой «Логика», Я.Л.Юдиной «Сборник логопедических упражнений» и многие другие.

    Регулярно провожу подвижные и народные хороводные игры «Совушка», «Ровным кругом», «Карусель», «Гори, гори ясно…», «Огородник» и другие. Соотнося то или иное движение со словом, дети осваивают в подвижных играх пространственные, временные понятия, активизируют глагольные формы.

    Дети очень любят слушать сказки «Про двух зайчат», «О поездке трёх друзей», «Придумаем сказку про слова», «Про злую волшебницу Гингему», где дети сами подсказывают героям, что нужно взять в дорогу, чтобы в слове был звук «У», например: удочку, куклу… Каких животных повстречали в дороге – кукушку, лягушку, ужа. Что ели на обед – лучок, огурчик, суп и т.д.

    Важным разделом коррекционной работы является развитие лексической стороны речи. Игры на выделение свойств, признаков предмета, действий, которые может совершать предмет (или с ним), одновременно стимулируют, активизируют употребление и формирование слов различных категорий – прилагательных, наречий, глаголов.

    «Что бывает красным?»,

    «Какие предметы можно увидеть в спальне, на кухне…»,

    «Кто умеет плавать, бегать, прыгать,летать…»,

    «Назови части тела, машины, дома…»,

    «Что можно делать с этим предметом» и многие другие игры.

    Очень любят дети загадывать и отгадывать загадки, а также придумывать свои варианты. Для игр- упражнений «Узнай по описанию», «Опиши предмет»  с  помощью компьютерных технологий составила карты-схемы «Одежда», «Овощи», «Фрукты». «Мебель» и т.д., опираясь на которые, дети достаточно легко составляют описательные рассказы о предмете.

    Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений, комплексный подход в решении задач, охватывающих разные стороны речевого развития, взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ – всё это даёт хороший результат в коррекционной работе с детьми, приносит чувство удовлетворения от своей профессии – профессии ПЕДАГОГА!



    Предварительный просмотр:

    Российская федерация

    Краснодарский край

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

    Коррекционная работа с детьми в группе компенсирующей направленности.

    Из опыта работы воспитателя  Клочко Оксаны Викторовны.

    Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.

    В планировании своей работы, прежде всего я, конечно, опираюсь на рекомендации учителя – логопеда.

    Одна из важнейших задач коррекционной работы, стоящих перед воспитателем – это автоматизация уже поставленных учителем-логопедом звуков. Начинаю работу над автоматизацией только тогда, когда ребёнок правильно произносит звук изолированно. Каждый поставленный звук,  сначала автоматизирую в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком).

    К дифференциации поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, приступаю только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании.

    Индивидуальную работу по звукопроизношению, работу над слоговой структурой слова, а также обучение навыкам анализа и синтеза слов и предложений веду с учётом принципа фонетической доступности, то есть на материале правильно произносимых каждым ребёнком звуков. Планируя эту работу, я учитываю не только возможности и уровень знаний детей, но и предполагаемую умственную нагрузку, то есть применяю в своей работе современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Если в непосредственной образовательной деятельности, в основном, использовались словесные методы, то я планирую работу с наглядным материалом (картинки, игрушки). И, наоборот, если широко была представлена наглядность, то игры и упражнения в вечернее время, в основном, словесные.

    «Кукушка кукушонку…»,

    «Клава сидела на лавке…»,

    «Дождик, дождик подожди…»,

    «Шла Саша по шоссе…»,

    «Кошка на окошке…»,

    «Ро-ро-ро – я несу своё ведро…»,

    «Ру-ру-ру – я люблю свою игру…»,

    «Ри-ри-ри – прилетели снегири…» и многие другие.

    А также поощряю речевое творчество детей, давая им возможность самим подбирать рифмы к словам и звукосочетаниям.

    Часто использую такой приём, как «Нарисуем звуки вместе». Всем специалистам известно, что в коре головного мозга зоны речи находятся рядом с зоной, иннервирующей мелкую моторику, - следовательно, рисуя, ребёнок развивает мелкую моторику доминирующей рук, что способствует развитию речи, в то числе и автоматизации поставленных звуков. Происходит это примерно так: я вижу, что ребёнок рисует, например, машину. Спрашиваю: «Что это?», «Кто сидит за рулём?», «Нарисуй шофёра в шапке», «А давай у шофёра на машине нарисуем воздушные шары», «А возле машины нарисуем кошку», «За кем охотится кошка»,  «Что ты нарисовал?» и т.д. таким образом, стимулирую неоднократное повторение нужных для автоматизации какого-либо звука слов.

    Также для развития мелкой моторики ежедневно предлагаем детям раскраски, индивидуальные тетради по грамоте и математике, в которых дети выполняют различные задания, штриховки.

    В группе много мозаик, различных конструкторов, пазл «Собери картинку» , дидактических пособий на шнуровку, застёгивание, нанизывание, «Лабиринты», «Вкладыши» и т.д. Также под присмотром воспитателя дети имеют возможность заниматься бисероплетением, нанизыванием бусинок, работать с проволокой

    В течение дня мы регулярно проводим так называемые логопедические пятиминутки, это обязательная часть любой непосредственной образовательной деятельности, а также на прогулках, во время наблюдений, в режимные моменты, когда присутствует вся группа.

