Инновационный педагогический опыт
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Травкина Татьяна Геннадьевна

Инновационный педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx625.85 КБ
PDF icon vyvod_otcheta_na_pechat_-_antiplagiat.pdf127.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Педагогический опыт
педагога-психолога
Травкиной Татьяны Геннадьевны

Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе»

Сведения об авторе: Травкина Татьяна Геннадьевна

Дата рождения: 21.01.1994 г.

Образование: высшее, педагогическое. МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Квалификация по диплому: Магистр. Специальность «Психолого-педагогическое образование».

Стаж педагогической работы: 6 лет.

Стаж работы в данном дошкольном учреждении: 6 лет.

Стаж работы в занимаемой должности: 6 лет.

Дата последней аттестации: 14.11.2018 г.

Квалификационная категория:   первая

Курсы повышения квалификации:

  • Программа «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритмы реализации», в объеме 72 ч., ГБУ ДПО МРИО, 2018 г.
  • Программа «Организация деятельности педагога-психолога в системе дошкольного образования», в объеме 72 ч., ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», 2022 г.

Актуальность

XXI век предъявляет высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляя искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Формирование готовности ребенка к обучению в школе является одной из важных задач дошкольного воспитания.

В Концепции Российского образования одним из главных направлений является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования сегодня ориентирована на воспитание и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.

Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» определяет дошкольную образовательную организацию первой ступенью системы образования в целом. В дошкольной образовательной организации проблема воспитания у дошкольников познавательной активности охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой, поскольку она является непременным условием для формирования умственных качеств личности, а также ее самостоятельности и инициативности.

В соответствии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, выдвигается важное направление – любознательность.

Основная идея педагогического опыта

Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Именно поэтому, ФГОС ДО, направляет задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального потенциала.

Познавательная активность выступает одним из ведущих факторов в стремлении к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Она неразрывно сопряжена с готовностью к обучению в школе и существенно влияет на ее эффективность.

Нарушение готовности к обучению в школе может возникнуть при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к познавательной активности.

Дети старшего дошкольного возраста часто подвержены негативному влиянию факторов-раздражителей. Учебная деятельность сопровождается трудностями обучения, увеличиваются умственные и психические нагрузки, происходит понижение эффективности деятельности, меняется режим дня, ухудшается функциональное состояние, возникают проблемы физического и психологического здоровья, вследствие чего происходит в дальнейшем нарушение готовности к обучению в школе.

Задача развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе приобретает в настоящее время особое значение. Развитие познавательной активности способствует ускорению психологической, социальной адаптации, усвоению новых эффективных форм поведения, а также влияет на готовности к обучению в школе.

За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

Теоретическая база

Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: такие психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн; педагоги М.И. Лисина, Г. И. Щукина. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых В. В. Щетининой, Е. А. Меньшиковой, А. Н. Нефедовой, М. Н. Поляковой и др.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что среди исследователей нет единого понимания категории «познавательная активность». Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, нам наиболее близко для нашего исследования определение познавательной активности С.А. Козловой, которая считает, что «…познавательная активность – это есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале».

При анализе психолого-педагогической литературы выявлены уровни проявления познавательной активности дошкольников. Первый уровень – воспроизводящая активность: характеризуется в стремлении понять, запомнить, воспроизвести, но в нем нет проявления волевых усилий, отсутствует интерес к углубленным знаниям. Второй уровень – интерпретирующая активность: характеризуется в проявлении волевых усилий, в стремлении довести начатое дело до конца, найти пути решения поставленной задачи. Третий уровень – творческая активность: характерной особенностью этого уровня является проявление волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, присутствии познавательного интереса.

Познавательная активность детей дошкольного возраста – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе; проявляется у ребенка в любознательности, выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске на интересующие ответы на вопросы, в проявлении инициативности и волевых усилий в процессе овладения знаниями, в умении усвоить способ познания и применить его в другом материале.

