Психолого - педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Юлия Константиновна Ковальчук

Основным методом сопровождения мы считаем взаимную связь между участниками сопровождения, способ практического сопровождения по направлениям сопровождения (индивидуального и системного).

       Необходимым условием эффективности сопровождения является активное участие в ней всех участников образовательного процесса. В соответствие с этим работа реализуется в следующих направлениях:

  • Профильные специалисты – педагоги.
  • Профильные специалисты – обучающиеся.
  • Профильные специалисты – родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

        Применительно к системе образовательной работы МАДОУ ДС №4 «Сказка» система психолого-педагогического сопровождения – это процесс создания условий для оптимального раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося и коррекция имеющихся нарушений познавательной и эмоционально – волевой сферы.

       Основным методом сопровождения мы считаем взаимную связь между участниками сопровождения, способ практического сопровождения по направлениям сопровождения (индивидуального и системного).

       Необходимым условием эффективности сопровождения является активное участие в ней всех участников образовательного процесса. В соответствие с этим работа реализуется в следующих направлениях:

  • Профильные специалисты – педагоги.
  • Профильные специалисты – обучающиеся.
  • Профильные специалисты – родители.

1. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения с педагогами.

Цель взаимодействия: разработать систему мероприятий по коррекции познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.

Задачи взаимодействия:

  • Взаимодействовать в рамках ПМПк и ТПМПК.
  • Оценить уровень эмоционального благополучия ребенка в группе.
  • Получить информацию об индивидуально – типологических особенностях ребенка с ОВЗ.
  • Обучить педагогов адекватным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ и родителями (законными представителями) обучающихся.
  • Помочь в создании условий, способствующих развитию познавательных психических процессов и эмоционально – волевой сферы.
  • Обучать способам бесконфликтного общения с родителями, коллегами, администрацией.

Реализация основных этапов системного сопровождения.

1 этап - диагностический

Цель: выявление проблем и специфики работы с детьми, имеющими ОВЗ.

Задачи:

 -   изучить особенности детей с ОВЗ.

 - выявить специфику образовательной работы с ОВЗ, отношение педагогов к данной проблеме.

Поставленные задачи решаются методом анализа данных, полученных в ходе анкетирования, наблюдения за педагогической деятельностью педагогов, через анализ документации.

Данная работа дает возможность составить рекомендации для каждой возрастной группы и определить зону взаимодействия.

2. Поисковый этап.

Цель – сбор информации о путях и способах сопровождения ребенка с ОВЗ, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.

 На данном этапе происходит знакомство педагогов с результатами обследования познавательной сферы, взаимодействием детей в группе. Эта работа позволяет составить портрет ребенка с ОВЗ, рассмотреть основные формы и методы работы с ребенком.  Поисковый этап длится 1 – 2 недели и заканчивается проведением ПМПК.

3. Консультативно-проективный этап.

Цель – выбор методов сопровождения, прогнозирование эффективности работы, планирование работы, отработка схемы взаимодействия.

 Совместно с педагогами, специалисты сопровождения определяют основные методы и формы сопровождения ребенка с ОВЗ, направления работы с детьми с ОВЗ.

   На данном этапе проводится наблюдения за общением педагога с детьми, применением различных методов, которые бы стимулировали познавательную активность детей и развивали эмоционально – волевую сферу.

4. Деятельностный этап.

Цель – обеспечение достижения желаемого результата. Координация деятельности все участников сопровождения.

Всеми участниками образовательного процесса реализовывался комплекс психолого-педагогических условий по развития детей с ОВЗ и план взаимодействия профильных специалистов.

5. Рефлексивный этап.

Цель – анализ результатов деятельности.

 На данном этапе анализируются основные изменения, которые были выявлены в процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой деятельности. Данные изменения могут быть получены, благодаря:

1.Учету индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

2.Грамотно разработанных маршрутов индивидуального сопровождения.

2. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся – развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно – волевых, коммуникативных, эмоциональных), так и  психических функций, создающих основу для успешного обучения в школе.

        Задачи:

1.Развитие познавательных и психических процессов (восприятие, память, внимание, воображение, речи, мышления).

2.Развитие интеллектуальной сферы (мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, творческого и аналитического мышления).

3.Развитие эмоциональной сферы. Введение в мир человеческих эмоций.

4.Совершенствование коммуникативных умений.

5.Развитие личностной сферы (самооценка, уверенность в себе).

6.Развитие волевой сферы (произвольность, саморегуляция).

7.Формирование позитивной школьной мотивации.

Первый этап – диагностический.

Цель - выявление индивидуальных психолого - педагогических особенностей детей. Этот этап реализуется в первые две неделе сентября. В процессе педагогической диагностики определяется зона актуального и ближайшего развития ребенка и заполняются карты интеллектуального развития на каждого обучающегося.

