Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи в общеобразовательной группе.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями  развития.  Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкиваются с тем, что традиционная система привычного обучения в рамках общеобразовательного ДОУ не подходит дошкольникам в силу  недостаточно сформированных у них  эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Как же строить тогда воспитателю образовательную деятельность в общеобразовательной  группе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_vospitatelya_v_gruppe_detey_s_narusheniyami_rechi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи.

Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями  развития.  Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкиваются с тем, что традиционная система привычного обучения в рамках общеобразовательного ДОУ не подходит дошкольникам в силу  недостаточно сформированных у них  эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Как же строить тогда воспитателю образовательную деятельность в такой группе?

В связи с тем, что наиболее ярким признаком ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость программирования, регуляции и контроля, инертность, то данные недостатки в совокупности  проявляются у учеников в различных видах нарушения звукопроизношения.

Но овладение программой дошкольного образования в ФГОС второго поколения требует от воспитателя создания таких образовательных условий, чтоб каждый воспитанник был успешен.

У наших воспитанников отмечаются нарушения звукопроизношения, недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость.

Работая  в такой группе, могу отметить, что  обучать таких детей мне помогает дополнительное дефектологическое образование, позволяющее  владеть коррекционными методами работы с детьми, имеющими трудности обучения, с учетом их психофизиологических особенностей.

Каждый логопед знает, что, если в анамнезе ребенка  есть ЗРР, то  скорее всего в раннем детстве у него стоял диагноз:  ОНР I или II уровня, следовательно, у ребенка страдали все компоненты речи, и в старшую группу он пришел или с невыраженным ОНР, или с лексико-грамматическим недоразвитием речи.

Важно помнить, что в силу трудностей понимания речевых конструкций, ученики с ЗРР не вычленяют в речевом потоке слова, а в словах – звуки. Поэтому выделение последовательности звуков, определение их количества в слове и места должно выполняться только с помощью  зрительной опоры и тактильного анализатора (карандаша, птички). А так как дети  в соответствии с программой овладения грамотой сначала учатся читать, а лишь потом писать, то  развитие процессов фонематического анализа и синтеза в рамках неспециально организованных уроков обучения грамоте у детей с  ЗРР не происходит. У ребенка на письме при печатанье возникает множество ошибок:  акустических и оптических замен, слитное написание слов, отсутствие границ предложений. Осложняется процесс обучения также существующими трудностями в удержании последовательности слогового ряда.  Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом.

В связи с вышесказанным, профилактику нарушений письменной речи важно начать с первых дней пребывания ребенка в старшей группе. В рамках каждого занятия НОД необходимо подбирать такие методы воздействия на речевую деятельность дошкольника, чтобы к периоду окончания изучения  Азбуки, ребенок мог допускать минимальное количество ошибок при письме и чтении, обусловленных слабостью фонематических процессов.

По-моему мнению, на занятиях по обучению грамоте  нужно уделять должное внимание письму с проговариванием.Именно оно способствует дальнейшему осмысленному письму и чтению. Записывая каждую букву, ребенок  произносит обозначаемый ею звук в данной позиции, запоминаетего графический облик и двигательный ориентир: что говорю, то и пишу. Этим требованиям полностью отвечает методика Лукашенко М.Л.-Свободиной Н.Г. (2004), согласно которой дети обучаются навыкам утрированного чтения и письма с проговариванием.

Такой способ письма, по мнению авторов, способствует формированию самоконтроля на письме, дальнейшему  осмысленному чтению, улучшению техники чтения, развитию  фонематического слуха. Проводить работу по данной  методике авторы рекомендуют в определенной последовательности:

- запись с проговариванием  гласных букв  и тянущихся согласных,

- запись с проговариванием взрывных согласных и йотированных гласных,

- запись с проговариванием закрытых и открытых слогов,

- запись с проговариванием закрытых слогов с мягким согласным на конце,

- запись с проговариванием слогов со стечениями, оканчивающимися гласными звуками и согласными.

Данная методика предполагает проведение множества игр со словами : «Найди слово в данной таблице из 3-4 букв», «От какого слова кусочек(обратный слог)», «От какого слова данный прямой слог», «Найди в таблице 2-сложное слово» и так далее.

Несмотря на то, что данная методика рассчитана всего на 10 занятий, её  можно использовать длительное время, уделяя отработке навыка письма с проговариванием по10 минут в день.

Как только у ребенка сформируется навык письма с проговариванием, отмечается улучшение техники и  способа чтения, появляется его смысловая сторона. Ребенок читает выразительнее, быстрее ориентируясь в тексте. Нормализуется навык фонематического анализа и синтеза: как простой - на уровне наличия звука в ряде звуков, так и сложный – на уровне слов и предложений.

Каждый воспитатель должен понимать, как он может помочь дошкольнику овладеть знаниями и стать успешным в изучаемых дисциплинах. Хорошо, когда обучение осуществляется на высоком уровне трудности, но при этом  с соблюдением меры трудности (Л.В. Занков, 1957). Важно помнить про зону ближайшего развития, которая завтра перерастет  в зону актуального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...

О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими  ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...

Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми с нарушениями речи

Содержание Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности....

Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"

В методической разработке представлен план индивидуальной работы  с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе с сентября - май. Представлены упражнения дыхательной, артикуляцион...

Методическая разработка для педагогов "План индивидуальной работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в младшей группе"

Методическая разработка может использоваться в работе с детьми младшей группы с тяжелыми нарушениями речи.В план включены упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; дидактические игры и упра...

Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи"

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в речи, при нормальном слухе и интеллекте. В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями, посещающими ДОУ остается стабильно высок...