Презентация опыта работы по теме: «Музыкальная деятельность как средство социализации дошкольников с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду уделяется музыкальной деятельности, роль которой заключается в развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется,  в повышении самооценки ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iz_opyta_raboty_pestretsy.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского

 муниципального района Республики Татарстан

Презентация опыта работы

по теме:

«Музыкальная деятельность

 как средство социализации дошкольников с ОВЗ»

Гафиятуллина Э.В.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

с.Пестрецы, 2019 г.

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Ребёнок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду уделяется музыкальной деятельности, роль которой заключается в развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется,  в повышении самооценки ребенка.

Наш детский сад посещают несколько детей  с ОВЗ. Дети с ОВЗ испытывают дефицит игровой, двигательной и эмоциональной деятельности, поэтому  на музыкальных занятиях необходимо большое разнообразие двигательной активности. В соответствии  с этим, в свою работу включаю специально подобранные игры, которые развивают внимание, память, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки. Все  наши музыкальные занятия заканчиваются релаксационными упражнениями.    Дети учатся расслабляться, а также сосредоточиваться на создаваемых образах, фантазировать. Повторение знакомых игр детям не надоедает, чем свободнее они выполняют какое-либо действие, тем больше радости им это доставляет.

Занимаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я ставлю перед собой цель – помочь детям с ОВЗ  активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Музыкальное занятие мы всегда начинаем с эмоционального настроя -

приветствия, ритмической разминки с элементами самомассажа.  Пропевая простейшую мелодию, называем различные части тела – приветствуем их лёгкими похлопываниями рук. Приветствие себя в этом мире (своего физического и духовного тела) направлено на осознание собственного тела и координирование вокально-речевой интонации с движением.

На занятиях я регулярно включаю пальчиковую гимнастику с использованием  методического пособия «Волшебные Гонзики» побуждает ребёнка к диалогу, стимулирует развитие речи, помогает побороть излишнюю робость и застенчивость.

Неотъемлемой частью занятия является артикуляционная гимнастика, которая  побуждает детей управлять своим   артикуляционным аппаратом. В эту  часть занятия я включаю  дыхательные упражнения, разминку языка, губ, лицевых мышц и как результат –  ребёнок с аутичным спектром поведения начинает рефлекторно повторять за педагогом.

Ещё одна составляющая занятия – работа над песенным репертуаром. Пение организует правильное дыхание, формирует и облегчает дикцию. Помогает ребёнку ярче переживать эмоциональные состояния героев песен. Репертуар, исполняемый детьми с ОВЗ, подбирается мной в соответствии с возрастными особенностями, а также с учетом психо-физиологических проблем.

Одним из любимых видов музыкальной деятельности у детей с ОВЗ является игра на музыкальных инструментах.

С нового учебного года стала включать   музыкально-ритмические упражнения с использованием степ-платформ, которые вырабатывают коммуникативные навыки взаимодействия с партнерами, развивают восприятие чувства ритма, координируют  движения, развивают координационные способности, мышечную силу, гибкость, выносливость. Используя  степ-аэробику во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях мы решаем многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные.

В заключении музыкального занятия использую релаксационные упражнения, позволяющие снять напряжение и возбуждение, а в некоторых случаях и сконцентрировать внимание.

  Один и тот же музыкальный материал использую многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить.

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья   позволяет решить одну из самых главных задач, которую мы ставим перед педагогами и родителями. Она  направлена на подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности и обучению в школе.

Примеры музыкальных игр

  1. Игры для активации и развития системы регуляции психического тонуса: Волшебный инструмент», «Большие ноги», «Игра с мягкими игрушками», «По кочкам», «Маленький ёжик», «Мы - деревья», «Передача инструмента с чётким ритмом». Дети двигаются под бодрую или спокойную музыку. Начинается одновременная работа зрительного, слухового, двигательного анализаторов.

2.Игры для развития пространственно-временных представлений: «Если нравится тебе», «Про бабушку», «У оленя дом большой», «Птички», «Я -иголка», «К барабану», «Королева». Дети поют и играют вместе с педагогом, подпевают окончание фраз или эмоционально интонируют голосом.

3.Игры для формирования процессов программирования и контроля деятельности: «Дирижирование», «Ладошки», «Падай, падай и замри!», «В нашей группе», «Игра с обручем», «Шляпа», «Музыкальные стулья». Дети выполняют танцевальные движения с атрибутами и без них  в медленном темпе под музыку.

4.Игры для развития межполушарного взаимодействия. Разучиваем различные движения и действия двумя руками и ногами: «Симметричная игра на музыкальном инструменте», «Игры с предметами», «Ассиметричная игра на музыкальных инструментах».

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше.  Дети не только пассивно слушают музыку (дети очень музыкальны), но и создают её - поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

 Музыка  является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я.  И пусть эти дети всё выполняют не так чётко и ритмично, как здоровые, но они танцуют, поют и играют, получая от этого радость и удовольствие.  Они верят в себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

Музыкальная деятельность, как средство социализациии дошкольников в условиях инклюзивного образования

С каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. В статье раскываются особенноости музыкального обуче...

Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"

Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"...

Обобщение опыта по теме "Лепбук-современное средство развития дошкольников"

данный материал предназначен для воспитателей детских садов и раскрывает возможности лепбука, как современного и эффективного способа развития современных дошкольников....

Презентация опыта работы по применению педагогической технологии социализации дошкольников "Дети-волонтеры" в разновозрастной группе

Внедрение инновационной технологии организации образовательного процесса "дети-волонтеры", посредством формирования опыта взаимоотношений и сотрудничества детей младшего и старшего дошкольно...