Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников
методическая разработка ( группа) на тему

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в социуме, создает безопасное пространство для общения, способствует повышению уверенности в своих силах. Создаваемая на занятиях ситуация успешности помогает детям выражать свои мысли и чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_soprovozhdeniya.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психолого – педагогического сопровождения дошкольников

«Нам не страшен серый волк»

Пояснительная записка

«Самое страшное для ребенка – когда его не любят,

и больше всего он боится быть отвергнутым».

Джон Джозеф Эвой

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на жизни, как взрослых, так и детей. Расслоение общества на различные социальные слои определяет уровень мировоззрения человека. В отличие от взрослых, имеющих определенный опыт социализации и умеющих найти выход из  создавшейся ситуации, дети дошкольного возраста неизбежно попадают под эмоциональное состояние, в котором находятся близкие ребенку люди.

В отдельных категориях семей проявляются такие негативные явления как алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с членами семьи. Многие дети в семьях, где употребляют спиртные напитки,  стараются приглушить свои чувства, как плохие, так и хорошие. Это помогает уберечься от нестерпимо болезненных эмоций, но в, тоже время, лишает их возможности насладиться радостными, положительными эмоциями. В семье, где злоупотребляют  алкогольными напитками,  дети иногда чувствуют себя отвергнутыми обеими сторонами.  Родитель-алкоголик может стать недоступным в эмоциональном плане,  и родителю - не алкоголику, поглощенному своими переживаниями и неурядицами, бывает трудно уделить достаточно внимания детям. Результаты опроса родителей показывают, что для достижения своей цели (послушания ребенка, выполнения им инструкций, идущих от взрослых) они чаще всего прибегают к психическому и физическому насилию.

Ежегодно по решению Совета профилактики, в нашем дошкольном учреждении, выявляются семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети. Результаты исследования эмоционально -  психологического самочувствия ребенка из выявленной семьи указывают на то, что у воспитанников наблюдается высокий уровень тревожности, заниженная самооценка и отрицательное психоэмоциональное состояние.

Выявленные аспекты подтверждают своевременность и актуальность  разработки программы психологического сопровождения детей 4 – 6 лет, находящихся социально-опасном положении.

В основу содержательной части программы легли игры и упражнения из пособия Пчелинцевой Е.В. «Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками,  пережившими насилие», Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. «Учим детей общению», Белинской Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников»,  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в социуме, создает безопасное пространство для общения, способствует повышению уверенности в своих силах. Создаваемая на занятиях ситуация успешности помогает детям выражать свои мысли и чувства.

Основная цель программы – через создание зоны ближайшего развития способствовать формированию у ребенка доверия к окружающему миру, поднятию самооценки и уровня стрессоустойчивости.

Задачи программы:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
  3. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  4. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.
  5. Обучение новым способам рисования и развитие умения экспериментировать.
  6. Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

Программа направлена на работу с  детьми  4 – 6 лет, испытывающими эмоционально-отрицательные переживания, и включает в себя 8 занятий, которые проходят в игровой, увлекательной форме 1 раз в неделю во вторую половину дня. Время занятий  20-30 минут. Оптимальное количество детей в группе – 5 – 6 человек.

Каждое занятие состоит из нескольких частей:

1 часть ПРИВЕТСТВИЕ - создать атмосферу группового доверия и принятия

2 часть РАЗМИНКА - настрой на продуктивную групповую деятельность, активизирует и снимает эмоциональное напряжение

3 часть ОСНОВНАЯ - развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы

4 часть ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ -  подведение итогов занятия, закрепление в беседе нового опыта.

Игры и упражнения, используемые в занятии, направлены на чередование состояния активности и пассивности. В результате этого повышается гибкость и подвижность нервных процессов, развивается мелкая моторика, координация движения, снимается физическое и психическое напряжение увеличивается работоспособность, совершенствуются волевые качества.

Методические приемы, используемые в программе:

  • Слушание и обсуждение сказки.
  • Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  • Словесные и подвижные игры.
  • Рисование.
  • Беседы, направление на знакомство с различными чувствами и жизненными ситуациями.
  • Релаксации.

