Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анна Валерьевна Никитина

По мнению авторов гуманистической психологии К. Роджерса и А.Адлера, отражавших направления развития личности, были такие идеи как - наличие «творческого Я» и «Креативность» (наличие «креативности» в каждом человеке, его возможность вносить изменения в ситуацию, самостоятельно и нестандартно поступать). Все идеи авторов заложены с рождения в человеке. Значимой составляющей психолого-педагогической работы в дошкольных организациях является развитие психических процессов личности: мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и социализация ребенка - ознакомление с базовыми эмоциями, развитие моторики руки. 

В данной статье, педагогом-психологом предлагается многофункциональное упражнение, направленное на развитие моторики, совершенствование произвольности и устойчивости внимания, зрительного восприятия, повышения целостности воспринимаемого пространства - техника, часто используется в работе с дошкольниками – плотное раскрашивание иллюстраций, вызывающих положительные эмоции. Инструмент помогает обучать детей управлять собственным поведением, выражать чувства,эмоции, развивает эстетические и духовно-нравственные качества личности и работает как эффективный метод сплочения коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_plotnoe_raskrashivanie_v_deyatelnosti_spp_dou.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО

Никитина Анна Валерьевна,

 педагог-психолог МДОУ Ярославского муниципального района

По мнению авторов гуманистической психологии К. Роджерса и А.Адлера, отражавших направления развития личности, были такие идеи как - наличие «творческого Я» и «Креативность» (наличие «креативности» в каждом человеке, его возможность вносить изменения в ситуацию, самостоятельно и нестандартно поступать). Все идеи авторов заложены с рождения в человеке. Значимой составляющей психолого-педагогической работы в дошкольных организациях является развитие психических процессов личности: мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и социализация ребенка - ознакомление с базовыми эмоциями, развитие моторики руки.  

В связи с вышесказанным, автором статьи приводится многофункциональное упражнение, направленное на развитие моторики руки, совершенствование произвольности деятельности и устойчивости внимания, зрительного восприятия, повышения целостности воспринимаемого пространства - техника, наиболее часто используемая в работе с дошкольниками – плотное раскрашивание иллюстраций, вызывающих положительные эмоции. Инструмент также помогает обучать детей управлять собственным поведением, выражать чувства, мысли, эмоции, развивает эстетические и духовно-нравственные качества личности и работает как эффективный метод сплочения коллектива.

Применение техники основано и на актуальном направлении психологии «терапии цветом» (прим. – цветотерапии). Лечение цветом проблем психики, коррекция нарушений посредством использования актуального в данный момент цвета для конкретного человека или цвета, который, так или иначе, помогает справиться с тревожной ситуацией, предоставляет реальные шансы на благополучное решение появившийся проблемы. Для работы применяются подручные инструменты выражения эмоций, которыми удобно работать: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь или акварель, восковые мелки, пластилин, др.

Посредством применения описываемой в статье методической разработки и проводя регулярные занятия с дошкольниками 4-7 лет в коррекционной и релаксационной работе, уже более года, использую технику плотного раскрашивания, получаю видимые положительные результаты в решении травмирующих проблем. Наиболее часто для этого ребятами выбираются фломастеры, также детей привлекают карандаши с мягким грифелем и краски.

В статье описывается техника раскрашивания для коррекционной работы с ребенком и релаксационного момента, после проведенного занятия с использованием фломастеров. Цель творческой деятельности состоит в том, чтобы оживить понравившуюся картинку, не выезжая за край изображения (таким образом, развивается зрительное восприятие) и аккуратно, в одном направлении ее закрасить (развивается моторика руки). К тому же, очень важно, как и в использовании психомоторного блока нейродинамических упражнений, у детей формируется саморегуляция собственного психоэмоционального состояния. Желательно использовать раскраски с мелкими деталями или крупные раскраски разлиновать на квадраты 2*2 см.

Этапы работы с арт-проектом:

  1. Введение. На первом этапе работы необходимо ввести ребенка в цель занятия и вместе с ним внимательно рассмотреть несколько картинок для раскрашивания (желательно выбирать разные иллюстрации – животные, люди, природа, радостные и грустные, профессиональные, др.). Это позволит ему выбрать ту, которая наиболее полно отражает настроение в данный момент ту, которая нравится. Педагогу желательно узнать, но не настаивать, почему тот или иной рисунок выбран и понимать, с чем это связано, какие эмоции возникают глядя на картинку, над какими сторонами иллюстрации необходимо дополнительно работать, чтобы убрать тревожность.

Здесь же рекомендуется познакомить ребенка со средствами выражения эмоций, с инструментами раскрашивания. Если ему сложно выбрать средство самостоятельно (например, робкие или мнительные дети могут затрудняться в ситуации выбора), можно продемонстрировать его качества, сделав мазки на чистом листе бумаги;

  1. Настрой на занятие. Перед началом и по окончании раскрашивания проводится техника психологической разгрузки (специалист под расслабляющую мелодию читает текст, ребенок в расслабленном состоянии слушает его). После чего важно узнать, получилось ли представить рассказанный образ и оценить уровень релаксации;
  2. Часть основная. Приступаем к раскрашиванию. Показываем ребенку, как необходимо пользоваться фломастером. Делаем одну полоску на выбранном элементе картинки, затем вплотную около нее проводим еще 1 полоску, затем еще одну. Таким образом, получается аккуратный «заборчик». С детьми эту технику называем «взрослым раскрашиванием», т.е. учимся красить, как взрослые люди. На детей такое сравнение действует убедительной мотивацией;
  3. Завершение занятия. По окончании занятия проводится рефлексия собственных чувств и эмоций. Нужно узнать, понравилось ли ребенку работать в технике плотного раскрашивания, что давалось труднее, а что проще, какие эмоции испытал во время работы.

По освоении техники ребенок будет способен удерживать внимание, фиксировать внимание на конкретном объекте, появится мотивация на достижение результата, разовьется саморегуляция процессов психики и, что немаловажно, сформируется целостное восприятие объекта, ребенок уже начинает замечать, какую деталь прокрасил, и какую не прокрасил. Научается критически мыслить (появляется способность оценивания) своей работы, сам возвращается и исправляет недочеты. Так он учится ценить собственный труд и труд других людей, если раскраску сделать коллективной и к работе подключить других детей на аналогичных занятиях.

Активному ребенку вначале работы может быть сложно понять и принять технику, т. к. еще недостаточно произвольности и концентрации внимания. В таком случае рекомендуется проводить занятия начиная с 3-5 мин, постепенно удлиняя промежуток.

Важно отметить и то, что выполняя технику вспомогательной рукой, развивается противоположное полушарие головного мозга, что способствует лучшей усвояемости учебной материала. Специалисты в области консультационной психологии и психотерапии могут использовать такую форму занятий в арт-терапевтических моментах, в том числе, и со взрослыми с целью коррекции проблемных моментов и/или релаксации пациента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Опыт проведения техники совместного рисования в работе педагога-психолога ДОУ

В данном материале предлагаю познакомиться с методикой совместного рисования в детско-родительской паре на занятии у педагога-психолога ДОУ. Также прикладываю Протокол и краткий анализ проведенной вст...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

Творческое занятие с детьми 5-6 лет с применением техники «Монотипия». Из опыта работы педагога-психолога

Монотипия - одна из наиболее эффективных техник арт-терапевтического направления. Она легко исполнима, хорошо интегрируется в  образовательный процесс. Также при выборе этого вида арт-терапевтиче...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...