Речевая карта
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

 Гусманова Эльза Фларитовна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech._karty.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребенка с фонетико-фонематическим  нарушением

(дислалия, стертая дизартрия, ринолалия)

  1. Анкетные данные
  2. Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
  3. Дата рождения ________________________________________________________________
  4. Домашний адрес _______________________________________________________________
  5. Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда?)_________________________

2. Анамнез

1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников _____________________________________________________________________________________

2. Протекание беременности, характер беременности (пренатальный период) ___________________
_____________________________________________________________________________________

3. Протекание родов, роды в срок, досрочные, характер родов (натальный период)______________________________________________________________________________

4. Раннее постнатальное развитие ребенка:

характер грудного вскармливания __________________________________________________________________________________

  характер «жизненного ритма» ребенка (сон, бодрствование) ________________________________

       ______________________________________________________________________________________

    раннее психомоторное развитие (когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить) ___________    ______________________________________________________________________________________

5. Перенесенные заболевания:

         до года ___________________________________________________________________________

         после года ________________________________________________________________________

         ушибы, травмы головы _______________________________________________________________

         судороги при высокой температуре _____________________________________________________

         наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление

         аденоидов и др.)_____________________________________________________________________

6. Речевое развитие ребенка (время появления  гуления,  лепета, первых слов,  фраз) __________

    ____________________________________________________________________________________

3. Логопедическое обследование

1. Психологические особенности у ребенка:

    - контактность ______________________________________________________________________

    - особенности поведения _____________________________________________________________

2. Состояние слуховой функции:

    слуховое внимание __________________________________________________________________

    восприятие речи ____________________________________________________________________

3. Состояние моторной сферы:

  • Общая моторика:

     естественные движения ______________________________________________________________

     выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом) ____________________________________

  • Ручная моторика:

    кинестетическая основа движений пальцев рук __________________________________________

  • Артикуляционная моторика:

    движение нижней челюсти ___________________________________________________________

    движение губ _______________________________________________________________________

    движение языка _____________________________________________________________________

   движение мягкого неба________________________________________________________________

   работа мышц лицевой мускулатуры ____________________________________________________

4. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата _______________
_____________________________________________________________________________________

5. Состояние звукопроизношения ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Состояние дыхательной и голосовой функции (характеристика дыхания и голоса) ____________

_____________________________________________________________________________________

7. Состояние просодических компонентов речи:

 темп ________________________________________________________________________________

 ритм________________________________________________________________________________

 пауза________________________________________________________________________________

 интонация ___________________________________________________________________________

 внятность __________________________________________________________________________

8. Состояние фонематических функций:

  • Способность к фонематическому анализу:

 выделение ударного гласного в начале слова ___________________________________________

 определение первого, последнего звука в слове _________________________________________

 выделение звука из слова __________________________________________________________

  • Дифференциация звуков:

 слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении ______________________

__________________________________________________________________________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении _________________________

__________________________________________________________________________________

 слухо - произносительная дифференциация  звуков _____________________________________

  • Фонематические представления:

 нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук ____________________________

__________________________________________________________________________________

 подбор слов с заданным звуком ______________________________________________________

9. Состояние слоговой структуры речи _________________________________________________

__________________________________________________________________________________


10. Состояние лексики ________________________________________________________________
11. Состояние грамматического оформления речи (словоизменение, самообразование) __________

____________________________________________________________________________________
12. Состояние связной речи ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

Подпись родителей: ______________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребенка с ОНР

1. Дата поступления ребенка в группу _____________________________________________________________________

  1. Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________
  2. Возраст ___________________________________________________________________________________________
  3. Домашний адрес ____________________________________________________________________________________
  4. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность _____________________________________________

      Мать ________________________ ______________________________________________________________________

      Отец ______________________________________________________________________________________________

6.  Анамнез от какой беременности по счету ________________________________________________________________

     Как протекали роды? _________________________________________________________________________________
    Когда закричал? _____________________________________________________________________________________

     Как протекало физическое развитие:

     стал держать головку ____________ сидеть ______________ вставать ________________ ходить _________________
   Какие заболевания перенес от года? _____________________________________________________________________

           Речевое развитие ребенка гуление _________лепет _________ первые слова _________Речь фразой _______________
   Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось,

   с какими последствиями) ______________________________________________________________________________

   Как быстро наращивался словарный запас? _______________________________________________________________

7.  Слух _______________________________________________________________________________________________

8. Зрение ______________________________________________________________________________________________

9. Интеллект ___________________________________________________________________________________________
10. Речевая среда и социальные условия ___________________________________________________________________

      Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? _____________________________________________

      Их результативность_________________________________________________________________________________
     Как сам ребенок относится к речевому дефекту? _________________________________________________________

11. Общее звучание речи:

      Темп ________________ голос _________________разборчивость ______________ дыхание ____________________
12. Обследование артикуляционного аппарата:

      подвижность языка ________________ прикус _________________ строение неба _____________________________
     зубов __________________ состояние подъязычной уздечки ___________________ губы _______________________

  1. Состояние общей моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)_____________________________________________________________________
  2. Общее развитие ребенка ____________________________________________________________________________

а) разговорно-описательная беседа ________________________________________________________________________
    Как тебя зовут? _____________Сколько тебе лет? _______________Где ты живешь? ___________________________

     Как зовут маму? ___________________ Есть ли у тебя друзья? _____________________________________________

б) счет прямой _____________________________________ обратный ___________________________________________

в) геометрические формы квадрат ________ прямоугольник _______круг _________ треугольник __________________

г) основные цвета __________________________________ оттеночные _________________________________________
д) классификация предметов _____________________________________________________________________________

е) выделение четвертого лишнего _________________________________________________________________________
ж) ориентация во времени ____________________________ в пространстве _____________________________________

з)  способность к логическому мышлению _________________________________________________________________

  1. Обследование понимания речи:

а) выполнение инструкций ______________________________________________________________________________
б) понимание значения предлогов ________________________________________________________________________
в) понимание числа _________________________ рода _____________ падежа __________________________________

  1. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке_______________________________________________________________________

б) составление рассказа по серии картин __________________________________________________________________

в) пересказ ____________________________________________________________________________________________

г) рассказ - описание или рассказ по представлению _________________________________________________________

  1. Обследование грамматического строя речи:

а) образование множественного числа существительных в родительном падеже существительных множественного числа

        мост ____________  дом ____________________стул _______________   пчела ____________________________

        ведро ___________   ухо ____________________воробей ____________  утенок ____________________________

б) образование уменьшительно-ласкательной формы:

        дом _________________ елка ____________________ Женя _______________________
        стул ________________ гриб ____________________ Костя _______________________

в) префиксальное словообразование с существительными:  шел ____________ летел ____________

г) согласование прилагательных с существительными:

        синий шар ________________________  красный флажок __________________________

        синяя машина _____________________   красное солнышко _________________________

        синее платье ______________________  красная звезда _____________________________

д) согласование существительных с числительными:

             -1-                                                     -2-                                                   -5-

ухо ____________________        _______________________         _______________________

помидор _______________         _______________________         _______________________

стул  ___________________       _______________________         _______________________

ручка __________________        _______________________         ________________________

е) предложно-падежные формы: ____________________________________________________

  1. Состояние словаря.
  • Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник ___________________      пылесос ________________________________

б) показ и название частей предметов:

                        Чайник                                        Стул

донышко ___________________                            сиденье _________________________

носик ______________________                            спинка __________________________

крышка ____________________                            ножки ___________________________

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, колготки _____________________________________________________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки _____________________________________________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка ___________________________________________________________________

Помидор, репа, морковь, капуста _____________________________________________________________________

Яблоко, персик, груша, лимон _______________________________________________________________________

Кошка, собака, волк, еж ____________________________________________________________________________

Голубь, утка, воробей ______________________________________________________________________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка _______________________________________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолет ________________________________________________________________

  • Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон – какой? _____________ платье – какое? ______________ лиса-какая? ________________

б) подбор антонимов

широкий _____________ длинный ___________________ высокий _________________________

веселый ______________ светлый ___________________ больной __________________________

прямой ______________  сухой _____________________  холодный ________________________

в) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост? _____________________________ Чей дом? _________________________________

  • Глагольный словарь:

а) что делают?

повар _____________ учительница ________________ врач _______________почтальон ___________________

б) кто как голос подает?

кошка __________  утка ________________  корова __________________собака _________  петух __________  

лягушка _________гусь _________________ мышь __________________ свинья __________________________

  1. Звукопроизношение.

Гласные:        А __________У_____________ О _________________ Ы_______________

Согласные:    С __________ Сь____________  З__________________ Зь______________Д ________________________

Ц _________ Ч __________ Щ ____________ Ш_________________ Ж_______________Т ________________________

Л _________ Ль _________ Р _____________ Рь ________________ Йот _____________ Н ________________________

Г _________ К __________ Х ____________  Б _________________  П ______________ М ________________________

  1. Фонематический слух.

