Коррекция речи у детей с ОВЗ с помощью нейрологопедических методов .
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Горбунова Наталья Николаевна

В основу коррекционной работы взяли объединение вербальных и невербальных средств коммуникации.Мы закодировали информацию в жесты, слова, мимику лица движения общей моторики . «Покажи стихотворение». Эта инструкция учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР дает импульс целому ряду мыслительных, образных, ассоциативных , речевых процессов , моторных навыков , активизации зрительного, слухового, пространственного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_neyrologopedicheskie_metody.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция речи у детей с ОВЗ с  помощью нейрологопедических методов .

                                                                                           Автор:

Учитель-логопед

Горбунова Н.

 

Современные нейрологопедические методы  коррекционной  работы по позволяют повысить эффективность  деятельности учителя-логопеда . С  помощью нейрологопедических методов логопед может учитывать системно-динамические перестройки, которые сопровождают нарушения  смыслового программирования речи и оформление основной программы высказывания средствами языка   у детей с  проблемами  развития  и применить при составлении ИПР.

Цель: устранение неврологических причин речевых нарушений педагогическими методами.

Задачи:

1.Психическое развитие ребенка с точки зрения его мозговой сформированности. 2.Развитие определенного психологического фактора с учетом речевого развития  (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т. п.).

3.Создание  целостного ансамбля психической деятельности, способного адекватно отреагировать на  требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Особенно актуален нейрологопедический подход для детей с трудностями обучения и развития. Это различные варианты ЗПР (задержки психического развития), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ОНР (общее недоразвитие речи), дисграфии, дислексии, дизорфографии. 

Продукт речевой деятельности - это то, в чем объективируется, материализуется речевая деятельность.

 В основу коррекционной работы взяли  объеденение  вербальных и  невербальных  средств коммуникации.

 Мы закодировали информацию в жесты, слова, мимику лица движения общей моторики .

 «Покажи стихотворение». Эта инструкция учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР дает импульс целому ряду  мыслительных, образных, ассоциативных , речевых  процессов  , моторных навыков , активизации зрительного, слухового, пространственного восприятия.Арт -педагогика

Запоминать , сохранить, воспроизвести  вербальную информацию помогут мимика, жесты, телодвижения.  Повысить объем, быстроту, точность, длительность эффективность  памяти ребенка с ОВЗ позволяет использование  в работе логопеда двигательной мнемотехники.  

Опираясь на виды памяти:

• наглядно-образную память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы;

• словесно-логическую память, т. е. память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;

• двигательную память, т. е. память на движения;

• эмоциональную память — память на переживания,

учитель-логопед  помогает построить мостики от  механической  памяти   в смысловую память.  А логическая (смысловая) память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. Это  подкрепляет и стимулирует  речевую коммуникацию.

  Намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты, По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести.   Движение запоминается лучше, чем нечто статическое.

Объединяя символический жест со словом, фразой или образом на этапе формирования модели высказывания выделим  два процесса:

- смысловое программирование будущей речи.

- оформление основной программы высказывания средствами языка:

На  исполнительном (реализующий)  уровне мы включаем артикуляцию, речевую просодику.

Движением рук , тела ребенок  способен изображать предмет. Для изображения ручья  руки показывают волну, а для изображения солнца  растопыренные пальцы изображают лучи  .

Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица, движение частей тела, взгляд.

      Проект «Весна в движении». Цикл стихотворений о ранней весне включил в себя произведения И.Токмаковой   «К нам весна шагает…», С. Маршака «Снег теперь уже не тот» , Ю.Смирновой"Апрель", А.Плещеева «Уж тает снег …», Я. Колос « Песня о весне».

  В этих произведениях приметы весны повторяются : ручьи, солнце, снег, небо , облака, воробьи, перелетные птицы, дорога, проталины.

Этапы работы.

1.Прочитаем стихотворение.

2.Каждой строке стихотворения присвоим движение( жест).

3.Покажем стихотворение с движениями тела и рук.

4. Нам нужно выделить  различия ,чтобы затем в игре  с помощью мимики , жестов  показать  их.

В разных стихотворениях приметы весны описываются  по разному.

  Например :

«Солнце ласково смеется ,

Светит ярче горячей » Я. Колос

 и «Теплей и ярче солнце стало». Движениями рук покажем увеличение солнечного света в начале марта и в конце.

Авторы говорят нам про воробьев и журавлей , следовательно пальцы показывают клюв воробья , а руки  крылья журавлей.

5. Индивидуальная работа по автоматизации звукопроизношения. Логопед в различных упражнениях, работает над нужным звуком, грамматикой , использует материал  сочетающийся с текстом  стихотворения.

6. Рассказать стихотворение  в сопровождении мимики , движений в  группе и индивидуально.

7. Работа с родителями дома с каждым стихотворением  (требует предварительной работы  в виде индивидуальных и групповых консультаций для родителей).

8. Интерпретация  игры «Что мы видели не скажем ,а что делали покажем».

В ходе игры сначала логопед ,а затем  ребенок показывает (не озвучивая ) примету весны. Дети угадывают примету и озвучивают строку одного из стихотворений, которая по их мнению подходит к предлагаемому движению.

На заключительном этапе мы можем увидеть эффективность проекта .Качество воспроизведения  детьми стихотворений  значительно увеличилось. Результаты коррекционного воздействия более многогранны и точны. Обучая детей движениям – символам, можно быстрее достичь желаемых результатов. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, движение  подкрепляет яркий речевой образ, помогает эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Рабочая прграмма " Коррекция речи у детей с фонетико-фонемотическим недоразвитием "

Пояснительная записка; планирование работы по речевой деятельности; тематическое планирование по лексическим темам;приложение к рабочей программе, литература....

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Статья: "Логопедическая ритмика как один из эффективных методов вызывания речевого подражания и форма коррекции речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ".

В статье представлен теоретический материал по вопросам взаимосвязи общей и речевой моторики, а также практический материал по использованию методов коррекции многообразных речевых и неречевых нарушен...

Кинетический песок ,как метод коррекции речи у детей с особенностями речевого развития(ТНР)

Статья , в которой описаны проблемы и пути коррекции речевого развития детей дошкольного возраста, методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи( ТНР)  используя плассотерапию ....

Использование пластилинографии, как нетрадиционного метода коррекции речи у детей с тяжелыми нарушения речи.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Одним из основных условий...

Проект «Успешный путь коррекции речи у детей с ОВЗ (ТНР) через использование эффективных инновационных методов логопедической работы»

Актуальность проектаАктуальность данной темы проекта определяется проблемой исправления тяжелых нарушений речи и продуктивной подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.Е. Ф. Архипова подче...