Главными формами воспитания познавательной активности педагогом в дошкольной образовательной организации будут являться организованные занятие или какие-либо виды деятельности с детьми. Чтобы использовать любые формы воспитания, необходимо составить определенный алгоритм, схему, план, которые позволяют наиболее рационально и грамотно организовывать воспитательный процесс. Относительно дошкольников чаще востребованные педагогами являются такие методы воспитания как, наглядные, практические, игровые. Разновидностью наглядного метода является метод примера, в котором воспитатель стимулирует ребенка своим примером на положительные действия. В практических методах воспитанник выполняет действия, которые он воспринял от воспитателя. Применение игровых методов воспитания дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Психолого-педагогические исследования показывают, что использование игровых методов и приемов повышают эффективность познавательной деятельности, способствуют повышению познавательной активности детей, развитию познавательного интереса.

Методы воспитания для познавательной активности такие как: наглядные, практические, игровые, будут являться главными инструментами для осуществления воспитательного процесса. Они постоянно варьируются и систематически совершенствуются. Профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания является залогом успешного решения воспитательных задач.

Средствами воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности, которые типичны, для дошкольного возраста: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная. К средствам воспитания также относится: развивающая предметно-пространственная среда, предметы и приспособления для того, чтобы осуществить какую-либо совместную деятельность воспитателю с детьми.

Педагоги для воспитания познавательной активности детей включают в игровые занятия такие средства, как решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, интеллектуальные и развивающие игры, познавательные беседы, развивающие образовательные ситуации и т.д. Осуществляются такие занятия посредством развивающей предметно-пространственной среды, сенсорной культуры, средствами природы, математическими представлениями и т.д. Все эти формы, методы и средства планируются и проводятся с учетом содержания Образовательной области «Познавательное развитие». 

Новизна.

В своей работе я обобщила  передовой опыт ведущих педагогов, психологов по данному направлению и создала свою систему  работы коррекционного воздействия развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактора готовности к обучению в школе, которая заключается в разработке коррекционно-развивающей программе в виде  в виде блочно-модульной модели.

Технология опыта.

Изучив теоретический материал, проанализировав информационные источники, пришла к выводу, что задача развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе приобретает в настоящее время особое значение. Развитие познавательной активности способствует ускорению психологической, социальной адаптации, усвоению новых эффективных форм поведения, а также влияет на готовности к обучению в школе.

Основываясь на теоретическую базу по изучению этого вопроса, я решила использовать в коррекционной работе по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста блочно-модульную модель, в которой происходит взаимодействие всех специалистов.

Поставила цель: теоретически доказать и практически апробировать программу развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе.

Гипотеза: я считаю, что познавательная активность могут способствовать формированию готовности к обучению в школе, если спроектировать и реализовать развивающую программу, учитывающую с одной стороны психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, с другой основные характеристики познавательной активности как психолого-педагогического феномена.

 Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2.Подобрать методики выявления уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести эмпирическое исследования с целью выявления исходного уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и коррекционно-развивающую программу познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе.

6. Выявить эффективность проведенной коррекционно-развивающей программы познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе.

Описание участников программы: программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические:

Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко) субтесты:

- домик

- 10 слов

- закончи предложение

- разрезанные картинки

- на что похоже?

Этапы эксперимента:

  • констатирующий эксперимент: выявление исходного уровня развития познавательной сферы;
  • формирующий эксперимент: проведение развивающей программы;
  • контрольный эксперимент: выявление эффективности проведенной коррекционно-развивающей программы познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе.

Принципы работы с детьми:

  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принцип наглядности.
  •  Принцип системности и последовательности.
  • Принцип доступности.

Виды развивающей деятельности:

  • беседа;
  • игротерапия;
  • психологические этюды;
  • релаксационные упражнения;
  • психогимнастика.

Формы и методы работы с родителями:

  • консультации;
  • беседы с детьми и родителями;
  • телеграмм канал;
  • информация в «Уголках для родителей»;
  • информация на сайте детского сада.

Система работы была выстроена   на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, в соответствии    с    разделом    рабочей    программы        педагога–психолога, «Коррекционно-развивающая работа» и направлена на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе.

Основу экспериментальной площадки положил вводный этап, с целью выявления актуальности проведения развивающей программы, мною был проведен констатирующий эксперимент. Я использовала комплекс методик Н.Н. Павлова, Л. Г. Руденко Экспресс-диагностика в детском саду для детей старшего школьного возраста.

Обобщив результаты я выяснила, что по показателям познавательной сферы у детей доминирует средний уровень – 45,4 %. У 18,2 % испытуемых доминирует высокий уровень. 36,4 % обучающихся обладают низким уровнем.