а) дифференциация звуков:

С-З ____________ С-Ш _________Ш-Ж ___________ Ж-З ______________К-Х ________________________

Ш-Щ __________  Ш-Сь ________ Ц-С_____________ Ц-Ть_____________К_Г _______________________

Ч-С ____________ Ч-Ть _________ Ч-Ц _____________Ч-Ш ______________Ы-И ______________________

Щ-Ж ___________ Л-Р __________ П-Б _____________ Т-Д ______________

б) повторение: та-да-та ___________да-та-та ______________ка-га-га________________________________________

в) повторение: кот-год-кот ___________________________том-дом-ком________________________________________

  1. Анализ звукового состава слова.

а) выделение первого звука в слове:  Алик _______  утка ______ город _____Оля ______ эхо_____ волк _____________

Ира  ________________ окна _______________________ банка __________________________

б) выделение последнего звука в слове:

пух _________ луна _________кот _________ шары _______сок _________ мука ______ руки ________ нос __________

  1. Произношение слов сложного слогового состава:

строительство ______________милиционер _______________велосипед _______________аквариум _________________

  1. Повторение предложения: типа

Экскурсовод проводит экскурсию ________________________________________________________________________

Заключение логопеда: ______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Подпись родителей _________________________________________________________________________________

Приложение к речевой карте обследования ребёнка с фонетико - фонематическим нарушением.

  I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.

  1. При изучении характера протекания беременности отметить:

- токсикоз( 1-й,2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери(заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);

- простудные и инфекционные заболевания(1-я,2-я половина беременности);

- применение медикаментозных средств (жаропонижающие,противосудорожные,антикоагулянтые,антипаразитические,седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту(бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.);

- повышенный фон радиационного излучения,

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

- психические и физические травмы матери(1-я,2-я половина беременности).

2. При изучении характера протекания родов отметить:

- нормальные, стремительные, затяжные;

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения(стимуляция):механическая, химическая,

электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;

- наличие асфиксии (синей, белой);

- травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребёнка);

- резус-фактор (совместимость, отрицательный);

- вес и рост ребёнка при рождении.

3. При изучении раннего постнатального развития отметить характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующие вскармливание(смешанное, искусственное);

- характер "жизненного ритма" ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

- раннее психомоторное развитие (с какого времени ребёнок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.

2. Исследования состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций).

3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводится при выполнении следующих заданий:

  • называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;
  • соотношение картинки с цветовым фоном;
  • показ правой, левой руки,
  • показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
  • складывание разрезных картинок из 2,4,6 частей;
  • складывание фигурки из палочек(по образцу, по памяти).

4. Исследование состояния моторики.

  • Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков(попеременно)на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

   В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность).

  • Исследования состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот);соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным(средним, безымянным, мизинцем);

б) кинетической основы движений(поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; "пальчики здороваются", "игра на рояле",одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая - распрямленными пальцами; "кулак - ребро- ладонь").

  В выводах отмечается: объём движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координация движения(нормальная, некоординированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.

   Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот, попеременно открыть-закрыть рот, подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: "улыбка" с оскалом резцов; попеременно "улыбка"-"хоботок";

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким ("лопаткой"), узким ("иголочкой"), попеременно широким - узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого уголков рта;

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе);произнести звук {а} с широко открытым ртом.

  Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочерёдное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

  В выводах указывается: наличие или  отсутствие движения; объём движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность переключения с одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

 5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличии аномалий в строении:

  • губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);
  • зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);
  • прикуса(прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый: односторонний или двухсторонний, перекрёстный, прогнатия, прогения);
  • языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);
  • твёрдого и мягкого нёба(высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастания мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

   6. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки;искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно;в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах- в начале, в конце, в середине; во фразах).

  7. При исследовании дыхательной и  голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), даётся характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов(для детей 5 лет),4-6 слов (для детей 6-7лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком - гнусавый,- глухой, монотонный).

 8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

 9. При исследовании фонематических функции отмечается:

а)способность к фонематическому анализу и синтезу:

- при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, осы, Оля, утро, Ира, иней;

- при выделении звука из слова:

звук (с): сом, мак, коса, миска, дерево, автобус, лопата;                   

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

звук [р]:  рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

- при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец;

- при определении слова из последовательно данных звуков в слове:  дым, ваза, кошка, волк;

- при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т,а, п, к, а;

б) слухо - произносительная дифференциация звуков:

- не смешиваемых в произношении: почка-бочка; мошка-ножка; банка-банька; мышка-мишка; корка-горка (на материале слов - квазиомонимов);

- смешиваемых в произношении: рак-лак; гроза - глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; Луша-лужа; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька (на материале картинок слов – квазиомонимов);

- при повторении серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ня-на, ка-га, фа-фя, ма-ка, ба-на-ба, ка-ка-га, на-ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца.