    Пятиминутки соответствуют изучаемой на неделе лексической теме и способствуют развитию всех компонентов речи у детей.

    Здесь и работа над речевым дыханием, пропевание гласных с понижением и повышением тона «Лесенка», игры-соревнования «Кто больше знает и назовёт?» - подбор слов на определённые звуки, на определённую тему и т.д. игры на развитие силы голоса «Паровоз», «Вьюга». Игры на развитие слухового внимания «Что лишнее?», «Подними сигнал» - выделение звука в слове, «Подскажи словечко», «Кто лучше слушает?» и т.д.

    Это пальчиковые игры:

    «Мы капусту рубим»,

    «Будем мы варить компот»,

    «Посчитаем в первый раз»,

    «Мы во двор пошли гулять»,

    «Этот пальчик хочет спать»,

    «Прилетела к нам вчера…».

    И артикуляционная гимнастика: «Качели», «Трубочка», «Часики», «Лошадка» и многие другие игры и упражнения.

    А также логаритмические игры, направленные на координацию речи с движением:

    «По шоссе спешат машины…»,

    «Ой, ребята, та-ра-ра…»,

    «Дождик»,

    «Яблонька» и т.д.

    Развитие навыков звукового, слогового, фонематического анализа и синтеза, а также анализа предложений закрепляются в следующих играх и упражнениях:

    «Составь слово, взяв по одному слогу из данных слов»

    (например: рама – рак, мак, кора, Тома…)

    «Составь слово, переставив буквы» - (раш – шар, рыс – сыр…)

    «Исправь ошибку в слове»

    Доски на гору везём,

    Будем строить новый ком (дом).

    Мишка плачет и ревёт,

    Просит пчёл, чтоб дали лёд (мёд).

    «Придумай рифму к слову» -(бочка – ночка, дочка, точка…)

    «Какой звук потерялся?» -(крот – рот, арка – рак…)

    «Кто больше?» - подбор слов с определённым звуком в начале, в середине и в конце слова.

    «Закончи слово с определённым началом, окончанием»

    (ра – ракета, радио, рама, радость, ко-ра, ды-ра, но-ра…)

    «Угадай слово» - я  выделяю голосом первый звук в словах

    (рак, осы, заяц, арка – роза)

    «Придумай предложения с определёнными словами»

    «Что не так?»

    Ехал кактус на коне,

    Вёл старушку на ремне.

    А собачка в это время

    Мыла Ваню на окне.

    «Исправь ошибку в предложении»

    Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой.

    Очень эффективны в работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи диалоги с пальчиковыми куклами, персонажами театра би-ба-бо. Куклы помогают развивать силу голоса (говорить тихо-громко), эмоциональную выразительность речи (говорить ласково, сердито, жалобно…), память, диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя (какой это звук, его место в слове, сколько звуков в слове, сколько гласных, согласных и т.д.)

    Для освоения грамматического стоя речи полезны игры-экспериментирования, всевозможные логические речевые задачи. Здесь моими помощниками выступают книги И.В.Скворцовой «100 логопедических игр», И.Е.Светловой «Логика», Я.Л.Юдиной «Сборник логопедических упражнений» и многие другие.

    Регулярно провожу подвижные и народные хороводные игры «Совушка», «Ровным кругом», «Карусель», «Гори, гори ясно…», «Огородник» и другие. Соотнося то или иное движение со словом, дети осваивают в подвижных играх пространственные, временные понятия, активизируют глагольные формы.

    Дети очень любят слушать сказки «Про двух зайчат», «О поездке трёх друзей», «Придумаем сказку про слова», «Про злую волшебницу Гингему», где дети сами подсказывают героям, что нужно взять в дорогу, чтобы в слове был звук «У», например: удочку, куклу… Каких животных повстречали в дороге – кукушку, лягушку, ужа. Что ели на обед – лучок, огурчик, суп и т.д.

    Важным разделом коррекционной работы является развитие лексической стороны речи. Игры на выделение свойств, признаков предмета, действий, которые может совершать предмет (или с ним), одновременно стимулируют, активизируют употребление и формирование слов различных категорий – прилагательных, наречий, глаголов.

    «Что бывает красным?»,

    «Какие предметы можно увидеть в спальне, на кухне…»,

    «Кто умеет плавать, бегать, прыгать,летать…»,

    «Назови части тела, машины, дома…»,

    «Что можно делать с этим предметом» и многие другие игры.

    Очень любят дети загадывать и отгадывать загадки, а также придумывать свои варианты. Для игр- упражнений «Узнай по описанию», «Опиши предмет»  с  помощью компьютерных технологий составила карты-схемы «Одежда», «Овощи», «Фрукты». «Мебель» и т.д., опираясь на которые, дети достаточно легко составляют описательные рассказы о предмете.

    Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений, комплексный подход в решении задач, охватывающих разные стороны речевого развития, взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ – всё это даёт хороший результат в коррекционной работе с детьми, приносит чувство удовлетворения от своей профессии – профессии ПЕДАГОГА!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

    Осуществление коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности во время непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

    Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речев...

    Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

    Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

    Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

      Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

    Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...

    Роль сказки в коррекционной работе с детьми в группе компенсирующей направленности.

    Сказка,как наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в коррекционной работе....

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»

    Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели)....