Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лусковко Наталия Викторовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме "Транспорт"

Цель. Закрепление знаний детей по теме «Транспорт».

Реализуемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи: «Познавательное развитие»

Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о транспорте. Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный). Учить устанавливать существенные признаки для обобщения. Развивать познавательную активность. Развивать мышление, зрительное восприятие, память, внимание.

«Речевое развитие»

Развивать связную речь, умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Активизировать, уточнять, расширять словарь детей за счёт слов: наземный, водный, воздушный, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, остановки, речной, морской.

«Социально-коммуникативное»

Создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества, инициативности, ответственности.

Оборудование: Мультимедийное устройство, презентация «Транспорт», картинки с видами транспорта, разрезные картинки по теме,  счетные палочки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дефектолог: отгадайте загадки.

(дети отгадывают загадки и находят ответы-картинки)

«Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нём,

Носит обувь из резины

И питается бензином…»

(автобус).

«Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй».

(метро).

Вот стальная птица,

В небеса стремиться,

А ведёт её пилот.

Что за птица?»

(самолёт).

«По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт».

(корабль).

«Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят разноцветные дома».

(трамвай).

2. Основная часть

-Беседа.

Как можно назвать все эти картинки одним словом? (Транспорт)

Для чего нужен транспорт? (перевозить людей, грузы)

Как передвигаются автобус, трамвай? (едут по земле)

Как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный транспорт)

Как называют людей, которые едут в транспорте? (пассажиры)

Как передвигается самолёт? (летает по воздуху)

Как называется этот вид транспорта? (воздушный транспорт)

Как передвигается корабль? (плавает по воде)

Как называется этот вид транспорта? (водный)

К какому виду транспорта относится метро? (подземный транспорт) Почему? (передвигается под землёй).

-Игра«Земля, вода, воздух» (Перед детьми выкладываются три больших поля с изображением дороги, моря, неба, затем предъявляются маленькие картинки транспорта: самолёта, ракеты, вертолёта, автомобиля, грузовика, автобуса, поезда, троллейбуса, трамвая, корабля, лодки, яхты, парохода, катера)

Дефектолог«Разложите картинки на три группы».

(Дети по очереди раскладывают картинки).

-Игра«Назови профессию»

(Дефектолог показывает картинки, дети называют профессию человека)

Кто управляет кораблём? – Капитан.

Кто помогает капитану? – Матросы.

Как называется повар на корабле? – Кок.

Кто управляет самолётом? – Пилот.

Кто обслуживает пассажиров самолёта? – Стюардесса.

Кто управляет космической ракетой? – Космонавт.

Кто водит автомобиль (легковую машину? – Водитель.

Кто водит поезд? – Машинист.

Кто водит грузовик? – Шофёр.

Кто продаёт билеты в автобусе, трамвае? – Кондуктор.

Кто обслуживает пассажиров в поезде? – Проводник.

-Игра«Сложи лодочку». Конструирование по образцу.

Дефектолог: «Что бы плыть по морю нужна лодка. Сейчас каждый из вас построит свою лодку».

(На доску вывешивается образец лодки, сконструированной из палочек. Каждый ребёнок из своих палочек выкладывает такую же лодку).

-Пальчиковая гимнастика.

Дефектолог«Теперь мы с вами на этих лодочках поплывём по морю»(Дети проговаривают стихотворение и выполняют движения по тексту)

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки-друзья-

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.

Поднять выпрямленные ладони вверх.

Имитация движений волн и рыбок.

-Игра«4-й лишний».

(Детям предлагаются карточки, на каждой из них по четыре картинки: три наземных транспорта и одна - профессия на транспорте, три наземных транспорта и один воздушный, три водных транспорта и один наземный, три легковых машины и одна грузовая, три транспорта и один поезд)

Дефектолог: «Перед вами четыре картинки. Определите, какая картинка лишняя и почему?»

-Игра «сложи картинку».

(У каждого ребёнка картинка с изображением одного из видов транспорта, разрезанная на 5-6 частей).

Дефектолог: «Каждый из вас попробует собрать свою картинку транспорта».

-Составление рассказа.

Дефектолог«А теперь попробуйте составить маленький рассказ по своей картинке».

(Каждый ребёнок составляет по сложенной картинке рассказ в произвольной форме из 2-4 предложений).

Итог занятия:

Обобщающие вопросы по теме занятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка коррекционно-развивающего

занятия Лусковко Н. В., учителя-дефектолога ГБДОУ

детского сада №70 комбинированного вида города Санкт-Петербурга.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,  для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Транспорт».

Цель. Закрепление знаний детей по теме «Транспорт».

Реализуемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи: «Познавательное развитие»

Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о транспорте. Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный). Учить устанавливать существенные признаки для обобщения. Развивать познавательную активность. Развивать мышление, зрительное восприятие, память, внимание.

«Речевое развитие»

Развивать связную речь, умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Активизировать, уточнять, расширять словарь детей за счёт слов: наземный, водный, воздушный, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, остановки, речной, морской.

«Социально-коммуникативное»

Создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества, инициативности, ответственности.

Оборудование: Мультимедийное устройство, презентация «Транспорт», картинки с видами транспорта, разрезные картинки по теме,  счетные палочки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дефектолог: отгадайте загадки.

(дети отгадывают загадки и находят ответы-картинки)

«Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нём,

Носит обувь из резины

И питается бензином…»

(автобус).

«Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй».

(метро).

Вот стальная птица,

В небеса стремиться,

А ведёт её пилот.

Что за птица?»

(самолёт).

«По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт».

(корабль).

«Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят разноцветные дома».

(трамвай).

2. Основная часть

-Беседа.

Как можно назвать все эти картинки одним словом? (Транспорт)

Для чего нужен транспорт? (перевозить людей, грузы)

Как передвигаются автобус, трамвай? (едут по земле)

Как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный транспорт)

Как называют людей, которые едут в транспорте? (пассажиры)

Как передвигается самолёт? (летает по воздуху)

Как называется этот вид транспорта? (воздушный транспорт)

Как передвигается корабль? (плавает по воде)

Как называется этот вид транспорта? (водный)

К какому виду транспорта относится метро? (подземный транспорт) Почему? (передвигается под землёй).

-Игра«Земля, вода, воздух» (Перед детьми выкладываются три больших поля с изображением дороги, моря, неба, затем предъявляются маленькие картинки транспорта: самолёта, ракеты, вертолёта, автомобиля, грузовика, автобуса, поезда, троллейбуса, трамвая, корабля, лодки, яхты, парохода, катера)

Дефектолог«Разложите картинки на три группы».

(Дети по очереди раскладывают картинки).

-Игра«Назови профессию»

(Дефектолог показывает картинки, дети называют профессию человека)

Кто управляет кораблём? – Капитан.

Кто помогает капитану? – Матросы.

Как называется повар на корабле? – Кок.

Кто управляет самолётом? – Пилот.

Кто обслуживает пассажиров самолёта? – Стюардесса.

Кто управляет космической ракетой? – Космонавт.

Кто водит автомобиль (легковую машину? – Водитель.

Кто водит поезд? – Машинист.

Кто водит грузовик? – Шофёр.

Кто продаёт билеты в автобусе, трамвае? – Кондуктор.

Кто обслуживает пассажиров в поезде? – Проводник.

-Игра«Сложи лодочку». Конструирование по образцу.

Дефектолог: «Что бы плыть по морю нужна лодка. Сейчас каждый из вас построит свою лодку».

(На доску вывешивается образец лодки, сконструированной из палочек. Каждый ребёнок из своих палочек выкладывает такую же лодку).

-Пальчиковая гимнастика.

Дефектолог«Теперь мы с вами на этих лодочках поплывём по морю»(Дети проговаривают стихотворение и выполняют движения по тексту)

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки-друзья-

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.

Поднять выпрямленные ладони вверх.

Имитация движений волн и рыбок.

-Игра«4-й лишний».

(Детям предлагаются карточки, на каждой из них по четыре картинки: три наземных транспорта и одна - профессия на транспорте, три наземных транспорта и один воздушный, три водных транспорта и один наземный, три легковых машины и одна грузовая, три транспорта и один поезд)

Дефектолог: «Перед вами четыре картинки. Определите, какая картинка лишняя и почему?»

-Игра «сложи картинку».

(У каждого ребёнка картинка с изображением одного из видов транспорта, разрезанная на 5-6 частей).

Дефектолог: «Каждый из вас попробует собрать свою картинку транспорта».

-Составление рассказа.

Дефектолог«А теперь попробуйте составить маленький рассказ по своей картинке».

(Каждый ребёнок составляет по сложенной картинке рассказ в произвольной форме из 2-4 предложений).

Итог занятия:

Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)

Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные инструменты"

У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают затруднения в восприятии музыкального материала; у них отмечается снижение музыкального слуха, сенсорного развития. Презентация, как дополнительный зрител...

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающая программа "Общаемся-играя" для детей старшего дошкольного возраста

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем воспитания и развития старших дошкольников. Современные образовательные программы делают приоритетным интеллектуализацию ...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...