Подробные данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1 «Оценка показателей познавательной сферы»

Таким образом, большинство обследованных дошкольников имеют низкие показатели познавательной активности в соответствии с возрастной нормой. Этим была обусловлена актуальность нашего обращения к поиску путей формирования готовности к обучению к школе. В основе, которой лежит разработка и реализация развивающей программы, учитывающей с одной стороны психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, с другой основные характеристики познавательной активности как психолого-педагогического феномена.

Технология опыта.

Я руководствовалась тем, что важнейшей составляющей теоретической основы использования занятий направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе является уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития. Моя работа с детьми, проводится с учетом их психофизиологических особенностей. Система использования занятий строилась поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и нетрадиционных средств обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка.

Продолжительность занятия 25-30 минут.

Следуя этим разработкам, я выстроила содержательную часть программы в виде блочно-модульной модели:

  1. Модуль «Школа умников и умничек»: предусматривает у детей в процессе различных видов деятельности развивать такие компоненты познавательной активности как внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, стимулировать любознательность и познавательный интерес. Фрагмент занятия представлен в приложении А.
  2. Для проведения этих занятий используем методические пособия: М. Г. Григорьева Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками; Н. В. Зеленцова-Пешкова Игротерапия для дошкольников; Н. Ю. Куражева Программа психологических занятий с дошкольниками 6-7 лет; В. Л. Шарохина Психологическая подготовка детей к школе; Л. И. Катаева Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.
  3. Модуль Развитие речи: включает в себя занятия, направлены на развитие сосредоточенного внимания в интересах постижения предмета и развития их мышления и речи.
  4. Модуль «Занимательная математика»: входят занятия для развития логического мышления, развития творческих способностей, решения проблемных задач, требующих поиска на интересующие вопросы, направлены на познание средствами математики.

Для проведения этих занятий используем методические пособия: логические «Блоки Дьенеша»; «Палочки Кюизинера, развивающие игры Б. Б. Никитина, игры Воскобовича, логико-математические игры, счетные палочки, цифры, игра «Геоконт», схемы, плакаты, наглядные альбомы и пособия.

  1. Модуль «Мир вокруг нас»: входят занятия по развитию представлений детей об окружающем мире, проявления инициативнности, творческих способностей, через познавательно-исследовательскую деятельность и технологию коллекционирования.

5 модуль Телеграмм-канал «Любознайки». В содержательный раздел программы входит модуль, в который включена работа педагога по взаимодействию с родителями воспитанников. Тематический модуль работы педагога по взаимодействию с родителями «Телеграмм-канал» воспитанников с целью повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Фрагмент телеграмм-канала «Любознайки» представлен в приложении Б.

При реализации программы воспитания познавательной активности необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников. Практика показала, что работа по воспитанию познавательной активности у детей не будет полноценна без участия семей в образовательном процессе. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов.

Для этого мы включили в содержание этого блока комплекс совместных мероприятий детей и родителей подготовительной группы. С целью создания условий для вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность использовали дифференцированный подход, учитывая родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения в вопросах воспитания познавательной активности детей. Мероприятия для родителей организуются с периодичностью 1 раз в неделю. В содержание этого модуля входят консультации, мастер классы, развивающие игры и мультфильмы, досуги. При взаимодействии с родителями во время проведения мероприятий старались достичь поставленных воспитательных целей и задач.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а также настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Начало и конец занятия носят «ритуальный» характер и повторяются на нескольких занятиях, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности занятия, а также чувствовать себя более комфортно.

Перспективный план занятий модуля «Школа умников и умничек» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перспективный план занятий модуля «Школа умников и умничек»

Цель

Структура

Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг  с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания

Вводный этап:

Ритуал приветствия

 «Четыре стихии»

Основной этап:

Загадка

«Продолжи»

«Изучение правил поведения»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Задание на внимательность»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Вводный этап:

Ритуал приветствия

 «Бег ассоциаций»

Основной этап:

Упражнение «Лабиринт»

«Изображение предметов»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Запоминай порядок»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Упражнение «Узнай по контуру»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу; формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам..

