Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Елена Юрьевна Русакова

Возрастные особенности музыкального развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_muzykalnogo_razvitia.docx29.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников  с проблемами

Возраст детей:

Нормальное разв. дети

Дошкольники с наруш. речи и с ЗПР

Дошкольники с наруш. интеллекта

Дошк. с наруш.слуха (слабослышащие)

Дошкольники с наруш. зрения

3-4 года

Проявляются яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера.Слуховые ощущения более дифференцированны, различают высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, тембровую окраску (металлофона, барабана), возникает интерес к содержанию музыкальных произведений, способность сравнивать музыкальные образы между собой, соотносить их с явлениями жизни, делать первые обобщения; наблюдаются выраженные предпочтения музыкальных произведений, желание заниматься музыкой, активно действовать. При незначительной помощи взрослого они самостоятельно поют небольшие песенки, овладевают простейшими движениями: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку, согласуя движения с ее характером и формой музыкального произведения.

Возникает эмоц. отклик на музыку, ее контрастный, ярко изобр.характер. Дети сосредоточиваются на ее звучании только при использовании зрительной опоры (игрушек), действий с ними взрослого под музыку, различают звуки по тембру (какой инструмент играет?), высоте (птички-птенчики). Дети постепенно при эмоциональной активизации взрослого включаются в совместное с ним пение — подпевают слоги, отдельные слова, подражая его интонации. У этих детей наблюдается вялость праксиса, несформированность вокально-слуховой координации, сложности пения в ансамбле как следствие несовершенства внимания, его концентрации и самоконтроля. Большинство детей передают простой ритм в ходьбе, реагируют сменой движений на изменение характера музыки (маршевого, плясового, спокойного), подражая действиям педагога, выполняют элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), танцевальные движения (притопывают, кружатся на месте, вращают кистями рук, прыгают на двух ногах, пружинят), передают имитационные образные движения «Зайки прыгают», «Птички летают», «Медведь ходит», «Кукла танцует» в музыкальных играх. Движения под музыку недостаточно произвольны, хаотичны, организуются только по показу и с вербально-эмоциональной поддержкой взрослого. Наблюдаются неловкость, недостаточная скоординированность, синкинезии. Затруднена пространственная ориентация при движениях в играх и плясках.

Эмоциональный отклик на музыку выражен недостаточно и возникает при активизации его взрослым с использованием наглядных средств. С опорой на зрительно-игровую основу (птички-птенчики) дети различают звуки по высоте, динамике (громко, тихо). Только при подражании взрослому появляются первые певческие интонации: подпевание слогов, слов. Пение может сопровождаться простейшими движениями: притопами и кружением на месте, хлопками в ладоши, вращением кистями. С помощью взрослого дети пытаются преодолевать трудности ориентации в пространстве зала, менять движения с изменением музыки, передавать элементарными имитационными движениями музыкальный образ в игре. Произвольность движения снижена, согласованность с музыкой очень относительная, что особенно заметно в движении в играх и плясках. Лучше удаются танцевально-игровые движения на месте со знакомыми предметами (платочками, погремушками).

Развитие музыкального восприятия осуществляется с помощью индивидуальных звукоусиливающих аппаратов в электромагнитном поле (создаваемом индуктивной установкой) и без применения аппаратуры. Дети могут вслушиваться в звучание музыки и откликаться на ее контрастный характер (веселый, спокойный) на слуховой и слухозрительной основе. При поддержке взрослого они проявляют двигательную активность, на музыку разного характера реагируют сменой движений, а на изменение ее регистрового звучания. дают ответную реакцию, которая обязательно подкрепляется образно-зрительной опорой (птичка, зайчик, медведь). В процессе восприятия музыки дети реагируют на изменение ее звучания (длительное, непрерывное, прерываемое), а в движении на изменение ее темпа, динамики (громко, тихо), характера (маршевого, плясового, спокойного). В песнях,  дети подпевают отдельные слога, слова песен, сопровождая их движениями (хлопками, притопываниями, покачиваниями), игрой на детских ударных инструментах, при этом отмечаются трудности в передаче ритма и темпа. Совместно со взрослым дети овладевают простейшими действиями под музыку на месте и в движении в пространстве, с предметами (флажками, погремушками, платочками), выполняют имитационные образные движения в играх. В процессе музыкальной деятельности формируется связанный с ней элементарный речевой материал.

Эмоционально откликаются на музыку с вербальной поддержкой взрослого, вслушиваются в звучание музыки, различают в музыкально-дидактических играх высокие и низкие звуки и закрепляют это игровыми движениями рук вверх, вниз, распознают динамические оттенки ,включаются в пение взрослого, подпевают ему отдельные слоги, слова,  и фразы, сопровождают пение движениями в игре-пляске. Наблюдаются слабость артикуляционной моторики, несформированность вокально-слуховой координации, ограниченность диапазона. Относительно ритмично двигаются во время ходьбы, бега, выполняют по образцу и со словесно-игровой поддержкой взрослого простые движения с предметами ,несложные танцевальные движения, в том числе с игрушками (куклой, мишкой), притопывают ногой, кружатся на месте, хлопают в ладоши, передают движения знакомых образов в музыкальных играх. Затруднена ориентация в пространстве, имеются сложности в самостоятельном согласовании движений с музыкой, проявляются скованность и схематичность в передаче образа в играх.

4-5 лет

Дети испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на нее, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (марш, песня, танец), отдельные средства выразительности, узнают типичные музыкальные образы, знакомый музыкальный инструмент, на котором исполняется произведение, выражают свои впечатления от услышанной музыки в диалоге со взрослым. Они самостоятельно, а также с поддержкой взрослого или с аккомпанементом поют несложные песни достаточно выразительно, передавая общий характер и направление мелодии. С желанием выполняют музыкально-ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства выразительности, общий рисунок в танцах, особенности образов в музыкальных играх, овладевают способами игры на различных ударных детских музыкальных инструментах, воспроизводя простые песенки-ритмы, пытаются импровизировать.

Постепенно накапливаются музыкальные впечатления, появляются интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость. Определяют звуки по высоте, длительности, тембру, элементарный характер, жанр музыки (при поддержке взрослого, использовании наглядной опоры; могут связывать знакомые мелодии с образами животных. Дети испытывают трудности в запоминании и узнавании музыкальных произведений. Певческие особенности выражаются в несовершенстве интонирования, слабости голоса, коротком дыхании, вялой дикции. Дети реагируют на начало и конец песни по сигналу или музыкальному вступлению, подпевают и исполняют простые песенки с музыкальным сопровождением и вместе со взрослым, пытаясь подражать его интонациям. Дети испытывают сложности в передаче в движениях динамики, темпа, формы музыкального произведения. Они выполняют совместно со взрослым, со словесной опорой и показом несложные музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки, несложные действия с предметами (платочками, флажками, листьями, цветами), образные, большей частью имитационные движения в музыкальных играх. В результате коррекционной работы музыкальная деятельность становится более произвольной, организованной, целенаправленной, однако дети еще недостаточно самостоятельны.

        

Проявляют положительную реакцию на музыку, однако эмоциональная отзывчивость выражена неярко. С помощью взрослого в процессе выполнения движений они различают музыку разного характера (марш, пляску, колыбельную). В музыкально-дидактических играх с опорой на знакомые образы определяют звуки по, тембру (узнай инструмент). В процессе пения подпевают взрослому, подражая его интонации; поют коллективно только с музыкальным сопровождением. В пении наблюдаются трудности самоконтроля, слабость вокально-слуховой координации, вялость дикции, сложности в осмыслении содержания песни, сложности в запоминании и сохранении вокального произведения в памяти. По показу взрослого выполняют различные музыкально-ритмические движения, реагируют на двухчастную форму, характер, темп музыки, испытывают трудности, прежде всего в передаче динамики, выполняют движения в различных построениях выполняют простые движения с предметами в танцевальных движениях кружатся на месте, хлопают в ладоши, притопывают ногой, кружатся по одному и в парах. Наблюдается моторная неловкость, дискоординации движений при ходьбе, сложности самостоятельного согласования движений с музыкой.

