«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике

Гачак Анна Александровна
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево

структурное подразделение детский сад №6

Отчет по самообразованию

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей

дошкольного возраста»

F:\hello_html_7f630013.jpg

Составила: учитель – логопед

Гачак А.А.

пгт Серышево

2020 г.

Учите  ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам –

 он будет долго  и напрасно мучиться,

но свяжите  двадцать таких

слов с картинками, и он усвоит на лету».

(К. Д. Ушинский)

Актуальность

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

В практике логопедической работы все чаще встречаются дети с нарушением речи. В силу ряда причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Поскольку речевые и психические процессы взаимосвязаны, при речевых нарушениях должно осуществляться комплексное воздействие, включающее не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических функций: внимания, памяти, мышления.

Существуют разнообразные традиционно используемые приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в этом направлении. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хочется поделиться эффективными приемами работы в развитии речи на основе мнемотехники, т.к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту.

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Цель:

Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

Задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять инструкции;
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять и воспроизводить их;
  4. Способствовать развитию всех сторон речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики;
  5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  6. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

Практическая значимость:

Создание картотеки мнемотаблиц, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Особенность методики  - применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Мнемотехника строится от простого к сложному.

Ее можно разделить на три этапа.

1 этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов.

2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Как  же происходит запоминание? Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста.  

  В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет гораздо быстрее вспомнить стихотворение.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

  • знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
  • знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
  • замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Мнемотаблицы-схемы используются:

  • При отгадывании загадок
  • Для акустической и артикуляционной характеристики звуков
  • При автоматизации звуков
  • При заучивании стихотворений
  • При пересказе художественной литературы
  • При составлении предложений
  • Для обогащения словарного запаса
  • При составлении описательных рассказов.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т. к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.  На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Таким образом, мнемотехника способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна. Она не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки преподавателей. Положительный результат от введения предлагаемой технологии появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи, звукопроизношения, подготовке к обучению грамоте у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Список литературы:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
  5. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
  7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
  9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
  10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
  11. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  12. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
  13. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
  14. http://logopediya.com/
                       http://festival.1september.ru/articles/556663/
                       http://ipk74.ru/
                       http://www.boltun-spb.ru
                       http://www.logoped.ru/
                       http://logoped18.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...