Вводный этап:

Ритуал приветствия

«Попугай»

Основной этап:

Упражнение «Что на что похоже»

Упражнение «Игра с обручами»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Найди лишнее»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

Вводный этап:

Ритуал приветствия

«Воздух-земля-огонь-вода»

Основной этап:

«Загадки про буквы»

«Где правильно»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Задачи-шутки»

«Пары слов»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие когнитивной сферы, восприятия и и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.

Вводный этап:

Ритуал приветствия

Игра «Нос – пол - потолок»

Основной этап:

«Бывает - не бывает»

Упражнение «Конкретизация абстрактного»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Четвертый лишний» 

Игра «Сравни предметы».

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам, выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики рук.

Вводный этап:

Ритуал приветствия

«Незнайкины  небылицы»

Основной этап:

«Что спрятано»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Какой фигуры не стало?»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Развитие скорости мышления, активизация словаря (антонимы);

Развитие зрительной памяти и внимания;

Развитие детского словотворчества;

Совершенствование коммуникативных умений и навыков;

Развитие мелкой моторики;

Развитие конструктивного мышления.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия»

Разминка «Рассуждалочки»

Основной этап:

Игра “Запомни цвета”.

Посчитай количество.

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Зашифрованные сказки.

Прочитайте сказку, отгадав зашифрованные слова.

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие скорости мышления, активизация словаря (антонимы);

Развитие зрительной памяти и внимания;

Развитие детского словотворчества;

Совершенствование коммуникативных умений и навыков;

Развитие мелкой моторики;

Развитие конструктивного мышления.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия»

Разминка: «Назови, одним словом»

Основной этап:

Упражнение загадки.

Игра «Четвертый лишний»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Подбери парную картинку»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Формирование положительного отношения к школе.  Развитие  навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Упражнение «Задачи-шутки»

Основной этап:

Упражнение на развитие слуховой памяти.

Игра «Стираем и сушим белье»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «В чем отличия?»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие навыка совместной деятельности

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Упражнение загадки

Основной этап:

Игра «Назови одним словом»

Игра на развитие осязательной памяти

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Задание «Расставь фигуры в ряду так, чтобы ряды не повторялись».

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности. Обогащение словаря.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Упражнение «Задачи-шутки»

Основной этап:

Игра «Запомни картинку»

Игра «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Упражнение «Помоги судье»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие навыков общения, воображения, внимания.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Разминка: «Назови лишнее слово»

Основной этап:

Упражнение «Загадки»

Упражнение «Части суток»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Упражнение «Что раньше – что позже?»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие речи дошкольников, фонематического слуха.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Разминка

Основной этап:

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Игра «Подбери парную картинку»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Логики»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие навыка работы в парах. Развитие воображения.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Разминка

Основной этап:

Игра «Собери слова из букв»

«Какой буквы не стало?»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Читаем слоги, складываем слова»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие моторно-двигательного внимания

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

«Назови три предмета белого, синего, красного цвета»

Основной этап:

«Анализируем ряды»

«Что к чему подходит»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Легко-тяжело»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие навыков общения, работы в группе.  Развитие  мышления

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Разминка

Основной этап:

«Придумай загадку»

«Запиши буквы, как запомнил»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Назови слова»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие групповых отношений, навыков общения. Развитие памяти.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Разминка

Основной этап:

«Придумай загадку»

«Отвечаем быстро»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Цикл развития»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Развитие логического мышления, быстроты реакции.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

«Кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким?»

Основной этап:

Пропущенные цифры

Игра «Магазин ковров»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Больше, меньше или равно»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Формирование положительного отношения к школе.  Развитие зрительного восприятия.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия»

«Картинки-загадки»

Основной этап:

Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Упражнение  «Единственное  и множественное  число»
Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Составь предложение по схеме»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

1.Развитие внимания, воображения, речи

2.Сплочение детей

3.Снятия психоэмоционального напряжения

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Упражнение «Назови одним словом»

Основной этап:

«Запиши буквы, как запомнил»

 «Зашифрованные слова»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Прочитай по первым буквам»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

1.Развитие внимания, воображения, речи

2.Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля

3.Сплочение детей

4 Снятие напряжения

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

«Узнай по голосу»

Основной этап:

«Сравни картинки»  

 «Магазин»

«Я загадала…»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

« Белый – черный»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

1.Развитие памяти, речи, мышления

2.Формировать умение адекватно оценивать создавшуюся ситуацию

3.Формировать у детей умения общаться между собой

4.Развитие моторики

Вводный этап:

Разминка

«Дракон кусает свой хвост»

Основной этап:

«Лес, море»

«Выбери нужное»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Чем похожи и чем отличаются?»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

1.Развитие памяти, речи, мышления

2.Формировать умение адекватно оценивать создавшуюся ситуацию

3.Развитие моторики

4 Формирование адекватной самооценки

Вводный этап:

Разминка

«Доброе животное»

Основной этап:

Сравни картинки»  

«Вспомни все»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Тренировка внимания.

