Развитие социального интеллекта у младших дошкольников
статья (младшая группа)

Васильева Ольга Александровна

Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии  с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития способности к активной социокультурной адаптации. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу   определяется   проявлением   такого   свойства   личности   как   социальный интеллект.   В   свою   очередь   социальный   интеллект   представляет   собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать   отношение   к   самому   себе,   прогнозировать   результаты   своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих.

  Работа интеллекта позволяет человеку строить разные варианты «картины мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности   интеллектуального   овладения   ситуацией,   и   соответственно, особенности поведения в этой ситуации.

     Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей,  умение   налаживать   гармоничные   отношения   с   окружающими.   Эта способность   необходима   для   эффективного   межличностного   взаимодействия   и успешной социальной адаптации.

Понятие «социальный интеллект» было введено в психологическую науку американским психологом Э.Торндайком в 20 – х г. ХХ в. С его точки зрения – это глубина понимания и дальновидность в межличностных отношениях. Ряд исследователей рассматривают его как возможность успешной социальной адаптации.

Отправной точкой в развитии социального интеллекта можно считать возраст 3-4 года, так как в этом возрасте ребенок начинает социализироваться, учится взаимодействовать с окружающими, сверстниками, знакомится с социальными нормами и правилами поведения в обществе.

Общепризнанно, что главным фактором развития социального интеллекта в дошкольном детстве является семья. Прежде всего, родители, с их любовью, заботой, нежностью к детям, доброжелательностью к людям в целом.

Роль педагога в этой связи – не столько учить, сколько помогать   ребёнку,   осваивать   окружающий   мир,   помогать   находить   смысл   в совместной   деятельности,   ставить   цели,   планировать   и   организовывать   свои действия. В числе важных предпосылок развития умения адаптироваться в обществе выступает дошкольная группа, которая является первой социально- психологической общностью или детским обществом, где происходит развитие общения, формируются взаимоотношения в разных видах деятельности. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Благоприятная социальная среда в группе детского сада     стимулирует   развитие   коммуникативной   способности   каждого   ребенка.

Именно   коммуникативно   -   способные   дети   становятся   инициаторами взаимодействия в совместных играх и других видах деятельности. Они являются лидерами в группе, нередко организовывают игры, выбирая ведущие роли, развивая сюжет и замысел игры. Они не боятся проявлять способности и инициативу.

Количество объединяемых детей в играх трехлетних лидеров колеблется от 2-3 до 6- 8   человек.   Такие   дети   очень   тонко   чувствуют   рядом   с   собой   человека,   его индивидуальность и  в общении  могут учесть ее. Во время конфликтов лидеры могут   обидеть   другого,   а   при   налаживании   отношений   используют   те   виды деятельности,  к которым стремится обиженный, но не любит заниматься сам лидер.

Такая тенденция проявляется у детей с признаками социальной одаренности не только в общении с родными, но и в детском коллективе. Так, будучи инициатором и организатором   игры,   они   помогают   распределить   роли,   игрушки,   каждому конкретному участнику найти наиболее подходящую из них (с учетом не только возраста, пола, но и психофизического состояния) проявляя свою психофизическую и социально – психологическую наблюдательность. При этом в игре они не всегда исполняют главные роли. Но даже будучи на второстепенных ролях, такие дети продолжают   фактически   руководить   игрой.

  Владеющий   организаторскими способностями ребенок,  как правило, притягателен для сверстников. Они тянутся к нему,   ценят   его   расположение.   Очень   важно,   однако,   чтобы   эти   способности сочетались с нравственной направленностью.

Сюжетная игра  -  любимая игровая деятельность дошкольников.  Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности:   голоса, пантомимики, мимики, жеста.   Дети любят самостоятельно   распределять   роли,   проигрывают   их,   облачая   себя   в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети   возлагают   на   себя   разные   социальные   роли   старших   по   возрасту,   что способствует   расширению   рамок   социального   познания.     Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.

Педагогический   эффект   выбора   социальной   роли   неоспорим.   Осваивая социальную роль, дети  приобретают более полный жизненный опыт,  насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют  знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

Первые признаки нравственной направленности на людей можно наблюдать в играх младших дошкольников, когда более развитый ребенок заботится о младшем, о слабо развитом психологически ребенке, играя роль мамы, или воспитателя, особенно это заметно в ведущем виде деятельности – игре. Впрочем, бывает и иначе.

Случается, что в игру не принимают малоактивного малыша, или еще лучше, когда ребенок пытается задобрить лидера каким – то подношением: я тебе машинку принес,   ты  возьмешь   меня  в  игру...Мы  ошибаемся,   когда  думаем,  что  такое случается   только   у   взрослых.   Преобладание   мотивов   личной   выгоды   во взаимодействии со сверстниками (возьму в игру, если дашь мне свой велосипед, игрушку) может негативно сказаться как на детском обществе, так и на самом лидере (нередко манипулирующем на окружающих, унижая их).

Педагогу необходимо организовать свою работу по развитию социального интеллекта, включив в нее разнообразные формы работы: беседы, ситуации общения, дидактические и коммуникативные игры, рассматривание картин, обсуждение ситуаций, чтение художественной литературы, игры-драматизации Дней вежливости, Именинника, Семьи и др.

