Развитие социального интеллекта у старших дошкольников с ТНР: из опыта работы.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Павлова Алла Николаевна

Формирование эффективного поведения в ситуации взаимодействия, на примере дразнилок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnogo_intellekta_1.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социального интеллекта у старших дошкольников с ТНР: из опыта работы.

Павлова А.Н., Зиновьева Н.В., Никитина Т.Г.

МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» города Чебоксары, Pavlova-fox.80@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматривается развитие социального интеллекта у старших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. Показано использование игровых приёмов и проблемных ситуаций с целью обеспечения успешной социализации детей. Представлен материал по формированию эффективного поведения в ситуации взаимодействия, на примере дразнилок.

  Ключевые слова: социальный интеллект, дошкольники, социально-коммуникативное развитие.

Цель: развитие социального интеллекта через решение проблемных ситуаций.

Задачи:

- формировать коммуникативные навыки в коллективе сверстников;

- формировать умение предвидеть последствия поведения, способность анализировать ситуации, делать выводы и заключения;

- развивать умение распознавать эмоции по мимике;

- развивать способности действовать сообразно ситуации;

- развивать координацию речи с движением;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На свете есть школа такая простая:

В ней можно учиться, страниц не листая!

Любому в той школе полезно учиться,

И каждый в ней может легко отличиться!

Известная школа, но адреса нет:

Она занимает всю нашу планету!

И все потому, что это школа поведения. Предлагаю вам отправиться  в увлекательное путешествие, где мы научимся дружить и не обижаться.

«Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы».

2. Основная часть.

- А сейчас послушайте стихотворение:

Вот сынок пришёл и хнычет,

Что его грязнулей кличут.

- Если бы грязнулей был,

Разве бы я руки мыл?

- Где ж ты руки вымыть смог?

- В луже! - выпалил сынок.

- Ай-ай-ай, сынуля!

Ты и впрямь грязнуля!

Проблемные вопросы:

- Кто такой грязнуля?

- В каких ситуациях человек может испачкаться?

- Что такое обида?

- Стоит ли обижаться на слово «грязнуля»?

- Как ещё можно реагировать на слово «грязнуля»?

Разбор ситуаций:

1. Шёл мальчик, споткнулся, упал в лужу. Его можно назвать грязнулей?

2. Когда человек не моет руки после прогулки, носит грязную одежду. Его можно назвать грязнулей?

Физкультминутка

На дороге, у развилки

Повстречались две Дразнилки.

(ходьба на месте)

Повстречались, подразнились,

(повороты головы вправо-влево)

Не сдержались – и сцепились!

(сцепить пальцы рук)

Прибежали Разнималки –

Помешали перепалке.

(бег на месте)

И к развилке на кобылке

Прискакали две Мирилки.

(подскоки на месте)

- Скажите, а для чего нужны дразнилки? В каких ситуациях "выкрикиваются дразнилки"?

«Обидная — не обидная дразнилка»  (вариант использования игры «Хорошо-плохо», технология ТРИЗ). Прослушивание в аудиозаписи ситуаций и дразнилок к ним.

- Когда вас дразнят, обзывают другие ребята, чем вы можете им ответить? А какую отговорку вы знаете? А еще можно использовать такие отговорки - отвечалки:

         Обзывайся целый век,

Всё равно я – человек.

     Обзывайся, хоть охрипни,

     Ничего ко мне не липнет!

- Ребята, надо ли тратить себя на обиды? Лучше ли на всех обижаться, но быть одному? А сейчас давайте дразниться, смеяться, ни на кого не обижаться. Предлагаю отхлопать дразнилку различными способами.

– А сейчас я предлагаю вам игру «Покажи мою эмоцию» 

Цель: умение различать мимику, самостоятельно и сознательно пользоваться мимикой для выражения эмоций.

Дети делятся на пары. У детей на голове ободки с кармашками, куда взрослый вставляет картинки, на которых лица с изображением разных эмоций. Один ребенок смотрит на картинку и мимикой показывает эмоцию, другой должен понять и назвать её. Потом меняются ролями.

3. Рефлексия

- Сегодня наше путешествие по школе поведения заканчивается, но оно не последнее. Предлагаю на память о первом путешествии сделать друг другу подарок. Только он будет не настоящий, а выдуманный: его можно показать жестами, звуками, описать словами. (Воспитатель дает пример как можно подарить выдуманный подарок). Игра «Сделаем по кругу подарок друг другу»

Литература:

1. Базылева И. А. Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дразнилка – фольклорный жанр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-neposredstvenno-organizovannoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-starshej-gruppe.html (дата обращения: 12.03.2020)

2. Еремеевы Сергей и Марина.  Школа поведения всем на загляденье. Этикет для малышей. – М.: Издательство РООССА, 2014. - 144с.

3. Микляева Н. В. Социальный интеллект дошкольников особенности развития // Казанский педагогический журнал. - 2016. -  № 5. - С. 1-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в семье»

Данная памятка содержит практические рекомендации,как в условиях семьи простыми и доступными способами развивать социальный интеллект и инициативу дошкольников....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников»....

Развитие социального интеллекта у младших дошкольников

Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии  с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития ...