занятие по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений для детей старшей группы с тнр
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скорадешкина Наталья Михайловна

занятие по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений для детей старшей группы с тнр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скорадешкина Наталья Михайловна,

Воспитатель высшей категории,

МБДОУ «детский сад №124»,

г. Дзержинск

«Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи»

(материал из опыта работы)

Материал из данного опыта накапливался в течение двух лет в результате работы с воспитанниками подготовительной к школе и старшей групп в МБДОУ «детский сад №124. Данное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Предлагаемый опыт создан на основе апробации методов кинезиологии в условиях ДОУ.

Количество детей с ОВЗ постоянно увеличиваетсяСнижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается. [4]

Для данного контингента воспитанников (дети с ТНР) характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения. Среди психологических характеристик детей с ТНР — быстрая истощаемость, замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция. [7]

Чтобы поддержать познавательную активность детей данной категории, развить их мыслительные процессы, преодолеть имеющиеся у дошкольников нарушения, укрепить психофизическое здоровье - мы решили использовать методы кинезиологии для проведения комплексной психокоррекционной работы.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. [5]

Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.   

Следовательно, развивающая работа на основе методов кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот [2].

Понятие методы кинезиологии достаточно обширное. В своей работе в рамках дошкольного учреждения мы использовали такие методы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры (так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра) и кинезиологические сказки.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения для развития мелкой моторики - воздействуют на активные точки, связанные с корой головного мозга, косвенно воздействуют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовят руку ребенка к овладению навыками письма. [3]

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. [5]

Телесные кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Снижают заболеваемость, утомляемость детей, повышают стрессоустойчивость организма, работоспособность, совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю, способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростых жизненных ситуациях. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка. [6]

Кинезиологические игры – прививают ребенку интерес к выполнению упражненийс помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху.

Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.  Из разученных упражнений создается целая история (сказка) и эффективность увеличится в несколько раз.

И в своем опыте мы хотим представить примерную систему занятий по активизации мыслительной и речевой деятельности с помощью кинезеологических упражнений, кинезиологических игр и сказок.

Воспитанники подготовительных к школе групп нашего детского сада с удовольствием занимались кинезиологическими упражнениями, им было интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения, всегда знали, что данные упражнения помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта давал больше пользы, чем наскучившие методы развития ребенка, тем или иным навыкам

и умениям.

Изучив достаточное количество литературы и практических материалов по кинезиологии, мы решили использовать полученные знания в работе с детьми нашего детского сада.

Учитывая все выше сказанное, мы определились с темой проекта: «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Место проекта в системе работы службы психологического сопровождения ДОУ

Проект занимает определенное место в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи. Является выражением одного из приоритетных направлений деятельности педагога-психолога, а именно корреционно-развивающего в системе работы воспитателя МБДОУ 124.

Цель: 

Создание психолого-педагогических условий, для интеллектуального развития детей с тяжелыми нарушениями речи, при помощи методов кинезиологии.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Подобрать систему кинезиологических упражнений, способствующих коррекции речевых нарушений и развитию мыслительной деятельностии детей старшего дошкольного возраста.

2. Улучшить зрительно-моторную координацию.

3. Способствовать развитию общей и мелкой моторики.

4. Способствовать развитию познавательных психических процессов у воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь).

5. Повысить способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю.
6. Снизить психоэмоциональное напряжение у детей «группы риска».

Участники проекта

Воспитанники подготовительных к школе групп детского сада, педагоги, родители.

Тип проекта

Долгосрочный

Вид проекта

Практико-ориентированный

Этапы реализации проекта

Для реализации данного проекта были определены 4 этапа:

I – организационно-методический

Задачи данного этапа:

1. Изучение литературы по проблеме.

2. Подбор программно-методического обеспечения.

3.Создание методической подборки кинезиологических упражнений и развивающих игр, кинезиологических сказок.

4. Постановка проблемы, определение цели и задач.

За основу были приняты:

  • Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона;
  • Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Нищева Н.В.

5. Обучение педагогов.

Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет показана презентация, мастер-класс, на  котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.

6. Работа с родителями.

На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения.

II – диагностический

Цель данного этапа – определить уровень развития познавательных психических процессов у воспитанников подготовительных к школе групп. Определить уровень развития межполушарного взаимодействия у детей.

III этап – коррекционно-развивающий.

