Об особенностях работы с семьёй, имеющей ребенка раннего возраста с ТМНР
материал по коррекционной педагогике

Наталья Сергеевна Таскина

В данной статье представлен опыт работы организации с семьями, имеющими детей раннего возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об особенностях организации работы с семьёй, имеющих ребенка раннего возраста с ТМНР

Таскина Наталья Сергеевна, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория

      Семья – это важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.


       Появление в семье ребенка с отклонениями и  нарушениями в развитии (особенно с ТМНР) «загоняет» её в сильнейший психологический стресс.

       В этот период родители, как правило, остаются один на один со своей бедой. У них возникает миллион вопросов, ответы на которые ни кто не даёт. Взрослые начинают «искать виновных» в случившемся, что приводит к постоянным внутрисемейным конфликтам или даже распаду семьи.

       В такой момент семьи, как правило, закрываются от окружающих, отстраняются от общения с близкими, становятся агрессивными, нервозными.

Чувствуя эмоциональное  напряжение, переживание и опасения со стороны взрослых, малыш начинает отражать их; у него также начинаютпоявляются черты нервозности, издерганности, капризности.

Данная ситуация, как снежный ком, только нарастает и усугубляется.

 Родители не знают, как вести себя со своим ребенком и что делать дальше, а, иногда, и вовсе бояться его.

     Уровень жизнестойкости такой семьи крайне низок. И любые, даже незначительные происшествия, могут негативно сказаться на будущем данной ячейки общества.

       В этот период им просто необходима психолого-педагогическая поддержка и помощь.

       На протяжении многих лет мы работаем с семьями, имеющими детей раннего возраста с нарушениями и отклонениями в развитии. Услуги, предоставляемые в Центре психолого – медико – социального сопровождения, семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи.

      Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия. И близкие взрослые должны  иметь возможность поделиться этими «силами» со своим малышом, должны иметь информацию о медицинских, социальных и педагогических  возможностях для своей семьи.

      К нам за помощью обращаются семьи, дети которых имеют:  

  1. статус «ребенок – инвалид»;
  2. с выявленными тяжелыми хроническими заболеваниями;
  3. воспитывающиеся в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  4. имеющие ограничения жизнедеятельности или риск появления таких ограничений:
  5. дети с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным ПМПК.
  6. дети, семьи которых беспокоятся по поводу развития, трудностей поведения и адаптации ребенка в возрасте до 3х лет;

      Приходя в Центр, семья берётся на сопровождение: кому-то достаточно консультационного сопровождения, а кому-то требуется составление и реализация ИПРП.

       В ЦПМСС уже много лет проводится работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ и детей – инвалидов раннего возраста в условиях группы социализации и адаптации.

     Основная цель работы такой  группы - дать ребенку в возрасте от 0 до 4-ех лет возможность   опыта встреч с другими людьми, с обществом в обстановке безопасности и принятия.

      Принятие ребенка, его особенностей, его желаний, его родителей, его истории — это подтверждение того, что он существует, принятие отвечает его потребности в развитии идентичности и базовой безопасности.

Ребенок, имеющий   опыт посещения группы социализации и адаптацииспокойно находится  среди других (чужих) людей, сохраняя уверенность по отношению к внешнему миру. Он  научается не только быть среди посторонних, но и  обучается взаимодействию со сверстниками и взрослыми, учится обращаться к ним с просьбами, высказывать свои желания, регулировать свое поведение вне дома. Посещение детьми нашей группы является хорошей профилактикой тех тяжелых последствий  разлуки с домом, которые часто возникают в период адаптации к   детскому саду.

       Другой целью работы таких групп являетсяповышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с особенностями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. В группах раннего возраста  взаимодействие происходит в триаде «педагог» - «родитель» - «ребенок». Помимо непосредственно организованной педагогической деятельности, в процессе которой родитель знакомится с методами,  приемами работы с детьми,  с родителями проводятся беседы на темы, касающиеся вопросов воспитания, обучения, развития и взаимодействия с детьми о ОВЗ.

     В процессе  такого  взаимодействия родитель научается замечать даже малейшие положительные изменения в развитии своего малыша, отмечая маленькие шажки роста и развития своего ребенка. В этом им помогает ведение  «Дневников развития», которые мамочки и папочки с удовольствием заполняют, отмечая свои достижения.

      Ещё одной немаловажной целью функционирования группы является взаимная поддержка семей. Какой -то период наша группа так и называлась – «Группа взаимной поддержки».