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

1 Развитие произвольного поведения, внимания, памяти

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Разминка

«Верно-неверно»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

2 Развитие эмоционально – волевых качеств у детей

3 Снятие психоэмоционального напряжения

4 Формировать умение следовать инструкции

Основной этап:

«Говори наоборот»

 «Придумай слово»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Назови одним словом»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

1.Развить способность переключения внимания

2. Формирование адекватной самооценки

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

 «Верно-неверно»

Основной этап:

«Придумай слово»

«Кто кем был? Что чем было?»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Логические концовки»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

1.Настрой на легкую адаптацию

2.Формирование психологической готовности к школе

3.Развитие памяти, воображения, речи

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

«Снежный ком»

Основной этап:

Игра «Закончи предложение»

Упражнение «Нарисуем школьные правила»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

4 Формирование адекватной самооценки

Упражнение «Третий лишний»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие памяти, мелкой моторики рук, навыка комбинирования, творческого мышления.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Слова на букву «С».

Основной этап:

Отгадай предмет по описанию.

Упр. «Найди такую же картинку»  

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Упражнение «Легко трудно»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие памяти, мелкой моторики рук, навыка комбинирования, способствовать расширению кругозора.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Игра «Пенал – ручка – дневник - тетрадка»

Основной этап:

Задание «Отличительные признаки»

Упражнение «Оцени ситуацию»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Паутинка»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, умение сравнивать.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Игра «Летает – не летает»

Основной этап:

Игра «Отгадай»

Игра «Продолжи предложение»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Упражнение «Составь рассказ»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, умение сравнивать.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

«Верно-неверно»

Основной этап:

Осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»

Игра. Определите, кто нарисован на картинках?

Упражнение «Я-школьник»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Самое-самое в школе»

Упражнение «Что можно сделать за перемену?»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умение действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

«Хлопни в ладоши»

Основной этап:

Противоречия в погоде

Проблемная ситуация

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Противоречия в ситуации

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

 развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Упражнение-разминка «Надувная кукла»

Основной этап:

Обсуждение «Кто есть кто»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Упражнение «Первая проба на роль»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

формирование у учащихся познавательного интереса к процессу обучения.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Игра-разминка «Ласковое имя»

Основной этап:

Беседа

Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Игра «Кораблик»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

настроить учащихся на позитивное восприятие окружающего мира.

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Игра-разминка «Чемпионат борьбы на пальцах»

Основной этап:

Беседа «Полосатое правило»

Упражнение «На что похоже»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Упражнение «Изобрази ситуацию»

Упражнение «Разные ладошки»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Продолжение таблицы 1

Цель

Структура

формирование у учащихся навыков группового взаимодействия

Вводный этап:

«Ритуал приветствия».

Упражнение – разминка «Улитка»

Основной этап:

Упражнение «Мы вместе»

Упражнение «Мы похожи друг на друга»

Упражнение «Ассоциации»

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Упражнение «Волшебные заросли»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Работа в рабочих тетрадях.

Заключительный этап

Рефлексия

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Результативность опыта.

С целью проверки эффективности разработанной и реализованной коррекционно-развивающей программы познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к обучению в школе, была проведена повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста с использованием того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе исследования. Повторная диагностика испытуемых детей позволила проследить положительную динамику по всем интересующим нас составляющим критериям познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Полученные данные на контрольном этапе исследования, свидетельствуют о том, что после проведения коррекционно-развивающей программы по показателям познавательной сферы у детей доминирует средний уровень – 72,7 (произошло усиление на 27,3 %). У 27,3 % испытуемых доминирует высокий уровень (произошло усиление на 9,1 %).

