Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с нестабильным эмоциональным фоном
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Свинцова Инна Николаевна

Одной из причин нарушения взаимоотношений с окружающими является выражение в поведении нестабильного эмоционального фона 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника

Подготовил:

педагог-психолог

Свинцова Инна Николаевна

2018-2019 уч.г

  ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Показатели

Данные

Ф.И. ребенка

Дата рождения

06.08.2013 г.

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование)

Отец (ФИО, образование)

Семья.

Полная, 2 детей

Воспитатели (ФИО)

Группа здоровья

II группа

Актуальность:

Имеет нестабильный эмоциональный фон, который отрицательно сказывается на его отношении к родителям и сверстникам.

Цель: разработать систему мероприятий формирования эмоциональной устойчивости.

Задачи 

Образовательные:

  • научить верно различать эмоции окружающих;
  • научить давать адекватную эмоциональную реакцию на то или иное воздействие окружающей среды.

Развивающие:

  • развивать самоконтроль;
  • активизировать творческий уровень воображения;
  • формировать способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации;
  • развивать мышление;
  • формировать положительные эмоции.

Воспитательные:

  • обеспечивать позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
  • формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми;
  • способствовать осознанию своих действий, полученных результатах, своих переживаниях.
  • оказать методическую помощь родителя.

Рекомендации по работе с родителями:

Консультация «Как развивать эмоции у детей».

Консультация «Как справиться с негативными эмоциями»..

Планирование коррекционно-развивающих мероприятий рассчитано на учебный год с момента выявления отклонения от норы развития.

Количество занятий в неделю: 1 занятие.

  1. Форма работы: индивидуальная диагностика развития ребенка «Рисуночный тест по методике М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного», «Диагностика эмоционального благополучия по Т.С.Воробьевой», беседы, наблюдения, индивидуальная коррекционно-развивающая работа.        

Цель диагностики: 

Результат диагностики

на начало учебного 2018-2019 года

Обследуемые критерии

  1. Критерии эмоциональной устойчивости во время наблюдения за ребенком:
  • адекватность эмоционального реагирования ребенка при выполнении заданий теста;
  • сила выраженности переживаемых эмоций.
  1. Критерии рисуночного теста по методике М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного»:
  • стилевой аспект;
  • структурный аспект;
  • пространственный аспект;
  • вербальный аспект.
  1. Критерии методики Т.С.Воробьевой «Диагностика эмоционального благополучия»:
  • режимные моменты: приход в детский сад, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон, игра, актуальное состояние.

Анализ результатов

  1. При выполнении задания эмоциональное состояние и поведение ребенка соответствует норме. Испытуемый адекватно реагировал на все инструкции педагога-психолога, выполнял задания. Сила выраженности эмоции во время рисунка несуществующего животного выше среднего: голос стал громче, объяснение ребенок сопровождал жестами.
  2. Бланк анализа рисунка

Стилевой аспект:

нажим: средний;

тип линий: изогнутый, прямые;

тип контура: объемный, непрерывный;

штриховка головы выходит за контур;

количество исправленных элементов: нет.

Структурный аспект:

человекообразное изображение животного;

голова больше туловища;

туловище и руки - самые маленькие части в рисунке;

очень длинные ноги;

ноги отрицательного персонажа более устойчивы в отличие от ног положительного.

Пространственный аспект:

размер рисунка: отрицательный герой больше положительного;

расположение рисунка: в нижнем левом углу;

соотношение расположения головы и туловища: голова и тело –в анфас;

динамические характеристики: статичная фигура;

расположение фигуры: нет опоры, «висит в воздухе».

Вербальный аспект:

имя животного: Сонник икс и Добрый Сонник;

пол: мужской;

       место обитания: «лес»;

       наличие и характер контактов: «Любит убивать, живет в лесу, где добрый Сонник спасает мир»;

       способ размножения: «Злой и Добрый»;

       любимые занятия: «Злой Сонник хочет уничтожить доброго Сонника и подчинить весь мир»;

        другие особенности: «Злой и добрый Сонник похожи, только Злой Сонник намного больше доброго»; «Злой Сонник нравиться больше доброго».

Расположение животного в воздухе говорит, с одной стороны, о демонстративности (как и другие характеристики животного, например, касающиеся его размера – «Злой Сонник больше доброго»), а с другой – об уходе от общения. У данного животного средства для осуществления контактов (руки) минимизированы. В то же время рассказ о злом Соннике указывает на наличие индентификации себя с ним «Нравится больше злой Сонник» и фигура злого Сонника намного больше фигуры доброго персонажа. Это обстоятельство и тема агрессии в рассказе «любит убивать» указывает на проблемы в эмоциональной сфере ребенка, которые все чаще можно наблюдать и в повседневной жизни Артема.

Изображение ног персонажей сигнализирует о повышенной внутренней импульсивности мальчика. В этом аспекте заключены невнимательность и быстрая переключаемость дошкольника с одного незаконченного дела на другое новое и более интересное для него.