       Посещая нашу группу для детей раннего возраста с ОВЗ, родители чувствуют эмоциональную поддержку, получают возможность высказать свои волнения и опасения, быть услышанными; видят, что они не одиноки, встречают другие такие же семьи, имеющие детей с особенностями в развитии.

      В такой группе родитель находится в контакте не только с педагогом, но и с другими родителями, с их историями. Семьи начинают обмениваться  опытом, у них появляются «общие» интересы, цели; начинают вместе гулять, посещать реабилитационные центры, ходить друг к другу в гости. Взрослые начинают по – другому смотреть на проблемы своего ребенка, свою жизнь, начинают принимать ситуацию, а главное – принимать своего малыша с его особенностями.

       Мы стремимся, чтобы родители, общаясь с ребенком, смотрели на него,устанавливали контакт глаза в глаза, брали на руки, держали его, разговаривали,улыбались, прижимали к себе. 

       Педагоги помогают родителям найти оптимальные пути в решении вопросов воспитания и обучения детей с особенностями в развитии, помогают стать уверенными и сильными в преодолении трудностей в их жизни, чтобы помочь ребенку развиваться и приобретать полезные навыки и умения. В итоге такого взаимодействия семьи, имеющие детей с ОВЗ, посещающие Центр,  получают не только эмоциональную поддержку; у них формируются цели и перспективы на будущее;у родителей  повышается уровень жизнестойкости.

     Еще одним направлением работы  ЦПМСС, с детьми раннего возраста, начиная с 2003 года, являются ранние профилактические осмотры. На такой осмотр могут записаться родители, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет 11 месяцев.

      Цель раннего профилактического осмотра: раннее выявление детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей группы риска.

      На протяжении последних 5лет, ранние профилактические осмотры стали проходить в рамках сотрудничества с ДОУ города. Детским садам, где есть группы раннего возраста, рекомендовано направлять своих воспитанников и их семьи на ранний профилактический осмотр если у ребенка:

 возникают трудности в усвоении образовательной программы;

Наблюдаются задержки в развитии;

Нарушения в эмоциональной сфере, поведении;

Ребенок находится в трудной жизненной ситуации;

      По статистике, из 100% обратившихся около 50% действительно нуждаются в оказании психолого – педагогической помощи, остальные 50% — это детки, имеющие функциональные состояния, которые получили рекомендации по воспитанию, развитию или медицинскому сопровождению.

К сожалению, практически половина из «нуждающихся» узнают о том, что у ребенка есть особенности в развитии и ему необходима специальная (коррекционная) помощь впервые   слышат об этом в рамках раннего профилактического осмотра.

       По результатам РПО семьям выдаются рекомендации: родителей информируют об актуальном уровне речевого и познавательного развития, о возможных его рисках; представляются возрастные нормативы развития, рассказывается о педагогических аспектах, требующих внимания (для конкретного ребенка), предлагается маршрут дальнейшего психолого – медико – социального сопровождения ребенка; часть детей направляется на ПМПК.

       На РПО или консультацию к специалистам может записаться любая желающая семья, имеющая вопросы по воспитанию, развитию или оздоровлению своего ребенка.

      В заключении хочется отметить, что в учреждении создаются условия по своевременному выявлению детей с ОВЗ, с проблемами в развитии и воспитании, а также детей группы риска. Нуждающимся детям и их семьям оказывается квалифицированная психолого – педагогическая помощь.

      Практика показывает, что комплексная, адекватно оказанная помощь детям, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяет достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинается оказываться коррекционная помощь, тем она более эффективна. Эффективна как для ребенка, так и для семьи в целом.Семья оказывается в рамках психолого – педагогического сопровождения; повышается жизнестойкость родителей.

       А жизнестойкость родителей – основа для успешной адаптации детей с нарушениями  и отклонениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.

Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с ОВЗ,...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей....

Перспективное планирование работы с семьёй в группе раннего возраста

      Перспективное планирование работы с семьёй        в группе раннего возраста на  2018-2019 у. г.МесяцНазвание мероприятияСентябрь- Ро...

Психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ

На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к повышению толерантности общества к лицам, имеющим особенности в развитии и ограниченные возможности здоровья. Это мы можем заметить в том, как...

Опыт работы "Система сопровождения развития ребенка раннего возраста"

Статья. Участник регионального конкурса "детские сады-детям"...

Памятка для родителей «Об особенностях участия родителей в диагностике ребенка раннего возраста»

Памятка  для родителей: об особенностях участия родителей в диагностике ребенка раннего возраста (роль родителей, что от них требуется, что им нужно знать, чего делать при диагностике не нужно, к...

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста...