РППС в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Сухарникова Анастасия Васильевна

Данная консультация поможет воспитателям подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР в организации и наполняемости центров в групповом помещении в соответствии с программой Н.В.Нищевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_podg._k_shkole_gruppe.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая  предметно-пространственная  среда

 в групповом помещении

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ  ГРУППА)

согласно  комплексной

образовательной программы

дошкольного образования

для детей с ТНР  с 3 до 7 лет      

Нищевой Н.В.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной  среде группового помещения в группе компенсирующей направленности

         Последний год пребывания дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.

Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе.

         Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.

          6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре « Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.

Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, т.к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения.  Однако дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали.

В таком ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь.

             В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущей возрастной группе.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.

Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.

Центр «Будем говорить правильно»

1.     Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.     Стульчики для занятий у зеркала.

3.     Полка или этажерка для пособий.

4.     Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.

5.     Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

6.    Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

7.     Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.

8.     Сюжетные картины.

9.     Серии сюжетных картин.

10.   Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

11.   Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предло-жений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.).

12.    Игры для совершенствования грамматического строя речи.

13.    Лото, домино, игры - «ходилки» по изучаемым темам.

Центр науки и природы

  1. Стол для проведения экспериментов.
  2. Стеллаж для пособий.
  3. Резиновый коврик.
  4. Халатики, передники, нарукавники.
  5. Природный материал: песок, глина, разная по составу земля, камушки, минералы, ракушки, семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.
  6. Сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода.
  7. Пищевые красители.
  8. Емкости разной вместимости: пластиковые контейнеры, стаканы.
  9. Совочки, ложки, лопатки, воронки, сито.
  10. Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла.
  11. Аптечные весы, безмен.
  12. Песочные часы.
  13. Технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты.
  14. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл.

15.       Соломка для коктейля разной длины и толщины.

16.      Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

17.      Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

18.      Коврограф.

19.      Игра. «Времена года».

20.      Календарь природы, календарь погоды.

21.       Комнатные растения с указателями, алгоритм ухода за комнатными растениями.

22.       Инвентарь для ухода за комнатными растениями: леечки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы, кисточки и т. п.

23.      Настольно-печатные дидактические игры для формирование первичных естествен-нонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Звери наших лесов» и т. п.)

24.        Альбом «Мир природы. Животные».

25.        Альбом «Живая природа. В мире растений».

26.        Альбом «Живая природа. В мире животных».

27.        Валеологические игры, экологические игры («Мои помощники», «Да и нет», «Можно и нельзя» и др.).

Центр «Наша библиотека»

  1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
  2. Стол, два стульчика, мягкий диванчик.
  3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
  4. Два – три постоянно меняемых детских журнала.
  5. Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов.
  6. Иллюстративный материал, репродукции картин известных художников.
  7. Альбом «Знакомим с натюрмортом».
  8. Альбом «Знакомим с пейзажной живописью».
  9. Книжки-самоделки.
  10. Картотека загадок, скороговорок, пословиц, поговорок
  11. Альбомы из серии «Путешествие в мир живописи».

Центр математического развития

1. Разнообразный счетный материал.

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски

  • коврографа.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат», «Геоконт-конструктор» и др. игры)

4.  Схемы и планы (групповая комната, групповой участок, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.).

5. Наборы объемных геометрических фигур.

6. «Волшебные часы» (дни недели, месяцы).

7. Действующая модель часов.

8. Счеты, счетные палочки.

9. Наборы развивающих заданий (по А. А. Заку).

10. Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты самостоятельной творческой деятельности детей.

11. Учебные приборы (весы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомеры для детей и кукол).

12. Дидактические математические игры, придуманные и сделанные самими детьми.

13. Математические лото и домино.

14. Рабочие тетради по числу детей.

15. Играйка 10.

16. Играйка 11.

Центр конструирования

  1. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
  2. Мелкий конструктор типа «Lego» или «Duplo».
  3. Игра «Танграм».
  4. Разрезные картинки (8–12 частей, все виды разрезов), пазлы.
  5. Различные сборные игрушки и схемы сборки.
  6. Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.
  7. Кубики с картинками по всем изучаемым темам.
  8. Блоки Дьенеша.
  9. Материалы для изготовления оригами.

Центр «Учимся строить»

1.   Строительные конструкторы (средний, мелкий).

2.   Тематические конструкторы («Город», «Квартира» и др.).

3.   Небольшие игрушки для обыгрывания построек.

4.   Транспорт средний, мелкий.

5.   Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, контейнеры, цистерны).

6.   Специальный транспорт («скорая помощь», пожарная машина и т.п.).

7.   Строительная техника (бульдозер, экскаватор, подъемный кран).

8.   Сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн).

9.   Макет железной дороги.

10. Действующая модель светофора.

11. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр художественного творчества

  1.  Восковые и акварельные мелки.
  2. Цветной мел.
  3. Гуашь, акварельные краски.
  4. Фломастеры, цветные карандаши.
  5. Пластилин, глина, соленое тесто.
  6. Цветная и белая бумага, картон, кусочки обоев, наклейки, ткани, нитки, ленты, тесьма, самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты, плакаты и другие материалы, необходимые для изготовления поделок.
  7. Контейнеры с бусинами, контейнер с бисером.
  8. Мотки проволоки и лески разного сечения.
  9. Рулон простых белых обоев.
  10. Кисти, палочки, стеки, ножницы.
  11. Трафареты, клише, печатки.
  12. Клейстер, клеевые карандаши.
  13. Доски для рисования мелом, фломастерами
  14. «Волшебный экран».
  15. Пооперационные карты выполнения поделок.
  16. Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулине, цветная шерстяная пряжа.
  17. Емкость для мусора.

Физкультурный центр

1.    Мячи малые, средние разных цветов, мячи фитболы.

2.    Мячики массажные разных цветов и размеров.

3.    Обручи (малые и большие).

4.    Канат, толстая веревка, шнур.

5.    Флажки разных цветов.

6.    Гимнастические палки.

7.    Кольцеброс.

8.    Кегли.

9.    «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

10.  Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

11.  Детская баскетбольная корзина.

12.  Длинная и короткая скакалки.

13.  Бадминтон, городки.

14.  Томагавк, летающие тарелки.

15.  Ребристые дорожки.

16.  Нетрадиционное спортивное оборудование.

17.  Тренажер из двухколесного велосипеда.

18.  Гимнастическая лестница.

19.  Поролоновый мат.

Музыкальный центр

 

1.     Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

2.     Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

3.     Ложки, палочки, молоточки, кубики.

4.     Звучащие предметы-заместители.

5.     Музыкальный центр и СD с записью голосов природы, детских песенок, музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя).

6.     CD с записью музыкального сопровождения для театрализованных представлений, подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

7.     Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски», «Какая музыка»).

8.     Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).

Центр «Мы играем в театр»

1. Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра.

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок.

4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, стержневой, настольный, перчаточный).

5. Пособия и атрибуты для «Развивающих сказок».

6. Музыкальный центр и СD c записью музыки для спектаклей.

7. Большое настенное зеркало, детский грим, парики.

Центр «Наша Родина – Россия»

1. Дерягина Л. Б. Наша Родина – Россия. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

2. Серия картин к пособию Е. Р. Железновой. Серия интегрированных занятий

для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

3. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.– СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

4. Нищева Н. В. Москва – столица России. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

5. Портрет президента России.

6. Российский флаг.

7. CD с записью гимна России.

8. Куклы в костюмах народов России.

9. Игрушки, изделия народных промыслов России.

10. Альбомы и наборы открыток с видами родного города, Москвы, крупных городов России.

11. Глобус, карта мира, карта России, карта родного города.

12. Макет центра родного города.

13. Альбом-самоделка «Наш город» (рисунки и рассказы детей).

Центр сюжетно-ролевой игры

  1. Куклы «мальчики» и «девочки».
  2. Куклы в одежде представителей разных профессий.
  3. Комплекты одежды для кукол по сезонам.
  4. Комплекты постельных принадлежностей для кукол.
  5. Кукольная мебель.
  6. Набор мебели для кухни (плита, мойка, стиральная машина).
  7. Набор мебели «Парикмахерская».
  8. Кукольные сервизы.
  9. Коляски для кукол.
  10. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр.
  11. Атрибуты для ряжения.
  12. Предметы-заместители.
  13. Большое настенное зеркало.

Центр «Здоровье и безопасность»

1.    Настольно-печатные дидактические игры по направлениям «Здоровье», «Безопасность».

2.    Безопасность. Рабочие тетради №1, №2, №3, №4.

3.    Правила дорожного движения для дошкольников.

4.    Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Перекресток».

5.    Действующая модель светофора.

6.   Книжка-раскладушка «Один на улице, или безопасная прогулка».

7.   Плакаты.

Центр «Мы учимся трудиться»

1.     Контейнеры с гайками, болтами, гвоздиками.

2.     Набор «Маленький плотник».

3.     Приборы для выжигания.

4.     Заготовки из дерева.

5.     Схемы изготовления поделок.

6.     Корзинка с материалами для рукоделия.

7.     Контейнер для мусора.

8.     Щетка.

9.     Совок.        

10.   Халаты, передники, нарукавники.

Подготовила: учитель-логопед Сухарникова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Художетсвенная школа Зимы"

Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность.Задачи: Образовательные:-      Закрепить произношение длинных и коротких звуков на слоги &la...

Перспективный календарно – тематический план работы по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин) детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год

Знакомство с репродукциями картин художников и беседа по ним - очень важная и необходимая составляющая работы специалистов в группах компенсирующей направленности. И в массовых группах - раз...

Игровое подгрупповое занятие речевой направленности «Мы скоро пойдём в школу» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Цель: Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, как одного из важных составляющих компонентов готовности детей к обучению в школе.Задачи:1.Образовательные:* Расширять ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...