Конспект занятия по формированию грамматического строя речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Открытый просмотр НОД по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый просмотр НОД24.32 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по теме: «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах; образование слов-антонимов; образование сложных прилагательных; образование притяжательных прилагательных. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Составление предложений с предлогом с.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, общей моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков самостоятельности, инициативности, активности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей; плакат «Домашние животные»; карточки с домашними животными и детёнышами на столе у каждого ребёнка; игрушка дерево, лошадь, собака, кошка; картинки с изображениями угощений для животных; письмо и задания в конвертах от бабушки; мяч.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий с изображениями животных детей. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга», сказки В. Сутеева «Капризная кошка».

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развитие слухового и восприятия.)

Дети стоят в кругу, логопед здоровается с детьми, дети здороваются с гостями, объявляет тему занятия.

Мы сегодня отправимся в деревню к бабушке Клаве. Она нам прислала письмо с приглашением в гости. Давайте прочитаем, что пишет бабушка: «Дорогие ребята, приезжайте ко мне в гости в деревню. Чтобы бы вам не было скучно в дороге, я вам предлагаю выполнить задания о моих любимых животных».  

Логопед включает СД-проигрыватель с записью звука идущей электрички.

Л о г о п е д. Вы поняли, на каком транспорте мы отправимся в наше путешествие? (Дети садятся на стульчики.)

Л о г о п е д. Сегодня мы будем говорить о домашних животных, об их внешнем виде, о том, как они живут у человека, как человек ухаживает за ними.

Задание № 1. «Загадки»: (дети отгадывают загадки от бабушки Клавы, а затем загадывают загадки, которые выучили, педагог выставляет изображения животных на доску)

1.Заворчал живой замок –

Лег у двери поперек. (Собака)

2. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

3. Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах её копыта,

Ест и пьет она из корыта. (Свинья)

Л о г о п е д. Ребята, а вы знаете загадки про животных?

Р е б е н о к. Сама - пестрая, ест – зеленое,

Дает - белое.  (Корова)

Р е б е н о к. Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Р е б е н о к. Молоко ее полезно,

В огород она залезла,

И гдядит «во все глаза» -

Длиннорогая … (коза.)

Р е б е н о к. По горам, по долам

Ходит шуба и кафтан. (Овца.)

Р е б е н о к. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызет морковку. (Кролик.)

Л о г о п е д. Как назвать этих животных одним словом?

Р е б е н о к. Домашние животные.

Ло г о п е д. Почему мы их называем домашними?

Р е б е н о к. Потому что они живут рядом с человеком.

Р е б е н о к. И он заботится о них.

Л о г о п е д. Зачем человек заботится о животных?

Р е б е н о к. Они ему приносят пользу.

Л о г о п е д. Какую пользу они приносят?

 Р е б е н о к. Корова дает молоко и мясо.

Р е б е н о к. Кошка ловит мышей.

Р е б е н о к. Собака охраняет человека и его дом.

Р е б е н о к. Лошадь перевозит грузы и людей.

Р е б е н о к. Коза дает мясо, молоко и шерсть.

Р е б е н о к. Овца дает мясо и шерсть.

Р е б е н о к. Свинья дает мясо, сало и кожу.

Л о г о п ед. Правильно, ребята!

Задание № 2. Игра с мячом: «Один - много».

Логопед называет животное в единственном числе, а ребенок – во множественном с добавлением слова «много»:

Л о г о п е д. Кот - …

Р е б е н о к. … много котов.

(Собака – много собак, корова - много коров, лошадь – много лошадей, кролик – много кроликов, теленок – много телят,  …)

Задание № 3. Игра: «Скажи наоборот». (Образование слов-антонимов.)

Л о г о п е д. Конь большой, а кот …

Р е б е н о к. … маленький.

Л о г о п е д. Посмотрите на животных, давайте их сравним:

у кошки шерсть длинная, а у коровы …. (короткая);

бык сильный, а теленок …. (слабый);

лошадь высокая, а собака …. (низкая);

у свиньи толстые ноги, а у козы ….

Логопед убирает картинки с доски.

Задание № 4. Игра: «У кого что?»

- Посмотрите на картинки (логопед вывешивает на доску картинки собаки, лошади и человека) и ответьте:

у человека рот, а у животного …(пасть)

у человека зубы, а у животного… (клыки)

у человека руки, а у животного (лапы, копыта)

у человека ногти, а у животного(когти)

у человека лицо, а у животного(морда)

у человека волосы, а у животного (шерсть, щетина)

Л о г о п е д. Молодцы, ребята! Справились с такими сложными заданиями! Бабушка Клава будет вами довольна.

Логопед включает СД-проигрыватель с записью звука вокзала.