Что касается пола изображенного животного, то в данном случае можно говорить не столько о проблеме полоролевой идентификации, сколько о сложностях во взаимоотношениях со сверстниками.

  1. Бланк анализа:

ФИО ребенка

Приход в

детский сад

Завтрак

Занятия

Прогулка

Обед

Сон

Игра

Актуальное состояние

Неблагоприятные цвета

Сергеев Артем

б

э/н

б

н

б

н

э/н

б

коричневый

оранжевый

Обозначения:

Б – благоприятное; э/н - эмоционально-нейтральное; н – неблагополучное.

Обработка результатов

Как видно из таблицы мальчик испытывает эмоциональное неблагополучие во время прогулки и во время сна. Сравнивая эти результаты и результаты выше изложенные, можно сделать вывод о наличии коммуникативных проблем дошкольника. Говоря о другом неблагополучном режимном моменте «Сон», можно выделить нежелание дошкольника следовать правилам и наличие возбудимости нервной системы, которая является причиной нестабильного сна и как следствие плаксивого состояния во время подготовки ко сну.

Выбор дошкольником коричневого и оранжевого цветов как неблагоприятных, свидетельствует о болезненном для него самого стремления к лидерству и резком перепаде настроения, который так же неблагоприятно сказывается на его общем психическом состоянии,  и на его взаимоотношение с окружающими.

Реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нестабильным эмоциональным фоном в условиях кабинета раннего вмешательства

Структура данного индивидуального маршрута состоит из 3 этапов:

Первый этап – базовый. Он рассчитан на 22 занятия.

Задачей первого этапа является развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Второй этап- этап отработки негативных эмоций, снятия агрессивности.

Задачей этого этапа является осознание негативных собственных эмоциональных реакции.

Третий этап – снижение уровня агрессии и ее проявлений.

Следующая задача коррекционной работы на третьем этапе, заключается в формировании выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развития наблюдательности, произвольности и самоконтроля.

Материально-технические ресурсы: музыкальное сопровождение, плотная материя или платок, игрушка бибабо, подушки, детские стульчики, рисунки, карандаши, листы бумаги, бумажные цветы, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.

Тематический план  проведения занятий составлен в соответствии с игровыми методиками и целями программы.

Реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нестабильным эмоциональным фоном

        

Месяц

Занятие

Тема

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника

 Рисуночный тест по методике М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного», «Диагностика эмоционального благополучия по Т.С.Воробьевой».

4 эмоции

4 эмоции

4 эмоции

Октябрь

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

4 эмоции (закрепление)

Эмоция «Радость»

Эмоция «Радость»

Эмоция «Радость»( закрепление)

Ноябрь

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Эмоция «Обиды»

Эмоция «Обиды»

Эмоция «Обиды»

Эмоция «Обиды»

Декабрь

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятие 16

Эмоция «Обиды»(закрепление)

Эмоция «Злости»

Эмоция «Злости»

Эмоция «Злости»

Январь

Занятие 17

Занятие 18

Эмоция «Злости»

Эмоция «Злости»

Февраль

Занятие 19

Занятие 20

Занятие 21

Занятие 22

Эмоция «Злости»

Эмоция «Злости»

4 эмоции (закрепление)

Промежуточная диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника

 Рисуночный тест по методике М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного», «Диагностика эмоционального благополучия по Т.С.Воробьевой».

Март

Занятие 23

Занятие 24

Занятие 25

Занятие 26

4 эмоции (см. занятие 2)

4 эмоции (см. занятие 3)

4 эмоции (см. занятие 4)

4 эмоции (см. занятие 5)

Апрель

Занятие 27

Занятие 28

Занятие 29

Занятие 30

Игрушки поссорились

Мячики

Тренируем эмоции

Давай жить дружно

Май

Занятие 31

Итоговая диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника

 Рисуночный тест по методике М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного», «Диагностика эмоционального благополучия по Т.С.Воробьевой».

 Прогнозируемые результаты работы на конец  2018-2019 учебного года.

Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога-психолога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит нормализовать эмоциональный фон дошкольника и улучшить его взаимоотношения в семье и в группе.

Посещение курса занятий и выполнение дошкольником всех запланированных упражнений научит:

 жить в гармонии с теми чувствами, которые он испытывает;

с благодарностью принимать поддержку от своих товарищей и оказывать поддержку другим.

Использованная литература

 

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. -2-е изд.,испр., - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет. –М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Национальный книжный центр, 2017.
  4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника. – 5-е изд.-М.:Генезис, 2012.        
  6. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников ДОУ

ИОМ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании и обучении...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подготовительной к школе группы «Кораблик

По результатам психолого-педагогического наблюдения и мониторинга усвоения программного материала выпускников подготовительной группы были составлены индивидуальные образовательные маршруты, для детей...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОДПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»....

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ФЭМП...