Ожидаемый результат – повышение у ребенка стрессоустойчивости, поднятие самооценки, снижение уровня негативного реагирования по отношению к родителям в случае неодобрения их поступков, снижения агрессивных проявлений, формирование доверия к окружающему миру.

Тематический план

Тема

Цели

Содержание

Время

1

Знакомство. Диагностика.

1. Познакомить детей с работой в группе.

2. Развивать коммуникативные навыки, создавать эмоциональный комфорт.

3. Развивать умение выражать свое отношение к себе, помочь осознать и принять индивидуальные особенности себя.

4. Выявлять качество страхов, обнаруживать их.

5. Развивать умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом. Выявить страх, оживить его.

1. Вводная работа с детьми: цели, задачи, правила.

2. Упражнение: «Дружба начинается с улыбки».

3. Игра: «Клубочек» (волшебный)

4. Сказка о подсолнечном семечке

5. Ритуал прощания: «Давай пожмем друг другу руки и подарим улыбку и любовь».

20 минут

2

Диагностика эмоциональных     состояний

1. Выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребенка с миром.

2. Создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха.

3. Диагностика эмоционально волевых состояний.

4. Эмоциональное переключение. Обыгрывание эмоций в символической форме.

1. Упражнение-игра «Если бы я был волшебником»

2. Рисование «Семья»

3. «Продолжи мой рассказ».

4. Ритуал прощания: «Подарим друг другу подарок»! (воображаемый).

25 минут

3

Рисункотерапия

2. Диагностика качества страхов. Выведение страхов.

3. Создание ситуации, в которой возможно овладение страхом.

4. Деятельная терапия.

5. Формирование чувства близости с другими людьми способствует принятию детьми друг друга.

1. Игра: «Добрый злой мяч».

2. «Сказка про Кляксу».

3. Рисование «Кляксы»

4. Ритуал прощания.

Игра-упражнение «Связующая нить».

25 минут

4

Неожиданность

1. Снятие     психоэмоционального напряжения у детей.

2. Снятие торможения при необходимости быстро отвечать.

4. Обеспечить эмоциональную разрядку, уменьшить, страх перед наказанием, усилить

способность быстро принимать решение.

5. Развивать положительные эмоции.

1. Упражнение «Театр прикосновений».

2. Игра «Мяч в кругу».

3. Упражнение «Кораблик».

4 Игра «Необычное сражение».

6. Ритуал прощания: «Цветик-семицветик».

30 минут

5

Сказочные герои

1. Снятие     психоэмоционального напряжения у детей.

2.Обеспечить эмоциональную разрядку, усилить

способность быстро принимать решение.

3. обучать достигать эмоционально-уравновешенного состояния, снятия страха, напряжения в общении с окружающими

1. Игра «Связующая нить».

2. Задание «Вычеркни»

3.Игра-упражнение «Неваляшка».

3. Игра «Зеркальный монстр».

4. Упражнение-игра «Уходи, страх, уходи!».

5. Ритуал прощания

30 минут

6

Замкнутое пространство

1.Развивать чувство доверия, смелость.

2. Преодоление страха замкнутого пространства (транспорт, лифт). Обыгрывание своего страха в ролевой форме.

3. Преодоление страха замкнутого пространства.

4.Преодоление   страха   высоты. Обучение умению управлять своим состоянием (эмоциональные качели).

1. Игра «Соломинка на ветру».

2. Упражнение «Автобус».

3. Упражнение «Сжатие»

4. Игра «Кочки».

5. Телесно-ориентированная техника «Воздушные облака».

25 минут

7

Мы вместе

1. Эмоциональное реагирование на страх.

2. Снятие психологических и физических зажимов и эмоционального напряжения.

3. Повышать уверенность в собственных действиях.

1. Упражнение   «Проигрывание   эмоций»  

2. Рисование ладошкой, пальцем.

3. Рисуночная игра «Салют».

4. ритуал прощания.

30 минут

8

«Ребята, давайте жить

дружно»

1. Развитие навыков бесконфликтного общения.

2. Развитие умения договариваться друг с другом.

3. Развитие умения благодарить.

1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки»

 2. «Да и нет».

3. Беседа «Как правильно

дружить».

4. Игра «Разговор в парах спиной друг к другу».

5.Ритуал прощание «Спасибо за приятный

день».

30минут

Мероприятия по взаимодействию

 с родителями воспитанников  и с педагогами.

Название мероприятия

Контингент участников

Срок проведения

Ответственный

1.

Диагностический анализ семьи, опрос воспитателей.

Педагоги

Сентябрь

Педагог - психолог

2.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребенка на защиту от всех форм насилия»

Педагоги  и родители

Декабрь

Педагог - психолог

3

Тренинг «Приемы отработки навыка общения с детьми»

Педагоги и родители

Январь

Педагог – психолог

4

Информационные буклеты в уголке  педагога-психолога

- «Рациональные пути разрешения конфликта»; 

- «Влияние семьи на развитие ребенка»

Педагоги и родители

В течение года

Педагог – психолог

Мониторинг программы.

Цель: получение информации об эффективности работы педагога – психолога с  воспитанниками 4 – 6 лет, испытывающих эмоционально-отрицательное переживания.

Объект мониторинга:

  • эмоциональное самочувствие ребенка в детском саду;
  • наличие или отсутствие  тревожности у ребенка;
  • социально - эмоциональное благополучие в группе.
  • динамика внутрисемейных отношений.

Диагностическая работа проводится до и после проведения цикла развивающих занятий по программе.

Оценка динамики развития  осуществляется на основе сравнения результатов первичной и повторной комплексной индивидуальной диагностики каждого ребенка. 

Используемые методики обследования:

1. Изучение самооценки ребенка Методика «Лесенка» (Г.Щур). / Т.Д.Марцинковская Диагностика психического развития детей. – М., Линка – Пресс, 1997 г., стр. 54.

2. Определение уровня тревожности Тест тревожности (Р.Темпл, В.Амен, М.Дорки). / Т.В.Костяк Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М., Академия, 2008, стр.100.

3. Определение позитивных и негативных психических состояний. Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова). / М.А.Панфилова Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: «Гном и Д», 2005. – С.54.

4.  Изучение взаимоотношений в группе детского сада Методика «Секрет» / Т.А.Репина социально – психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

5. Определение уровня тревожности детей раннего возраста Методика диагностика тревожности, включающая наблюдение (мет. Р.Сирса) О.В.Хухлаева, Основа психологического консультирования и психологической коррекции. М.изд. Центр Академия, 2004 – 208 с. 

Список средств обучения.

  1. Технические средства обучения.
  • CD – проигрыватель,
  • Ноутбук, проектор, экран.
  1. Дидактический материал.
  • Образные игрушки по темам занятий
  • Демонстрационный материал по темам
  1. Оборудование.
  • мольберт
  • Краски для пальцеграфии, акварель, гуашь
  • Листы бумаги (разного размера).

Информационные ресурсы.

  1. Васина Е., Барыбина А. Арт-альбом для семейного консультирования. Детский. СПб.: Речь, 2006. – 24 с.
  2. Белинской Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников,  — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. —  125 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
  4. Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. «Учим детей общению». Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Изд.: Академия развития, 1997. стр. – 237
  5. Пчелинцева Е.В. Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками,  пережившими насилие. Издательство: Гном и Д , 2000. стр. – 32

Конспект занятий психолого - педагогического сопровождения дошкольников «Нам не страшен серый волк»

 

Занятие 1

1. Упражнение: «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча добрую улыбку (по цепочке).

2. Игра: «Клубочек» (волшебный)

 Дети передают по кругу клубок с вопросом: Кто ты? Или какой ты? И отвечают на него, презентуют себя.

3. Сказка о подсолнечном семечке

Направленность сказки:  Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив. Страх самостоятельности, общая боязливость.  

Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»

В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.

Однажды — дело было в конце лета — их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»— звал Ветер.

Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.

Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.

Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко, и в которой было так уютно.

«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно.

Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.

И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»— думало семечко.

Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.

«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя.— Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».

И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»— и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.

Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.

Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки.

Они все были рады встретиться снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.

И семечко было очень счастливо.

Вопросы для обсуждения

Чего боялось семечко?

Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет?

Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?

4. Ритуал прощания: «Давай пожмем, друг другу руки и подарим улыбку и любовь».

Занятие 2

1. Упражнение-игра «Если бы я был волшебником»: 

а) дети шепчут на ухо ведущему, в кого бы они превратили родителей и себя (ведущий фиксирует ответы).