Л о г о п е д. Вот мы и приехали! Смотрите, кто нас встречает. (Логопед вывешивает на доску картинку кошки, которая тянется.)

Р е б е н о к. Это кошка.

2. Физкульминутка «Кошка». (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)

Кошка прятаться любила,

Кошка спрятаться решила.

(Дети приседают.)

Мы ее везде искали,

Мы ее повсюду звали.

(Дети качают головой в разные стороны.)

«Кис-кис-кис, кис-кис-кис,

Выходи к нам, покажись!»

(Дети наклоняются и зовут кошку.)

В дом тебя мы унесем

 И напоим молоком.

(Дети шагают на месте, затем садятся на стульчики. Логопед вывешивает картинку с котятами.)

А у кошки есть котята, они любят играть с мячиками. Давайте же и мы с ними поиграем.

3. Пальчиковая гимнастика с мячом су-джок.

Я круги мячом катаю.

Взад – вперед его гоняю.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч нажму,

А потом опять начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

Логопед включает СД-проигрыватель с записью голосов домашних животных.  

Л о г о п е д. Как вы думаете, где мы сейчас оказались?

Д е т и. Мы оказались в деревне, на скотном дворе.

Л о г о п е д. Чьи голоса вы услышали?

Д е т и. Мы услышали голоса коровы, лошади, козы, овцы, свиньи, собаки, кошки.

Задание № 5. Игра: «Кто что делает?» (Расширение глагольного словаря. Составление сложных представлений со значением противопоставления.)

Л о г о п е д. Расскажите, как подают голос домашние животные, что они делают. Например, корова кричит: «Му!» – Корова мычит.

Л о г о п е д. Лошадь кричит: «И-го-го!»

Р е б е н о к. Лошадь ржет.

Л о г о п е д. Коза кричит: «Ме!»

Р е б е н о к. Коза мекает. И т.п.

Л о г о п е д. А теперь попробуйте составить предложения о двух животных. Логопед показывает детям по две картинки, один ребенок говорит, как кричат эти животные, другой ребенок говорит, что они делают. «Мяу-мяу, хрю-хрю» - «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т.п.

Задание № 6. Игра: «Чей, чья, чьи?» (образование притяжательных прилагательных.)

Логопед выставляет игрушки домашних животных и задает детям вопросы.

Л о г о п е д.  Посмотрите, где показалась голова лошади?

Р е б е н о к. За деревом.

Л о г о п е д. Чья голова?

Р е б е н о к. Лошадиная голова.

Л о г о п е д. Чья грива?

Р е б е н о к. Лошадиная грива.

Л о г о п е д. Чей хвост?

Р е б е н о к. Лошадиный хвост.

Л о г о п е д. Чьи копыта?

Р е б е н о к. Лошадиные копыта.

Л о г о п е д. Очень хорошо! Это было довольно сложное задание. Вы удивили и порадовали меня.

Аналогично, с собакой, которая сидит под деревом и кошкой, которая сидит на дереве.

Задание № 7. Игра: «Назови семью» (Составление предложений, используя предлог с).

Л о г о п е д. Ребята, у некоторых из вас на столе картинки с изображением семьи домашних животных, расскажите, у кого какая семья.

Р е б е н о к. У меня пес с собакой и щенятами.

Р е б е н о к. У меня кот с кошкой и котятами.

И т.д.

Логопед оценивает работу детей и убирает картинки.

Задание № 8. Игра: «Накорми животных». (Употребление существительных в косвенных падежах.)

Л о г о п е д. Ребята, у некоторых из вас на столе картинки с изображениями угощений для домашних животных, давайте угостим всех домашних животных. Я буду по одному приглашать к доске, а вы прикрепляйте угощение рядом с животным и рассказывайте, кого и чем вы угостили.

Р е б е н о к. Я угощу кошку молоком и рыбой.

Р е б е н о к. Я угощу корову сеном. И т.д.

3. Итог занятия.

Л о г о п е д. Молодцы, ребята. А теперь пора возвращаться домой. Вам понравилась наша поездка в деревню? Бабушка Клава вам приготовила сюрприз – это раскраски домашних животных и их детенышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.

Практическое использование слов с ласкательным и увели­чительным значением: ИК, ИЩ....

конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе

развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: практическое употребление предлогов под, из-под.

Закрепить знание детей о значении предлогов ИЗ-ПОД, ПОД. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи. Упражнять детей в составлении предложений с данными предлогами. Уточнить пространственное...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи во второй младшей группе .«В гостях у собачки Маруси»

Конспект  занятия по формированию грамматического строя речи во второй младшей группе .Тема: «В гостях у собачки Маруси»Цель. Формирование грамматического строя речи. Задачи...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...