Статья "Организация работы с детьми-инвалидами"
статья по коррекционной педагогике на тему

Хомина Галина Васильевна

В статье освещается система работы с детьми-инвалидами в дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_detmi-invalidami_microsoft_word.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми-инвалидами

       Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

    Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Документ регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.          

     В 2017-2018 учебном году наше дошкольное учреждение посещают 11 детей - инвалидов из них:

- 2 ребенка младшего дошкольного возраста;

- 1 ребенок среднего дошкольного возраста;

- 8 детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы ДОУ с детьми-инвалидами: создание специальных условий для успешной социальной адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  1. Оказание помощи в коррекции недостатков развития, преодолении трудностей  усвоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.  
  2. Коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий.
  3. Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  4. Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.

 В дошкольном учреждении разработана и реализуется система работы с детьми-инвалидами.

На первом этапе работы осуществляется:

- знакомство с ребенком и его семьей;

- сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса родителей;

-знакомство с заключением ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) и ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или  абилитации ребенка-инвалида);

- заключение договора между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями);

- создание предметно-развивающей среды;

- определение основных мероприятий по адаптации ребенка-инвалида.

Приказом назначается ответственный за выполнение мероприятий ИПРА ребенка-инвалида.

На втором этапе:

- проводится комплексное обследование ребенка-инвалида всеми специалистами дошкольного учреждения;

- на основании заключения ТПМПК  и ИПРА ребенка-инвалида на психолого-медико-педагогическом консилиуме разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа (ИАОП);  

- оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка-инвалида на реализацию ИАОП;

- определяются педагоги, специалисты, куратор по реализации ИАОП;

- разрабатывается план взаимодействия между профильными специалистами ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению ребенка-инвалида;

- осуществляется реализация ИАОП ребенка-инвалида;

- проводится с ребенком-инвалидом промежуточная психолого-педагогическая диагностика;

- рассматриваются на ПМПк промежуточные результаты реализации ИАОП и при необходимости проводится корректировка;

- осуществляется консультативная работа с педагогами и родителями ребенка-инвалида.

На третьем этапе работы:

         По завершению реализации ИАОП проводится итоговая психолого-педагогическая диагностика. Обсуждаются результаты реализации ИАОП с ребенком-инвалидом на ПМПк.  Разрабатываются  рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему обучению и  развитию ребенка-инвалида.

         По окончанию действия ИПРА ответственный за реализацию индивидуальной программы реабилитации  или абилитации ребенка-инвалида в ДОУ готовит отчет о выполнении мероприятий ИПРА и сдает в департамент образования города Нижневартовска.

 На четвертом этапе работы:

         После окончанию срока действия ИПРА ребенок-инвалид вновь проходит ТПМПК и медико-социальную экспертизу. В случае  подтверждения статуса ребенка-инвалида, дальнейшая работа с ребенком осуществляется на основании заключения ТПМПК и ИПРА,  начиная со второго этапа работы.