2. Рисование «Семья»

Материал: шаблоны фигур - женской, мужской, детской (см. Приложение), краски, кисточки, емкость с водой.

Ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокомментировать свою работу.

3. «Продолжи мой рассказ».

Дети продолжают «сказки Шелби» (ведущий фиксирует ответы), количество сказок определяет сам педагог от эмоционального состояния подгруппы детей.

Сказка «Птенец»

Цель– выявить степень зависимости ребенка от родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».

Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается улететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.); «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п.

Сказка «Страх»

Цель – выявить наличие и содержание страхов.

Один мальчик говорит себе: « Как страшно!». Чего он боится?

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-нибудь животного»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.п.

Типичные патологические ответы: (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Боится, что умрет мама (папа)»; «Боится черта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что он останется один» и т.п.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и самобичевание.

Сказка «Новость»

Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

Один мальчик возвращается с прогулки (садика, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна тебе сообщить одну новость»

Какую новость хочет сообщить ему мама?

Типичные нормальные ответы: «К обеду приедет гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он принял ванну» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама сердится, потому что мальчик что-то сделал не так, как она велела»; «Мама хочет наказать или запретить мальчику что-то сделать» и т.п.

Сказка «Дурной сон»

Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими.

Однажды утром мальчик резко проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Ему приснилось, что папа или мама умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотят бросить под машину» и т.п.

После того как ребенок немного осознал новость о разводе важно продолжать общение с ребенком, необходимо дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах. Если это сделать самостоятельно ребенку сложно, то можно задать ему вопросы:

1. Чего он боится больше всего на свете?

2. Что сделала мама правильно, а что неправильно?

3. Что сделал папа неправильно?

4. Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так?

5. Хочет ли он встречаться с отцом?

6. Как бы он предпочел провести праздник (пойти с папой в зоопарк, провести праздник дома и др.?)

7. Есть ли у него заветное желание?

8. Хочет ли встретиться с родственниками мужа (бабушка, дедушка, двоюродные братья и сестры)?

9. Снятся ли ему плохие сны?

Вопросы могут быть различны в зависимости от реакции ребенка. Важно как можно больше разговаривать с ребенком на проблемы, которые его волнуют. Беседы следует проводить в доброжелательной манере. Ребенок должен знать, что он не одинок, что рядом с ним понимающая его мать (отец), которому можно все рассказать.

4. Ритуал прощания: «Подарим друг другу подарок»! (воображаемый).

Занятие 3

  1. Игра: «Добрый злой мяч» (М.Р.Битянова)

Участники становятся в широкий круг. Кидают друг другу мяч. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый – злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи, тот, кому  адресован мяч угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым». После окончания игры ведущий задаёт вопросы:

- что  чувствовали, когда ловили «злой» мяч?

- что  чувствовали, когда ловили «добрый» мяч?

2. «Сказка про Кляксу».

Рассказывает ведущий.

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый своим долгом считал воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ее встречал, в ужасе говорил: «Какая желтая Клякса!». Тогда она зашла в магазин, купила красной краски и покрасила свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Нои этого никто не оценил. И она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!». Очень обиделась Клякса. Взяла она остаток синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась так, что размазала краску вокруг себя, и все дупло стало очень уютным и красивым. В это время пролетала Сова – мудрая голова (а Совы, как правило близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса, «Здравствуй, прекрасная незнакомка! – сказала Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась.

3. Задание: «Рисование «Кляксы».

Дети, выбирают краску любого цвета, ставят  кляксы на листе, перегибают лист пополам, разворачивают лист и смотрят, на что похож полученный рисунок. Можно предложить дорисовать его.

4.  Ритуал прощания. Игра-упражнение «Связующая нить». 

Дети сидят, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

Занятие 4

1. Упражнение «Театр прикосновений».

Дети ложатся на ковер в позу «звезды», закрывают глаза. Включается музыка. Дети прикасаются друг к другу необычным способом - одним пальцем ко лбу, а ладонью - к ноге; ребром ладони - к животу, кулачком - к груди, локтем - к животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают упражнение.

2. Игра «Мяч в кругу». 