Второй этап - анализ полученной информации, проектирование системы работы.

    Для работы по сопровождению детей разных возрастных групп разрабатываются планы с конкретизацией задач для каждой группы, индивидуальные маршруты сопровождения.

   

Третий этап – деятельностный этап.

Формы  работы с детьми:

  • Коррекционные подгрупповые занятия согласно учебного графика и сетке занятий. Построение плана для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитие ведущего психического процесса.
  •  Индивидуальная коррекционная работа. Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на коррекцию имеющихся показателей по результатам диагностики.

     

   

       

         Система сопровождения реализуется через игровые занятия, которые имеют свою специфику в задачах и форме проведения в зависимости от возраста детей.

        Система сопровождения позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности детской группы и детского сада. Занятия так же проводятся в системе.

Последовательность этапов работы:

  1. Объединение, эмоциональное сближение детей.
  2. Развитие системы восприятия.
  3. Развитие социальных способностей.
  4. Развитие социальных навыков.

Параллельно с эмоционально – волевой сферой проводится работа с познавательными психическими процессами.

Общая структура системы сопровождения включает 4 основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам, тактике поведения психолога:

1 этап – ориентировочный (установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком). На этом этапе ребенку предоставляется самостоятельность. Средства и методы работы: коммуникация принятия, игры-знакомства.

2 этап – объективирование типичных трудностей развития ребенка.

3 этап – конструктивно – формирующий.

4 этап – закрепляющий.

Одно из условий эффективности работы – интенсивность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой до 10 человек. Продолжительность занятий – от 15 до 30 минут.

    Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:

  • Этюды.
  • Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  • Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
  • Творческие игры.
  • Дидактические, развивающие игры.
  • Чтение художественных произведений.
  • Беседы.
  • Мини-конкурсы.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  • Импровизации.
  • Рассказ взрослого и рассказы детей.
  • Сочинение историй.
  • Свободное и тематическое рисование (самовыражение в рисунках).
  • Релаксация.
  • Наглядные методы.
  • Элементы анималотерапии, цветотерапии.

Принципы проведения занятий:

  • Занятия проводится в доброжелательной, непринужденной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность.
  • На каждом занятии присутствует наглядность (игрушки, пособия, картинки, раздаточный и демонстрационный материал).
  • Подаваемый материал носит развивающий и воспитательный характер.
  • Материал подается в доступной форме.
  • Главное условие эффективности занятий – добровольное участие и положительный эмоциональный настрой.
  • Активность каждого ребенка обеспечивается возможностью каждого высказаться. Принимается и обсуждается любой ответ ребенка.

Реализация данной системы психолого-педагогического сопровождения в нашем МДОУ позволяет:

  • Осуществить помощь на различных этапах реализации программы;
  • Обеспечить взаимоинформированность о возможной проблеме между участниками сопровождения;
  • Выработать совместные решения существующей проблемы.

Не всегда удается:

  • Вовремя рассмотреть проблему;
  • Уделить достаточного внимания детям, составляющим группу детей «норма» (так называемый – средний уровень).
  • Своевременно привлечь к решению проблемы родителей.

Четвертый этап – рефлексивный.

На данном этапе проводится подведение итогов работы, анализ работы консилиума, определяются наиболее эффективные методы работы с детьми с ТНР.

3. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ   - работа с родителями.

Цель взаимодействия: разработать систему сопровождения детей с ОВЗ в семье.

Задачи взаимодействия:

1.Пропаганда знаний об особенностях взаимодействия с ребенком с ОВЗ, воспитания его в семье.

2.Выработка единых подходов к воспитанию детей.

3.Привлечение родителей к определению особенностей детей с ОВЗ.

На всех этапах учитывался уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

1. Диагностический этап

     С целью определения индивидуально – типологических особенностей дошкольника, выявления уровня информированности родителей проводится анкетирование родителей.

2. Поисковый этап

На данном этапе проводился анализ полученных данных, и планирование форм работы с родителями, которые будут наиболее эффективными.

3. Консультативный этап

На данном этапе проведены индивидуальные консультации с родителями. Даны конкретные рекомендации по сопровождению детей, имеющих проблемы в развитии.

4.Деятельностный этап

Были использованы различные методы взаимодействия с родителями. Анализ применяемых форм  работы с родителями показал, что наиболее эффективными формами являются: индивидуальные консультации, в процессе которых решается реальные проблемы реального ребенка; открытые занятия.

      Эффективной формой работы с родителями считаем проведение родительского собрания в форме игрового или проблемного тренинга. В процессе совместного обсуждения и решения проблемных задач родители совместно с педагогами находят общие способы воздействия на детей, вырабатывают единую линию сопровождения детей с ОВЗ.