Тренинг для педагогов
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx136.13 КБ

Предварительный просмотр:

https://t4.ftcdn.net/jpg/00/59/75/49/500_F_59754992_6lspSYjKKVVvTFX6jJu0CkbtlJBDMQlJ.jpg

                         Тренинг  для педагогов МБДОУ д/с  9

Эмоциональное выгорание педагогов.

Организационная информация.

Ответственный___________________.

Количество участников:_______________.

Продолжительность:  _______________.

Время проведения: _______________.

 Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Цели: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.

2.Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.

3. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Ход занятия:

  1. Вводное слово

Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего занятия.

«Здравствуйте !Я рада приветствовать вас на занятии. Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем немного расслабиться, отдохнуть,  узнать на тренинге новое и полезное для себя.

Правила работы в группе.

  • Доверительный стиль общения (насмешки  исключаются);
  • Общение по принципу «здесь и сейчас» ( обсуждение только того над чем ведется работа);
  • Активность ( даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
  • Искренность в общении;
  • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)
  • Уважение к говорящему ( У каждого должна быть возможность высказаться)

1. Упражнение Приветствие. «Пожелания друг другу»

Цель:   Установить сотрудничество, контакт и создать положительную дружелюбную атмосферу.

Инструкция: Педагоги садятся в круг, всем  раздаются пустые листочки в виде сердечек.  В свою очередь каждый должен  написать пожелание «на весь день»  и отдать рядом сидящему справа. Полученное пожелания можно зачитать, если кто -либо изъявит желание.

2. Упражнение  Разминка « Внимательный футбол »

Цель: Снять эмоциональное напряжение, повысить заряд бодрости, позитивного настроения.

Инструкция: Педагоги должны поделиться на две команды. Первая команда подчиняется правой руке, вторая - левой. Когда я машу правой рукой, первая команда кричит: «Гол!», когда машу левой рукой – вторая команда кричит: «Мимо!». Когда я поднимаю обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!», а когда обе руки поднимаю вверх, обе команды кричат: «Ура!». В этой игре от вас требуется максимум внимания, так как если одна команда закричала не то или не в своё время, им зачитывается штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков.

Обсуждение: Какие эмоции вы испытывали, что вам понравилась,  а что нет.

3.Диагностическая часть.

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов. Низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности педагога.

Поведенческие и психологические признаки, которыми проявляется синдром эмоционального выгорания, заключаются в том, что больной начинает терять интерес к собственной работе, а ее выполнение становится все сложнее. На фоне снижения энтузиазма и самооценки может возникать: стресс и депрессия.

Симптомы стресса и депрессии: 

чувство собственной беспомощности и бесполезности;

потеря интереса к работе, ее формальное выполнение;

беспокойство и тревога; чувство вины;

скука и апатия;

неуверенность в себе и собственных профессиональных качествах;

подозрительность;

повышенная раздражительность;

разочарование; ощущение всемогущества ;

не желание общения с коллегами, агрессия;

общий негативизм по отношению к перспективам в карьерном росте и жизни в целом;

чувство одиночества;

головные боли и боли в животе,

 частичная потеря внимания и памяти.

В поведении человека, подверженному выгоранию, также можно заметить некоторые изменения. Обычно это состояние характеризуется практически полным отсутствием физических нагрузок, увеличение рабочего времени, нарушения  сна и аппетита.

Если вы (педагоги) заметили у себя хотя бы один из симптомов, то я предлагаю ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности и таким образом установить общий показатель уровня эмоционального выгорания.

Анкета «Выявление уровня эмоционального выгорания».

Цель: Выявить наличие или отсутствие признаков синдрома эмоционального выгорания.

4. Упражнение  «Лава»

Подготовка : перед началом игры членам команды необходимо договорится о невербальных знаках общения, т. к. разговаривать нельзя.

Содержание:  предлагается представить, что все оказались на острове, но, к сожалению, на нём происходит извержение вулкана. Можно спастись, только перебравшись на другую сторону острова, соблюдая определённые условия.  Условия: Каждая команда получает по 4 маленьких «огнеупорных» коврика, с помощью которых можно перебраться через лаву на другую сторону острова. Вставать можно только на коврики. Если коврик остается без контакта с человеком он сгорает, если нога человека оказалась на полу лаве, команда возвращается назад.

Рефлексия : Что было сложно а что легко?

 

5. Повторюсь. Стресс – представляет собой - состояние   сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс пагубно влияет на деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Это все что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни таких как сердечно – сосудистые и заболевание желудочно – кишечного тракта.

«Как мы мыслим так мы себя и чувствуем. То есть все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.  По мнению специалистов, эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки, пение. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. Также хорошим средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало.

6.Упражнение

«Дерево помощи»

Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса: обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессом.

Материал: Большой ватман с нарисованным деревом с пятью ветками- «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки – карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.

«Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающийся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессом.

Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На ваших листочках напишите, что же вам помогает  бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере чтобы снять стресс?

Кто готов, теперь давайте их наклеим, как листья, на свою ветку.

Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось всего листьев? Как вы думаете, что это значит? Подойдите к дереву почитайте, что написано на его листьях. Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?

Это дерево теперь останется у меня в кабинете. Вы можете в любой момент подходить  к нему и искать для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием.

6. Упражнение

«Мои достоинства»

Цель: Поднятие самооценки, снятие эмоционального напряжения,

« Сейчас на альбомном листе мы каждый рисует солнышко. В центре солнышка пишем свое имя, а лучиков у солнышка должно совпадать с количеством человек. Теперь пускаем свои солнышки по кругу, а мы друзья пишем положительные качества, достоинства, пожелания этого человека….Листочек должен придти к вам. Посмотрите что вам написали. Теперь этот листочек надо повесить на видное место когда вам будет плохо вы посмотрите и настроение у вас поднимется.»

8. Упражнение на релаксацию

 «РАДУГА»

 Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.

Первый цвет голубой. Голубой цвет приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий - желтый. Желтый приносит радость, он согревает нас, как солнышко. Он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко он поднимает настроение.

Зеленый цвет - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам «не по себе» и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали. Когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Заключительная часть:

Вопросы для беседы:

  • Как вы можете  на сегодняшний день оценить свои впечатления от занятия?
  • Как изменилось у вас ваше эмоциональное состояние?
  • Что вы унесете с собой после этих занятий как собственный опыт?
  • Что хотите пожелать или сказать участникам?

Раздача рекомендаций педагогам

ЛИТЕРАТУРА

  1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -  СПб.: Питер, 2003.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
  4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.

               5.    Психология / Общие основы психологии1.        Авт.-сост. Р.С. Немов  – Москва 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...