Подробные данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2 «Сравнительная оценка показателей познавательной сферы на констатирующем и контрольном этапах исследования»

Таким образом, старший дошкольный возраст является одним из самых значимых этапов развития познавательной активности детей. В таком возрасте активно развиваются все познавательные процессы, логические формы и логические операции. В качестве основного вида деятельности в развитии познавательных способностей старших дошкольников является развивающая игра. Использование игр является важным и необходимым условием развития познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Опыт моей работы может быть использован педагогами-психологами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагогический опыт в данном направлении:

  • опубликована статья: Травкина, Т. Г. Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей 6-7 лет на примере игры «Убираем урожай»  / Т. Г. Травкина. – Текст : непосредственный // Матрица научного познания. – 2022. – № 7-1. – С. 114–117.
  • опубликовано учебно-методическое пособие: «Школа умников и умничек» на ресурсе всероссийского информационно-образовательного портала «Академия педагогических проектов Российской Федерации».
  • получен диплом (1 место) по итогам всероссийского профессионального педагогического конкурса в номинации: «Подготовка детей к школе», в рамках реализации ФГОС ДО.

Практический опыт работы по данному направлению представлен коррекционным занятием «По дорогам сказки «Репка» https://www.youtube.com/watch?v=PUR8vlmCZKo&list=PLnZ9t4Q3-vekpVipXbVCkaqNFOL43zjPo&index=2

Список использованных источников

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : АКАДЕМИЯ, 2012. – 270 с.
  2. Ганичева, И. В. Телесно-ориентированые подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И. В. Ганичева. – М. : Книголюб, 2012. – 136 с.
  3. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика – Пресс, 1999. – 440 с. – ISBN 978-5-17-055694-6. – Текст : непосредственный.
  4. Колос, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации / Г. Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2013. – 380 с.
  5. Копытина, А. И. Арт-терапия – новые горизонты / А. И. Копытина. – М. : Когито-Центр, 2012. – 336с.
  6. Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2003. – 439 с. – ISBN  5-89357-140-1. – Текс : непосредственный.
  7. Логинова, Л. А. Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста / Л. А. Логинова. – Текс : непосредственный // Вестник научных конференций. – 2021. – № 7-2(71). – С. 88–90.
  8. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2006. – 608 с. – ISBN 978-5-7695-8094-9.– Текст : непосредственный.
  9. Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин. – Москва : Лист Нью, 2004. – 186 с. – ISBN 5-7871-0046-8. – Текс : непосредственный.
  10. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. – М. : Питер, 2006. – 237 с.
  11. Плешкова, Н. Л. Психологические аспекты образовательного пространства детского сада и психическое здоровье дошкольников / Н. Л. Плешкова, В. Ю. Иванова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 5 (29). – С. 26-35.
  12. Туктанова, А. В. Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского фольклора / А. В. Туктанова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. – 2015. – С. 492-497.
  13. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – 2-е изд., доп. – М. : Психотерапия, 2009. – 544 с.

Приложение А

Фрагмент занятия модуля «Школа умников и умничек»

Занятие 1

Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг  с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

Ход занятия:

Вводный этап:

Ритуал приветствия:

Для проведения упражнения используется «кубик настроений», на гранях которого расположены изображения смайликов с разным настроением. Ребёнок здоровается, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке.

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга с разным настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений». Какое приветствие вызвало у вас приятные чувства?

 «Четыре стихии»

Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с  ними,  если  он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз,  если  слово  «вода»  - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» -  вращение  руками  в  локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

Основной этап:

Загадка

Стоит лом:

Кто в него войдет

Тот и ум приобретет. (школа)

Психолог: Ребята, скоро вы станете школьниками. Когда вы пойдете в школу?

«Продолжи»

В детском саду - воспитатель, а в школе- учитель.

- У нас - занятия, а в школе- уроки.

- В детском саду столы, а в школе – парты.

- В школе есть столовая, а в детском саду – кухня.

- В школу ходят с портфелями или с рюкзаками, а в детский сад - хочешь сумочку возьми или без нее.

- В детском саду дети спят, а в школе нет.

- В школе классы, а в детском саду - группы.

- В школе меньше игрушек, а в детском саду больше.

«Изучение правил поведения»

Ребята во время наших занятий мы с вами будим путешествовать по волшебной Стране знаний, а в ней есть свои правила. Мы с вами не можем отправится в эту страну не изучив их.