Развитие музыкального восприятия проводится на основе остаточного слуха как с применением звукоусиливающей аппаратуры в электромагнитном поле, так и без ее использования. С поддержкой взрослого в процессе движения дети реагируют на изменение звучания музыки, на начало и окончание, регистры (низкий, средний, высокий), темп (быстро, медленно), динамику (громко, тихо), характер (спокойный, веселый, маршевый). В этом возрасте расширяются голосовые возможности детей, увеличивается диапазон, дети овладевают разновысотным звукоизвлечением с использованием игровых звукоподражаний (мяу — кошка, топ — мишка и т.д.), начинают активно совместно со взрослым участвовать в пении, В процессе коррекционной работы дети преодолевают сложности в овладении музыкально-ритмическими движениями: в передаче средств музыкальной выразительности, в овладении навыками движений под музыку (ходьба, бег, прыжки, движения с предметами и без них), простейшими навыками игры на музыкальных инструментах, выполняют несложные движения в плясках, передают образные движения в играх, сочетая их с ритмико-речевыми упражнениями, составленными из характерных слов, слогов.

Проявляют интерес к музыке, эмоционально на нее реагируют, различают высоту звуков, динамические оттенки (громко, тихо), тембр голоса и музыкальных инструментов, контрастный характер, двух-трехчастную форму музыкального произведения, после предварительной беседы с взрослым о содержании песни включаются в совместное с ним пение, подражая интонации, передают простые мелодии, поют с музыкальным сопровождением. Движения в пространстве несколько затруднены, проявляется недостаточная сформированность моторики, поэтому дети с вербальной поддержкой взрослого двигаются врассыпную, по кругу, взявшись за руки, в парах. Ритмичность движений больше проявляется в ходьбе, нежели в беге и прыжках на месте, дети выполняют легкие подскоки, пружинящие движения, передают различный темп и характер музыки в движениях, несложные плясовые движения с предметами и без них, используют образные движения в играх, хороводах. В образно-игровых движениях появляется стремление к самостоятельности.  

5-7лет

с  интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выраз-ти, соотносят с явлениями и образами окружающего, делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, определяют ее жанр, различают сольные и хоровые вокальные произведения, музыкальные инструменты по тембровому звучанию в симфоническом оркестре, с опорой на конкретный музыкальный образ, определяют форму музыкального произведения. Певческие интонации более устойчивы, дети выразительно, звонко исполняют несложные песни в удобном диапазоне, приобретают певческие навыки ,поют индивидуально и в хоре. Продолжают овладевать «языком движений»,, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки передают образ, овладевают танцевальными движениям., играют на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, проявляют творчество в разных видах музыкальной деятельности. Появляется песенное, музыкально-игровое творчество, выражающееся в способности к импровизации музыкально-игровых образов, игре на детских музыкальных инструментах, сочинению несложных песенок

Продолжают накапливаться музыкальные впечатления и вырабатываться адекватная эмоциональная отзывчивость на музыку, формируются общие и музыкальные представления, совместно со взрослым в диалоге делаются первые обобщения о музыке, дети высказывают свои впечатления, однако односложными образами. Они различают характер музыки, жанры музыки (марш, песня, танец) с наглядной поддержкой, узнают знакомые музыкальные произведения по мелодии, с различной отсрочкой во времени, проявляют интерес к игре на детских музыкальных инструментах, распознают их по звучанию и звукоизвлечению (ударные, духовые, струнные, клавишные). В этом возрасте продолжают формироваться вокальные и хоровые навыки, умение вместе начинать и заканчивать песню, регулировать дыхание во время пения, целиком произносить все фразы, соблюдать темп песни, с опорой на аккомпанемент правильно воспроизводить мелодию, регулировать силу голоса в пении. Однако напевность, выразительность голоса еще недостаточно развиты. Дети выполняют различные ритмические движения под музыку (ходьбу, бег, прыжки), с поддержкой взрослого (по показу или словесной инструкции) передают средства выразительности (характер, темп, форму, динамику); в играх, упражнениях используют несложные танцевальные движения в парах, пространственные перестроения врассыпную, по кругу, движения с предметами и без них, стараются эмоционально воспроизводить знакомые образы персонажей в музыкальных играх. Появляется самостоятельность и целенаправленность в музыкальной деятельности, наблюдаются элементы проявления танцевально-игрового творчества.

Возникает интерес к музыке, но он неустойчив, недостаточно выражена отзывчивость на музыку разного характера, неадекватные реакции при восприятии музыкального произведения, слабая концентрация внимания, неумение дослушать музыку до конца. Жанровую принадлежность музыки не определяют без взрослого. Затрудняются в запоминании музыкальных произведений, узнают их с небольшой временной отсрочкой.затруднено различение звуков по силе (динамике), длительности (ритму) при достаточной сохранности различения звучания звуков по высоте. У детей наблюдаются несовершенство певческой деятельности, прерывистое дыхание, вялая, размытая дикция, нарушение вокально-слуховой координации.. По показу или словесной инструкции взрослого они выполняют движения в соответствии с характером и другими средствами выразительности музыкального произведения, передают танцевальные движения в парах, по одному, в различных пространственных композициях После предварительного словесного обсуждения со взрослым характерных особенностей знакомых образов передают их в доступной форме в музыкальных играх.

Проявляются интерес, эмоциональный отклик на музыку разного характера в живом исполнении и грамзаписи, желание выражать свое отношение к музыкальному произведению, связывать содержание, звуки музыки с образами окружающего мира. С помощью взрослого дети определяют средства выразительности музыки жанровую принадлежность музыки, соотносят высоту звучания музыкальных инструментов детского оркестра с регистрами фортепиано. Развивается ритмичность в ритморечевых упражнениях сочетающихся с движениями и с использованием музыкальных инструментов. Дети передают движениями отдельные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), регистры, характер музыки (спокойный, плясовой, маршевый); под музыку выполняют разновидности ходьбы (плавно, мягко, стремительно, по одному, в колонне, врассыпную, парами), бега, перестроения (в колонну, шеренгу, круг), упражнения с предметами, несложные танцевальные движения (шаг с приседанием, поскоки, легкие прыжки, шаг польки), овладевают выразительностью в передаче игровых образов различного характера, осваивают навыки игры на детских музыкальных инструментах в шумовом оркестре, проявляют творчество в разных видах музыкальной деятельности.

Эмоциональная отзывчивость проявляется более ярко, дети различают характер музыки (спокойный, веселый), средства музыкальной выразительности (темп, несложный ритм, динамику), двух-трехчастную форму музыкального произведения. Певческая деятельность становится дифференцированной: появляется напевность, налаживается вокально-слуховая координация, улучшается качество коллективного пения. Музыкально-ритмические движения приобретают некоторую выразительность, дети двигаются в соответствии с раз-личным характером музыки, передают темп, динамику, форму, ритм в плясках, упражнениях и играх, выполняют перестроения в пространстве (в кругу, шеренге, колонне, в парах), различные основные движения (легкий, летящий, с высоким подъемом бег, спокойный, бодрый шаг), исполняют танцевальные движения (галоп, кружения парами, шаг с притопом), различные движения руками с предметами и без них, выполняют образные движения персонажей в музыкально-игровых постановках. У детей проявляются такие виды творчества, как музыкально-игровое и танцевальное.

Вывод:

Понимание возрастных особенностей музыкального развития детей с различными проблемами позволяет музыкальному руководителю правильно определять содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя             С каждым ...

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...

Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами в развитии

В статье анализируются особенности музыкального развития нормально развивающихся  детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"

Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу....