КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР в старшей группе по теме «В мире звуков»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Вершинина Ирина Валерьевна
Образовательные задачи: - познакомить детей с термином «Речевой звук»; - познакомить детей с органами артикуляционного аппарата; - закрепить знания детей о значении охраны органов слуха от вредных воздействий; - закрепить представления детей о домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45

Колпинского района г. Санкт - Петербурга 

КОНСПЕКТ

 непосредственно образовательной деятельности

с использованием ЭОР в старшей группе

по теме «В мире звуков»

Составила: учитель-логопед

Вершинина И. В.

г. Санкт-Петербург

Колпино

2017

Цель: 

сформировать у детей представления о звуках; создать условия, подготовить основу (базу) для последующего формирования и развития правильного звукопроизношения.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

- познакомить детей с термином «Речевой звук»;

- познакомить детей с органами артикуляционного аппарата;

- закрепить знания детей о значении охраны органов слуха от вредных воздействий;

- закрепить представления детей о домашних животных.

2. Развивающие задачи:

- развивать умения и навыки по опознанию и дифференциации фонем в речевом потоке;

- формировать артикуляторные умения и навыки;

- развивать мимическую мускулатуру;

- развивать внешние основы эмоций;

- формировать логическое мышление;

- развивать координацию речи с движением.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым.

Оборудование:

Зеркала на каждого ребенка, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, компьютер,CD-диски «Домашний логопед»(ID COMPANY, 2008) и «Логопедические распевки» Овчинниковой Т.С., «Сказка о веселых язычках», выполненная в виде презентации Microsoft Office PowerPoint, компьютерные изображения (пиктограммы), символизирующие эмоциональное состояние человека, магнитофон.

Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)

1.Оргмомент

Логопед и дети здороваются друг с другом, дети садятся на стулья перед монитором компьютера и приступают к выполнению психогимнастики.

Логопед:

- Ребята, посмотрите на эти лица.

На экране монитора появляются пиктограммы.

- Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Далее выполняют мимические упражнения.

Логопед:

- Ребята, возьмите зеркала, они вам помогут, а теперь изобразите злую Бабу Ягу. Дети изображают. На экране монитора появляется картинка с изображением данного сказочного персонажа.

- Доброго волшебника. Дети изображают. На экране монитора появляется картинка с изображением данного сказочного персонажа.

- печальную Аленушку. Дети изображают. На экране монитора появляется картинка с изображением данного сказочного персонажа.

2. Сообщение темы НОД

Логопед:

- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3. Развитие слухового внимания

Логопед:

- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки .

Проводится игра «Молчанка».

Что вы услышали? (Ответы детей). Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по - разному. Послушайте эти звуки.

Логопед демонстрирует игру на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

- Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела.

На экране монитора демонстрируется изображение уха.

-Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.) На экране монитора демонстрируются соответствующие картинки.

- Сейчас мы с вами проверим, у кого самый лучший слух.

Далее следует проведение игры «Звуковичок».

Цель данной игры: сформировать умение сосредотачиваться на звуке, слышать, узнавать и различать неречевой звук (различение звуков природы, бытовых шумов и т.д.), т.е. развить у детей слуховое внимание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный диск «Домашний логопед».

Ход игры:

Логопед демонстрирует детям экран монитора с изображением различных предметов, которые способны издавать какой - либо звук (телефон, собака, речка, птицы и т.д.), предлагает назвать эти предметы. Слева от изображений находятся два окна. Педагог объясняет детям: «Сейчас вы услышите звук и увидите 2 картинки с предметами, вам нужно выбрать  (угадать) тот предмет, который издает звук, а я «перетащу» его «мышкой» на картинку. Если вы выберете картинку верно – вам скажут: «Молодец», а если ошибетесь – услышите: «Не правильно».

4. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Логопед читает стихотворение, на определенный звук включает магнитофон, на котором записано звучание данных звуков.

Где-то собаки рычали:

-Р-Р-Р!

В стойле коровы мычали:

- МММУУ!

В комнате мухи жужжали:

-ЖЖЖ!

Мимо машины бежали:

-ТРРР!

Гудели от ветра все провода:

-ЗЗЗнь!

Капала в кухне из крана вода:

-Динь!

Перекликались в ночи поезда:

-УУУ! УУУ!

Листья на ветру шумели:

-ТСС!

Змеи в лесу шипели:

-ШШШ!

А комары все пели:

-ЗЗЗ!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

-ПАМ! ПАМ!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели!

- КХХ! КХХ!

Э.Нийт. (Перевод с эстонского Е.Ракеева)

Логопед:

-Ребята, вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5. Развитие логического мышления.

Логопед просит детей посмотреть на экран монитора, где написано «зашифрованное» с помощью цифр слово «корова»:135642, 1-к, 2-а, 3-о, 4-в, 5-р, 6-о. Затем объясняет, что каждая цифра обозначает какую-либо букву, просит заменить каждую цифру на соответствующую букву. Дети выполняют данное задание на листах бумаги, сидя за столами. Когда слово отгадано – на экране монитора появляется картинка с изображением коровы.

Логопед проводит мини беседу о домашних животных: спрашивает у детей, каких еще домашних животных они знают, почему эти животные называются домашними.

6.Физминутка

Логопед предлагает детям поиграть в игру с речевым сопровождением «Коровушки», ее цель - развивать у детей координацию речи с движением:

Дети образуют круг, встают на небольшом расстоянии друг от друга лицом в центр круга.

Рано-рано утречком

Пастушок, пастушок

Заиграет весело

Во рожок, во рожок!

Вы мои коровушки,

Ту-ру-ру, Ту-ру-ру,

Выходите на лужок

Поутру, поутру!

На лужочке травушка

Хороша, хороша!

Жуйте травушку, милые,

Не спеша, не спеша!

Будет малым детушкам

Молоко, молоко!

Не ходите, милые,

Далеко, далеко!

Там в лесу, за елками,

Серый волк, серый волк.

Он зубами острыми

Щелк да щелк, щелк да щелк!

Село ясно солнышко

За рекой, за рекой.

Вам пора, коровушки,

Всем домой, всем домой!

Идут хороводом по кругу, взявшись за руки.

Идут, держась за руки, к центру круга.

Пятятся, держась за руки.

Приседают, держась за руки, опускают руки вниз. Поднимаются,

руки поднимают вверх.

Приседают, держась за руки,

опускают руки вниз.

Поднимаются, руки поднимают вверх.

Выполняют два наклона вперед, держась за руки, руки отводят назад вверх.

Выполняют «пружинку», качают руками в такт вперед-назад.

Выполняют поскоки с ноги на ногу в правую сторону, руки на пояс.

То же в обратную сторону.

Останавливаются. Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Приседают, кладут руки под щечку – «засыпют».

7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Логопед:

-Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?

(Язык, губы…). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями –

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

Н.В.Новотворцева

Чтение стихотворения сопровождается показом «домика звуков» на мониторе компьютера.

8. Артикуляционная гимнастика 

Логопед предлагает детям перед началом проведения артикуляционной гимнастики посмотреть "Сказку о веселых язычках"(Гомзяк О.) (презентация Microsoft Office PowerPoint). Цель данной сказки такая же как и у традиционной артикуляционной гимнастики: разложить сложный для ребенка уклад того или иного звука на более простые элементы и сформировать новый, правильный уклад; выработать четкость, точность, координированность движений органов артикуляционного аппарата.

Затем следует выполнение артикуляционной гимнастики под музыку Т.С.Овчинниковой «Логопедические распевки».

9. Итог НОД

Логопед:

- Ребята, что мы с вами слушали? (Звуки). Чем мы слушали? (Ушами). Чем произносим звуки? (Ртом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему «Магазин игрушек»

Данная работа является разработкой плана-конспекта НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Магазин игрушек"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) с детьми старшей группы по теме «В мире звуков» с использованием ИКТ

Учитель-логопед Дашкина Надежда АртуровнаЦель логопедической НОД:сформировать у детей представления о звуках; создать условия, подготовить основу (базу) для последующего формирования и развития правил...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л»

Цель:-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);- развивать умение определять место звук...