Изотворение в логопедической работе
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Чепуркина Виктория Викторовна

Сообщение о системе изотворчества в педагогике, ее значимости для развития речи детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izotvorenie_v_sisteme_logopedicheskoy_raboty.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Изотворение в системе логопедической работы.

      Изотворение - резонансная технология, способствующая развитию содружества, сопереживания, умения слушать и слышать партнера по совместной деятельности.

    Технология была выбрана для работы с детьми логопедической группы по следующим причинам: изобразительная деятельность наиболее эффективна в дошкольном возрасте для развития творческих способностей, так как она осуществляется в благоприятный для нее период развития личности.

      Изобразительная деятельность доступна для проявления творчества при логопедическом заключении: общее недоразвитие речи, так как проявление творчества в слове и мысли у этого контингента детей затруднено.

        Изобразительная деятельность интересна и успешна: ребенок любит творить новые цвета, если его этому научить; комбинировать линии, формы при создании художественного образа, не обращая внимания на передачу его достоверности; пробовать использовать в изображении различный и своеобразный материал и средства (кисти, травинки, свечи, поролон и т.д.) Ребенок не равнодушен к изображению, во время рисования испытывает различные чувства.

         Изобразительная деятельность необходима с детьми, у которых нарушены речевые функции, она способствует развитию мелких движений пальцев.  Развитие мелкой мускулатуры влияет эффективно на развитие речи. Коллективное изотворение развивает толерантность, сопереживание и содружество. Ребенок с нарушениями речи более заинтересован в совместном рисовании. Это связано с тем, что из-за недостаточной подвижности пальцев фигуры, линии в рисовании даются с трудом. Совместная работа дополняет изображение каждого отдельного ребенка и получается интересная работа.

      Учитывая все вышеизложенные доводы, изотворение стало частью воспитательно-образовательной работы с детьми, у которых выявлены нарушения в речи.

     Изотворение - деятельность, в которой развитие творческих способностей имеет отличительные особенности в сравнении с развитием способностей при обучении рисованию традиционными технологиями.

      Условия использования данной технологии:

- отключение сознания во время деятельности, слушать внутренние ощущения и доверять своим пальцам;

- создание при рисовании музыкального «неразрушительного» фона;

- подбор материала, средств разного вида для того, чтобы у детей была возможность в праве выбора предметов изображения;

- проведение занятий (сеансов) осуществляется в постепенном нарастании сложностей и трудностей в деятельности: изменение формата, размера, цвета и качества бумаги; постепенное количественное и качественное изменение состава группы для рисования.

     Формы проведения:

- индивидуальная - рисует один ребенок;

- групповая - рисуют несколько детей;

-- коллективная - рисуют дети всей группы.

          Основные методические положения при использовании данной технологии:

- проведение подготовительного периода в изотворении;

- проведение установки перед рисованием;

- во время установки дошкольники могут закрывать глаза и могут не закрывать;

- не требовать качественного выполнения работы;

- темы, средства, способы и место при начале и процессе рисования не обговариваются, не согласуются, необходим режим молчания.

1 этап- подготовительный период.

    На этом этапе проводится обучение умению слушать свои внутренние ощущения, ни о чем не думать.

В развитии таких умений помогают упражнения:

- «Слушаем дыхание»- дети с закрытыми глазами сидят и слушают свое дыхание;

- «Путешествие по своим внутренним органам» - дети с закрытыми глазами произносят звук «м-м-м» и слушают свои внутренние ощущения. Звук «м»- средство для передвижения (машина будущего со своеобразным звуком, -самолет и т.д.).

II этап - проведение индивидуальных изобразительных занятий (сеансов).

На этом этапе проводятся занятия.

Последовательность:

1.Установка.

2. Настрой.

3.Рисование.

4.Придумывание названия к своему рисунку.

     Установка: «Прислушаться к музыке, постараться ни о чем не думать, слушать свои внутренние ощущения, по окончании мелодии начать рисовать в режиме полного молчания, выбирая средства и способы изображения, не думать о качестве рисунка, рисовать то, что подсказывает рука».

      Настрой - создание музыкального фона (подбирая желательно музыку с естественными эффектами: шум реки, леса, голоса птиц и т.д.)

      Рисование - рисуют молча, без контактов, самостоятельно выбирая средства изображения.

       Название к рисунку выбирают, анализируя изображенное и на первых порах с помощью взрослого.

III этап - проведение групповых и коллективных занятий (сеансов).

    На этом этапе состав групп в деятельности постепенно увеличивается, размер бумаги уменьшается. Дети на первых порах группируются по желанию, но постепенно педагог сам формирует группы в зависимости от задач нравственного воспитания. Рисовать с неприятным человеком значительно труднее, но если необходимо, то надо.

    Последовательность занятия та же самая.

     Использование технологии позволяет развивать творческие способности у детей с тяжелыми нарушениями речи, тем самым способствовать становлению речи и ее развитию.

    Например, дети с общим недоразвитием речи - Ш уровня развития в течение года показывают положительную динамику в процессах обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развития звуковой культуры речи.

     Таким образом, изотворение позволяет успешно решать задачи развития творческих способностей у детей с нарушениями речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотворение в системе логопедической работы

Резонансная технология изотворение позволяет разнообразить систему коррекционной работы с детьми с ОНР.Изобразительная деятельность необходима с детьми, у которых нарушены речевые функции, она способс...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда". Результаты логопедической работы на данном этапе....

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...