Цель данного этапа: Провести коррекционно-развивающую работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста, входящих в «группу риска», на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, восприятия, развитие мелкой и общей моторики используя комплексы упражнений кинезиологической гимнастики. Данная коррекционно-развивающая работа должна опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру, учитывать возрастные особенности психических процессов дошкольников.

IV этап – Контрольный (диагностический)

Цель – провести итоговую контрольную диагностику параметров и функций развития ребенка, на которые была направлена коррекционно-развивающая работа, с целью оценки эффективности данного проекта. На данном этапе сравниваются два среза: перед началом проведения коррекционных занятий и после проведения коррекционной - развивающей работы.

Ожидаемый результат проекта:

Воспитанники подготовительных к школе групп успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:

  • улучшить зрительно-моторную координацию;
  • развить мелкую и общую моторику;
  • повысить способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;
  • снизить психоэмоциональное напряжение у детей «группы риска»;
  • развить познавательные психические процессы у воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь).
  • повысить стрессоустойчивость организма;
  • повысить уровень эмоционального благополучия;

Условия реализации проекта:

  • Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности (на подгрупповых занятиях)
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
  • Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Психолог следит за правильностью выполнения заданий.
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет три недели.

Все упражнения педагог-психолог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей) [7].

Обследование воспитанников в начале учебного года проводилось с согласия родителей (законных представителей), с целью выявления воспитанников «группы риска». Изучение проводилось при помощи методики Л.А.Ясюковой «Изучение готовности детей 6-7 летнего возраста к школьному обучению». Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия – проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис.

Контрольная диагностика проводится после реализации проекта (проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием кинезеологических упражнений).

Содержание проекта

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз – «отдыхалочек», так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

 Релаксационные упражнения способствуют снятию напряжения, расслабляют. Каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд.

Телесные упражнения снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивают межполушарное взаимодействие [2]. Обездвиженный ребенок не обучается!     Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Психолог следит за правильностью выполнения заданий.

   Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать три или более раз для другой стороны.
Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся (кумулятивный) эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов [2].

Планирование комплексов кинезиологических упражнений

Месяцы

Комплекс кинезиологических упражнений

Сентябрь

Колечко

Думающая шляпа

Корзинка

Очки

Зеркальное рисование

Ухо-нос

Октябрь

Цепочка

Домик

Дом-ёжик - замок

Гусь-курица-петух

Лезгинка

Ноябрь

Кулак-ребро-ладонь

Фонарик или

лягушка

Зайчик-колечко-цепочка

Мышка

Перекрестные шаги

Думающая шляпа

Декабрь

Флажок- рыбка- лодочка

Птичка летит

Цветок

Колечко

Зеркальное рисование

Ухо-нос

Январь

Солнышко-заборчик- камешки

Колечко

Сарай-дом с трубой – пароход

Флажок – рыбка – лодочка

Зайчик –коза – вилки

Февраль

Зайчик- колечко-цепочка

Гусь – курица –петух

Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками

Ладошка

Ухо-нос

Дом – ежик – замок

Март

Дом – ежик – замок

Фонарики

Лезгинка

Зеркальное рисование

Локоть к колену

Апрель

Локоть к колену

Зайчик – коза - вилка

Флажок – рыбка – лодочка

п/п

Название упражнения

Описание упражнения

Изображение

КОМПЛЕКС 1

Упражнения для развития кинестетической основы движений руки (выполняются без речевого сопровождения)

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

1.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

hello_html_ma00df85.jpg

2

Думающая шляпа

Мягко расправить и растянуть одноименной рукой каждый внешний край уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха – пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз пять раз.

hello_html_m2ed8f781.png

На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а так же лучше слушать и говорить.

3.

Корзинка

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

hello_html_m7148edde.gif

4.

Очки

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

hello_html_m2919ded6.jpg

5.

Зеркальное рисование

Взять чистый лист бумаги, в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

hello_html_m4ff2ca8c.jpg

6.

Ухо – нос

Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

hello_html_m5c7798e6.jpg

КОМПЛЕКС 2

1.

Цепочка

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце.

Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. В этом упражнении участвуют все пальчики.

hello_html_203e3134.gif

2.

Домик

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

hello_html_m19da5acc.gif

3.

Дом-ёжик-замок

Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить,

Ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки,

Замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести

hello_html_m1dfc7bbf.jpghello_html_md9f3297.jpg

hello_html_63442ba9.jpg

4.

Гусь-курица-петух

Гусь – ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой;

Курочка – ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении;

Петух – ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок

hello_html_m66178ad0.jpg

5.