Бросание мяча друг другу, стоящими в кругу взрослыми и детьми. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника и сказать любое пришедшее в голову слово: «на», «зайчик», «держи». Тот, кто не может найти слово, получает кегли, от которых должен освободиться.

3. Упражнение «Кораблик».

Одеяло - корабль, дети, взрослые - матросы. Одни ребенок - капитан. Он должен давать команды. Матросы берутся за край одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По  команде «буря» качка усиливается. Капитан подает команды. Корабль опускается на пол.

4.  Игра «Необычное сражение».

Дети и взрослые кидают друг в друга «снежки», тряпичные мячи.

5. Ритуал прощания «Цветик-семицветик».

 Дети загадывают одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет.

По очереди дети с лепестками кружатся и говорят:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы...

Занятие 5

1. Игра «Связующая нить».

Дети сидят, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

  1. Задание «Вычеркни»

Для достижения эмоционально-уравновешенного состояния, снятия страха, напряжения в общении с окружающими используются заранее приготовленные графические изображения героев сказок, «волшебных предметов» таких как:

добрый волшебник

волшебный ковер

сказочная птица

зонтик «добрых снов»

злой колдун

ступа Бабы-Яги

черный ворон

зонтик «страшных снов»

и т. п.

Ребенку предлагается выполнить задание: «Вычеркни на рисунке отрицательных героев», или положительных героев раскрасить (варианты работы с данным материалом разнообразны).

    

3. Игра-упражнение «Неваляшка».

Играющих - трое. Двое встают на расстоянии метра друг от друга Ноги стоят устойчиво, упор на одну ногу. Руки вытянуты вперед. Между ними - третий участник с завязанными глазами. Дается команда: «Ноги от пола не отрывать. Падать назад».

4. Игра «Зеркальный монстр»

Цель:        Снятие     напряжения,     преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.

Материалы Зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: Попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх. 

5. Упражнение-игра «Уходи, страх, уходи!».

Дети ложатся на ковер по кругу. Между ними – подушки. Закрыв глаза, дети бьют ногами по полу, руками - по подушке с криком: «Уходи, страх, уходи!». Расслабляются в позе «звезда».

6. Ритуал прощания «Связующая нить». 

Дети сидят, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

Занятие 6

1. Игра «Соломинка на ветру».

Упражнение группой 6-8 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается соломинка. По команде: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» - участники, прикасаясь к плечам «соломинки», передают по кругу.

2. Упражнение «Автобус».

Участники игры, держась руками друг за друга, образуя как бы каркас автобуса с водителем впереди. «Автобус подкатывает к остановке, забирает «пассажиров», которые. Входят  в единственную, плохо работающую «дверь» и «едет» с объявляемыми водителем остановками.

3. Упражнение «Сжатие» (2-3 круга). 

Дети и взрослые, стоя в кругу, начинают суживать пространство. Ребенок в кругу, расставив руки, обороняется...

4. Игра «Кочки».

Расставляются, на расстоянии одного шага (для ребенка), стулья, повернутые разные сторонами. Все вместе они образуют одну прямую или изгибающуюся линию. Стулья - камни. Дети переходят по камням на другой берег. Взрослые выражают недоверие детям. Часть детей изображают животных, пугают идущих.

5. Телесно-ориентированная техника «Воздушные облака».

Детям предлагается превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка, все танцуют весело и радостно.

Занятие 7

1. Упражнение   «Проигрывание   эмоций»  

Детям предлагается улыбнуться, как:

- кот на солнце;

- радостный ребенок;

- само солнце;

- Буратино;

- будто ты увидел чудо;

-хитрая лиса.

 2. Рисование ладошкой, пальцем.

Ребенку даются краски различных цветов и оттенков, листы бумаги, на которые он наносит «отпечаток» своей ладошки, своего пальчика, предварительно обмакнув их в тарелочку с краской.

Взрослый поддерживает ребенка, сопровождая его действия одобрением, предлагая в необходимый момент помощь (в случае, если ребенок боится испачкаться).

Полученное цветное изображение может быть дополнено деталями для того, чтобы ребенок понял, что рисовать предметы можно не только карандашами и кисточкой, и познал другие способы изображения, другие возможности реализации собственных способностей. Один и тот же предмет, образ может быть изображен по-разному. Взрослый поощряет самостоятельность, воспитывая чувство уверенности в ребенке.

3. Рисуночная игра «Салют».

Дети, манипулируя любым способом, кистью или зубной щеткой стараются брызнуть на лист бумаги, устраивая волшебный салют в честь победы над страхом.

4. Ритуал прощания «Кулачок». 

Дети сидят в кругу, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, ладони раскрыты. Взрослые кладут «подарки» на ладонь ребенка, дети сжимают кулачки. По сигналу открывают глаза и разжимают ладони.

Занятие 8

1. Упражнение: «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча добрую улыбку (по цепочке).

2. Игра: «Да и нет».

Дети разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Решают, самостоятельно кто в игре говорить «Да», а кто — «Нет». Один ребенок начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Первый ребенок снова говорит: «Да!», может, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: «Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из детей должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Слово можно по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Можно произвести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время подается сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

3. Беседа «Как правильно дружить».

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них приведены ниже.

  1. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
  2. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
  3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
  4. Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
  5. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Можно вместе с детьми также сформулировать и правила игры:

  • Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
  • Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.
  • Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, то выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

4. Игра «Разговор в парах спиной друг к другу». 

Дети разбиваются  на пары и сядьте спиной друг к другу. Им необходимо договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу».

(Тему разговора дети придумывают сами или ее можно подсказать.)

Вопросы детям:

  1. Было ли вам удобно разговаривать, сидя спиной друг к другу?
  2. Не хотелось ли что-нибудь изменить?
  3. Как вы думаете, как лучше разговаривать — когда видишь своего собеседника или когда не смотришь на него?

5. Ритуал прощания «Спасибо за приятный день»

Дети стоят в общем кругу. Один ребенок выходит в середину круга, другой подходит к нему и говорит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит следующий, берет за свободную руку кого-либо из детей, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Так до тех пор, пока все не окажутся в новом кругу.

Ведущий предает детям крепко пожать соседу руку, молча посмотреть друг другу в глаза  и улыбнуться.

Приложение

Шаблоны  фигур - женской, мужской, детской  к занятию № 2

(упражнение «Семья»)

 

Рекомендации педагогам по проведению  Арт - терапевтических занятий

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да н не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми.

Замечательным инструментом является так называемая арт-терапия, т.е. излечение искусством. Арт-терапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, кинотерапия, куклотерапия, прикладное творчество все это ассоциируется с детством, с беззаботностью и легкостью существования в мире. Арт-терапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения творческого самовыражения детей и взрослых. Кроме того арт-терапия позволяет человеку освободится от зажимов, расслабиться, снять запреты быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное - разрешить самому себе встретиться с собственной силой, отдохнуть и узнать о самом себе что-то новое и интересное.

Методические рекомендации по проведению арт-терапевтических занятий:

Занятия проводиться могут в индивидуальной и в групповой форме по 6-8 человек с использованием реквизита (краски и карандаши, куклы, музыкальные инструменты костюмы и т.д.) и без него. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Этот позволяет сделать занятия более насыщенными, динамичными и менее утомительными благодаря частым переключением с одного вида деятельности на другой. Рекомендованная продолжительность занятий 20-30 минут.

Структура занятий:

1 часть ПРИВЕТСТВИЕ создать атмосферу группового доверия и принятия

2 часть РАЗМИНКА настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует и снимает эмоциональное напряжение

3 часть ОСНОВНАЯ ЧСТЬ развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы

4 часть ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ подведение итогов занятия, закрепления в беседе нового опыта.

Игры и упражнения, направлены на чередования состояния активности и пассивности. В результате этого повышается гибкость и подвижность нервных процессов, развивается мелкая моторика, координация движения, снимается физическое и психическое напряжение увеличивается работоспособность, совершенствуются волевые качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет

Данная программа психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:• Федеральным законом № 273-ФЗ от 01.09.2013г. «Об ...

Программа Психолого- педагогического сопровождения эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)

Цель программы: Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения со сверстниками.Задачи:1.     Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир челове...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников в рамках образовательной модели «Детский сад – сад детских инициатив»

Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников в рамках образовательной модели«Детский сад – сад детских инициатив»...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ педагога-психолога лекотеки

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психологическое просвещение. психологическое консультирование,...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи

Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...