        В выводах отмечаются возможности слухо - произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

10. При исследовании состояния лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

- название предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);

- обобщение картинок одним словом;

- называние целого предмета и его частей:

                стул – ножки, сиденье, спинка;

                машина – кабина, фары, колеса, кузов;

                рубашка – рукав, воротник, пуговицы;

                рука – плечо, локоть, кисть, пальцы;

                лицо – брови, ресницы, подбородок, лоб;

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

- название действий по картинкам или по демонстрации:

птица – летает; рыба – плавает; змея – ползает; заяц – прыгает; самолет – летает; лодка – плывет; собака – лает, кусает, спит, пьет, играет, грызет;

- название профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач –лечит; учитель – учит; строитель – строит; повар – варит; художник – рисует; музыкант – играет; балерина – танцует; маляр – красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

- название цвета: синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

- подбор определений к слову:

                еж – колючий, роза - …;

- подбор антонимов (с 6лет):

                большой - …                                     открывать - …

                широкий - …                                     опускать - …

                длинный - …                                     добро - …

                грязный - …                                      далеко - …

                молодой - …                                      радость - …

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

- Изменение имен существительных по числам:

                стол – столы                                     книга - …

                жук - …                                              табуретка - …

                рот - …                                               ухо - …

                пень - …                                             окно - …

                стул - …                                              колесо - …

                рука - …                                              дерево - …

                кукла - …                                            перо - …

                лента - …

- Изменение имен существительных по падежам:

        У меня есть ручка (карандаш)                  Я пишу (рисую)…

        У меня нет …                                             Я говорю о …

- Употребление формы родительного падежа множественного числа:

        Много чего?

                дом – домов                                            кофта - …

                ключ - …                                                ручка - …

                стакан - …                                              платье - …

                день - …                                                  блюдце - …

                книга - …                                                дерево - …

                вилка - …                                                окно - …

- Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

- Согласование имен прилагательных с существительными (название цвета):

                шар – красный, кофта – красная, небо – красное.

- Согласование имен существительных с числительными два и пять:

                гриб – два гриба – пять грибов

                ночь - … - …

                окно - … - …

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

                ключ – ключик                   ведро - …

                тетрадь - …                        лист - …

                кукла - …                           ухо - …

                дом - …                              ложка - …

- Образование относительных прилагательных от существительных:

                стакан из стекла – стеклянный              коробка из картона - …

                мяч из резины - …                                  сумка из кожи - …

                варенье из яблок - …                                 одеяло из шерсти - …

- Образование притяжательных прилагательных (с 6лет):

                книга дедушки – дедушкина                     уши лисы - …

                хвост зайца - …                                          рог оленя - …

                платок мамы - …                                        зубы волка - …

- Образование приставочных глаголов:

                летает – улетает, пролетают и т.д.

                ходит - …

- Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.

Приложение к

логопедическому обследованию устной речи детей старшего дошкольного возраста

Краткий анамнез речевого развития:

Гуление с…(2-3 мес.), характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки)

Лепет с …мес (4-8 мес),характер лепета(звуковой, слоговой)

Первые слова…(около года). Их характеристика : усеченные ,состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа мама, папа, няня, дядя и т.п.

Первые фразы…(1.5-2 года).

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине).

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих

Речевая среда и социальные условия:

-дефицит речевого общения,

-норма,

-с ребенком общаются, учитывая его желания,

-исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы, что порождает у ребенка речевой негативизм,

-благоприятная, неблагоприятная,

-в семье имеются заикающиеся, с дефектами речи члены семьи,

-длительные психотравмирующие ситуации,

-психические травмы,

-социально-бытовая запущенность,

-педагогическая запущенность,

-педагогическая запущенность (неправильное воспитание),

-двуязычие в семье (билингвизм).

Общая и мелкая моторика:

Нормальная моторика:

-сформирована статическая координация движений: умение по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу;

-сформирована динамическая координация движений: движения четкие,  уверенные, целенаправленные,  взаимосвязанные в различных вида моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачивание тела, размахивания руками в такт шагам и т.д.),

-вполне сформированы мелкие движения кисти  и пальцев рук;

-выразительна и эмоциональна мимика лица.

Нарушения моторики:

-моторная напряженность, скованность движений;

-повышенная двигательная активность, расторможенность, двигательное беспокойство,

-наличие некоординированных движений с широкой амплитудой колебаний.