Лезгинка

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

hello_html_41c01077.png

КОМПЛЕКС 3

1.

Кулак - ребро-ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10раз

hello_html_m345583d.png

Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

2.

Фонарик

или

Лягушка

 Исходное положение: две ладони лежат на столе. Затем на одной руке пальцы сжимаются в кулачок, вторая ладонь остается без изменений. Потом ладони меняются. Так продолжать 20-30 сек, постепенно увеличивая темп.

hello_html_41f84039.png

3.

Зайчик-колечко-цепочка

Вышел зайка На крылечко. Потерял Своё колечко. Зайку мы приободрили И цепочку в дар купили.

*Зайчик на крылечке Отыскал колечко, А свою цепочку Приберёг для дочки.

hello_html_62819318.jpg

4.

Мышка

Исходное положение. 

Мизинец и указательный палец согнуты — это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после — двумя руками одновременно.
Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, 
Чтоб услышать шорох кошки, Что крадётся по дорожке.

hello_html_3e10f75a.jpg

5.

Перекрестные шаги 

1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.

Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.

hello_html_78a47217.jpg

6.

Змейка

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

hello_html_mbfd60a2.png

КОМПЛЕКС 4

1.

Флажок- рыбка- лодочка

Плавничок, Как флажок У рыбки-малютки Словно лодочка плывет - Говорю без шутки. *** Что за красный флажок Рыбка увидала? Это лодочка к ней Тихо подплывала.

hello_html_m1529f83d.jpg

2.

Птичка летит

Исходное положение. 

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими.
Птички летели, 
(помахать «крыльями»)
Сели — посидели,
(прижать ладони к груди)
Дальше полетели.

hello_html_66f731c5.jpg

3.

Цветок

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.
Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Солнце поднимается — 
Цветочек распускается! 
Солнышко садится — 
Цветочек спать ложится
.

hello_html_m38a351.jpg

4.

Сарай - дом с трубой – пароход

*Пальцы рук соединить под большим углом – «крыша»

*Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

*Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это «труба»

hello_html_m787c1c93.jpg

5.

Симметричные рисунки

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

hello_html_m6653d7c1.jpg

6.

Зайчик-колечко-цепочка

 Вышел зайка на крылечко.

Потерял Своё колечко. Зайку мы приободрили

И цепочку в дар купили.

**** Зайчик на крылечке Отыскал колечко,

А свою цепочку Приберёг для дочки.

hello_html_425bb2be.jpg

7.

Ножницы-собака-лошадка

« Ножницы-собака-лошадка» Катя ножницы берёт И собачку подстрижёт, А потом с лошадкой Поиграет в прятки. **** Ножницы стригут без брака: Вот подстрижена собака, Налысо - лошадка! Ей пришлось несладко. Улыбнулись куклы дружно: Поменять ей имидж нужно.

hello_html_m7c8cc369.jpg

Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие, позволяют расширить поле зрения. Разнообразные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнение «Восьмерки для глаз»

Исходное положение: сидя, держать голову прямо и расслабленно. Следить глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8-ку» (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Выставить руку вперед, поднять большой палец на уровне

переносицы и начать движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными. Следить за движением большого пальца только глазами. Выполнить упражнение 3-4 раза.

hello_html_3c8ec022.png

Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

hello_html_49cf42df.jpg

Глаз – путешественник

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный психологом.

hello_html_56a94a96.png

Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

hello_html_m4fac41c6.jpg

Кинезиологическая сказка для детей.

«Две обезьянки».

(способ организации – сидя за столом)

Жили-были две веселые обезьянки (упражнение «ухо-нос»). Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборо). Обезьянки очень любили корчить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык (Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его). Однажды они увидели на высокой пальме (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму (Руки поставить перед лицом, ладонями от себя. Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки очень обрадовались и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

Заключение

    Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии речи.

      Данный опыт работы – часть системной предшкольной подготовки, которая построена на ведущей деятельности дошкольника – игре. Он основывается на принципах личностно-ориентированного подхода к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей.

Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю. Польза, которую приносят эти упражнения – колоссальная. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие [8].

У дошкольников с ТНР улучшается зрительно-моторная координация, развивается общая и мелкая моторика, познавательные психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь), повышается способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю, снижается психоэмоциональное напряжение. Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение. Ведь движение – это жизнь!

Список литературы:

1. Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.

2. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масагутовой, Москва, 1997 г.

3. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

7. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.

8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.

9. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.