  1. Заходя в школу, не шуми, ведь идут уроки.
  2. Не бегай по коридору, а ходи спокойно.
  3. Будь вежлив с учителями и одноклассниками
  4. На уроке не шуми, слушай внимательно учителя.
  5. Сиди за партой правильно, не крутись.
  6. Не подсказывай и не списывай у других. Все делай сам и дай другим такую возможность.

Физминутка «Зарядка с Пандой»

Психолог: Вы наверное устали. Я вам предлагаю немного отдохнуть и сделать физминутку. Для этого встанем, выйдем из-за столов, посмотрим на экран. Повторяем движения за пандой.

Психолог: и так, мы начинаем наше путешествие в Школу умников и умничек. На протяжении всего путешествия и всех занятий нас будет сопровождать «Профессор ума». Он для вас приготовил небольшое испытание, тот, кто правильно выполнит задание, будет считаться его учеником.

«Задание на внимательность»

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Психолог: кладем ладошки на стол, перед собой. Повторяем за мной.

*Примечание: данное кинезиологическое упражнение будет повторятся на каждом занятии перед работой в тетрадях. На первом занятии  выполняем медленно, для того, чтобы дети усвоили технику. При дальнейших занятиях скорость увеличивается. Когда дети освоят технику, ведущим упражнения можно ставить ребенка.

Работа в рабочих тетрадях.

Дети выполняют задание в рабочих тетрадях  

Заключительный этап

Рефлексия

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Какие задания выполняли?
  • Кто нас сопровождал на занятии?
  • В какое путешествие попали?
  • Вам понравилось?

Психолог: сегодня у вас был важный день. Профессор Ума дал вам  задание,с которым вы успешно справились. Впереди у вас много ответственных поручений.

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Дети стоят в кругу. Педагог выставляет вперед правую руку, четыре пальца которой согнуты в кулак, а большой палец поднят вверх. Следующий по кругу ребенок берется своей правой рукой за большой палец ведущего, а свой большой палец поднимает вверх и т. д. Затем присоединяются другие участники. После того, как «башня» построена все хором говорят: «До свидания!» и поднимают дружно руки вверх.

Занятие № 2

Цель: развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Ход занятия:

Вводный этап:

Ритуал приветствия: см. занятие 1

 «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе»

Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает  вопрос:  «Какие  слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении  идет  поиск интересных, приятных не только игровых, но  и  учебных  моментов  в  понятии «школа».

Основной этап:

Упражнение «Лабиринт»

Психолог: сегодня нам с вами путь преграждает непростой лабиринт, и попасть в эту нам нужно преодолев этот лабиринт. Итак, в путь!

«Изображение предметов»

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные  дети  его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

Физминутка «Зарядка с Пандой»

«Запоминай порядок»

Ход: Психолог показывает несколько изображений.  Через  20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

Упражнение «Узнай по контуру»

Детям на доске показываются карточки с наложенными друг на друга изображениями предметов. Им нужно перечислить все изображенные предметы.

Кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Кулак-Ребро-Ладонь»

Психолог: кладем ладошки на стол, перед собой. Повторяем за мной.

*Примечание: данное кинезиологическое упражнение будет повторятся на каждом занятии перед работой в тетрадях. На первом занятии  выполняем медленно, для того, чтобы дети усвоили технику. При дальнейших занятиях скорость увеличивается. Когда дети освоят технику, ведущим упражнения можно ставить ребенка.

Работа в рабочих тетрадях.

Дети выполняют задание в рабочих тетрадях  

Заключительный этап

Рефлексия

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Какие задания выполняли?
  • Кто нас сопровождал на занятии?
  • В какое путешествие попали?
  • Вам понравилось?

Психолог: сегодня у вас был важный день. Профессор Ума дал вам  задание,с которым вы успешно справились. Впереди у вас много ответственных поручений.

Ритуал прощания «Башня дружбы»

Дети стоят в кругу. Педагог выставляет вперед правую руку, четыре пальца которой согнуты в кулак, а большой палец поднят вверх. Следующий по кругу ребенок берется своей правой рукой за большой палец ведущего, а свой большой палец поднимает вверх и т. д. Затем присоединяются другие участники. После того, как «башня» построена все хором говорят: «До свидания!» и поднимают дружно руки вверх.


Приложение Б

Работа Телеграмм-канал «Любознайки»

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...