-неловкость;

-синкинезии в общескелетной, мимической, артикуляторной мускулатуре (появление сопутствующих движений);

-нарушение переключаемости движений: несвоевременное, задержанное/своевременное; сохранно/нарушено; плавный/толчкообразный с лишними движениями переход;

-леворукость: есть /нет

Артикуляционный аппарат.

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в строении:

Губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двусторонняя, шрамы).

Зубов (отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверкомплектность: двойной ряд зубов).

Прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний, перекрестный, прогнатия, прогения).

Языка (макроглоссия (массивный, микроглоссия (маленький), «географический», короткая/укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла.

Твердого и мягкого неба ( высокое или готическое, низкое, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная щель.    

Укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, с миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

Исследование состояния артикуляторной моторики:

-наличие или отсутствие движения

-объем движений: полный /неполный (выполнены все движения или опущены движения, искажена серия движений)

-точность движения: точно/неточно (сохранна - все движения выполнены в данной последовательности; нарушена- поиски артикуляции или дополнительные  движения)

-активность: норм, заторможенность, расторможенность.

-мышечный тонус: норм., повыш., понижен (сохранен – движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен - движения или часть движений выполнены вяло. Без достаточного напряжения артикуляторных мышц.

-темп выполнения: норм., быстр., медл, (одно движение выполняется за другим без пауз /между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 сек./ движения выполняются настолько быстро ,что предыдущее движение еще до конца не выполнено , а уже начинает выполнятся последующее движение )

-замена одного движения другим

-наличие синкинезий (нет/есть –при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах)

-длительность удержания органов в заданном положении

-способность к переключению одного движения на другое

-тремор кончика языка при повторенных движениях и удержании позы

-увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях

-отклонения кончика языка при высовывании

-слюнотечение(саливация)

-отклонение маленького язычка в сторону

-тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки(активный, рефлекторный, пассивный, функциональный)

-сглаженность носогубных складок

-замедленность движений глазных яблок

-движения дифференцированы / недифференцированы

Общее звучание речи

Голос: - норм, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий.

-высокий, низкий. Фальцет, немодулированный, монотонный.

- с носовым оттенок, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый

Дикция :- отчетливая, смазанная, невнятная, внятная, отчетливая, неясная,.

-Темп: - норм., ускор., замедл.

Ритм : норма, аритмия,(слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро , то медленно.)

Выразительность речи: норм, маловыразит., монотонная.

Понимание речи

-не сразу реагирует на вопросы и реплики

-требуется повторение просьбы, дополнительное разъяснение речевого задания, правила игры и т.д.

-понимает обращенную речь на бытовом уровне

-выполняет инструкции

Жалобы  родителей

-особенности поведения ребенка (ребенок не задает вопросы, не может назвать предмет, отказывается слушать сказки и др.)

-необычные с точки зрения родителей поступки

-нарушения речи в общении

-трудности в обучении

-влияние нарушений звукопроизношения на усвоении программы в д/с или на успешность обучения в школе

-трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми.

Активный словарь

-звукоподражания

-лепетные слова - наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных

-соответствие возрасту словарного запаса

-точность употребления слов (допускает ли ошибки в толковании лексических значений слов (чашка/кружка)

-владение многозначностью слов, абстрактными понятиями, синонимами

-признаки и действия к предмету стереотипны(яблоко красное, зеленое)

Грамматический строй речи

Отмечается характер аграматизмов:

Ошибки в согласовании существительных с числительными, с прилагательными

-ошибки в падежных окончаниях

-выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного

-несформированность словообразовательных процессов

-агграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего   рода в им. п.,  а также в косвенных падежах.

Слоговая структура слова

-сокращение числа слогов (элизии)

-уподобление слогов(персеверации)

-добавление числа слогов и звуков внутри слога и слова

Звукопроизношение

-отсутствие звуков

-замена на другой звук

-искаженное, дефектное произношение

--назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез

-фонематический слух негрубо нарушен: затрудняется в выделении заданного звука из звукового, слогового ряда, ряда слов. Допускает ошибки в воспроизведении звукового ряда, слогового ряда, ряда слов.

-способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза

-отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа

Связная речь

-логична

-последовательна

-выразительна/невыразительна

-схематична

-пересказ близкий к тексту

-описаний не составляет

-рассказы по картинам бедны

-ограничивается перечислением отдельных действий, предметов

-отсутствие или грубое недоразвитие связной речи

-в пересказе наблюдаются пропуски, искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий

-пользуется односложными, нераспространенными предложениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...