 Например, День именинника – здесь очень ярко выражаются симпатии детей, когда именинник выбирает себе партнера для танца.  Можно также в традиции группы ввести «Календарь настроения» - детям очень нравится выбирать себе картинки с эмоциями, таким образом, они учатся оценивать свое эмоциональное состояние и видеть состояние других детей. Дидактическая игра «Свет мой зеркальце, скажи…» - дает возможность ребенку оценить свой поступок, настроение, эмоциональное состояние. Также необходимо организовать дидактическую игру «Это кто такой хороший», которая станет традиционной в утренний период, в процессе игры дети оценивают достоинства друг друга (формируется положительное отношение к сверстникам). Для создания детских игровых сообществ в группе я использую такие игры: «Похлопаем, потопаем», «Погремушки», этюд «Здравствуй, носик»!»,  «Маша», «Кувшинчик», «Свое имя повтори», беседа «Мои друзья» и др.

 

В заключение важно подчеркнуть:  младший  дошкольный возраст сензитивен для социального   познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально- волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной   роли.     Целесообразно   организованная   социальная   среда   детского учреждения   полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает   его   к   новому   социальному   качеству,   развитие   социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnogo_intellekta_u_mladshih_doshkolnikov.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социального интеллекта у младших дошкольников

Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены

обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии  с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития способности к активной социокультурной адаптации. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу   определяется   проявлением   такого   свойства   личности   как   социальный интеллект.   В   свою   очередь   социальный   интеллект   представляет   собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать   отношение   к   самому   себе,   прогнозировать   результаты   своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих.

  Работа интеллекта позволяет человеку строить разные варианты «картины

мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности   интеллектуального   овладения   ситуацией,   и   соответственно, особенности поведения в этой ситуации.

     Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение

людей,  умение   налаживать   гармоничные   отношения   с   окружающими.   Эта способность   необходима   для   эффективного   межличностного   взаимодействия   и успешной социальной адаптации.

Понятие «социальный интеллект» было введено в психологическую науку американским психологом Э.Торндайком в 20 – х г. ХХ в. С его точки зрения – это глубина понимания и дальновидность в межличностных отношениях. Ряд исследователей рассматривают его как возможность успешной социальной адаптации.

Отправной точкой в развитии социального интеллекта можно считать возраст 3-4 года, так как в этом возрасте ребенок начинает социализироваться, учится взаимодействовать с окружающими, сверстниками, знакомится с социальными нормами и правилами поведения в обществе.

Общепризнанно, что главным фактором развития социального интеллекта в

дошкольном детстве является семья. Прежде всего, родители, с их любовью, заботой, нежностью к детям, доброжелательностью к людям в целом.

Роль педагога в этой связи – не столько учить, сколько помогать   ребёнку,   осваивать   окружающий   мир,   помогать   находить   смысл   в совместной   деятельности,   ставить   цели,   планировать   и   организовывать   свои действия. В числе важных предпосылок развития умения адаптироваться в обществе выступает дошкольная группа, которая является первой социально- психологической общностью или детским обществом, где происходит развитие общения, формируются взаимоотношения в разных видах деятельности. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Благоприятная социальная среда в группе детского сада     стимулирует   развитие   коммуникативной   способности   каждого   ребенка.

Именно   коммуникативно   -   способные   дети   становятся   инициаторами

взаимодействия в совместных играх и других видах деятельности. Они являются лидерами в группе, нередко организовывают игры, выбирая ведущие роли, развивая сюжет и замысел игры. Они не боятся проявлять способности и инициативу.

Количество объединяемых детей в играх трехлетних лидеров колеблется от 2-3 до 6- 8   человек.   Такие   дети   очень   тонко   чувствуют   рядом   с   собой   человека,   его индивидуальность и  в общении  могут учесть ее. Во время конфликтов лидеры могут   обидеть   другого,   а   при   налаживании   отношений   используют   те   виды деятельности,  к которым стремится обиженный, но не любит заниматься сам лидер.

Такая тенденция проявляется у детей с признаками социальной одаренности не только в общении с родными, но и в детском коллективе. Так, будучи инициатором и организатором   игры,   они   помогают   распределить   роли,   игрушки,   каждому конкретному участнику найти наиболее подходящую из них (с учетом не только возраста, пола, но и психофизического состояния) проявляя свою психофизическую и социально – психологическую наблюдательность. При этом в игре они не всегда исполняют главные роли. Но даже будучи на второстепенных ролях, такие дети продолжают   фактически   руководить   игрой.

  Владеющий   организаторскими способностями ребенок,  как правило, притягателен для сверстников. Они тянутся к нему,   ценят   его   расположение.   Очень   важно,   однако,   чтобы   эти   способности сочетались с нравственной направленностью.

Сюжетная игра  -  любимая игровая деятельность дошкольников.  Играя

роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности:   голоса, пантомимики, мимики, жеста.   Дети любят самостоятельно   распределять   роли,   проигрывают   их,   облачая   себя   в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети   возлагают   на   себя   разные   социальные   роли   старших   по   возрасту,   что способствует   расширению   рамок   социального   познания.     Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.

Педагогический   эффект   выбора   социальной   роли   неоспорим.   Осваивая социальную роль, дети  приобретают более полный жизненный опыт,  насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют  знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

Первые признаки нравственной направленности на людей можно наблюдать в играх младших дошкольников, когда более развитый ребенок заботится о младшем, о слабо развитом психологически ребенке, играя роль мамы, или воспитателя, особенно это заметно в ведущем виде деятельности – игре. Впрочем, бывает и иначе.

Случается, что в игру не принимают малоактивного малыша, или еще лучше, когда ребенок пытается задобрить лидера каким – то подношением: я тебе машинку принес,   ты  возьмешь   меня  в  игру...Мы  ошибаемся,   когда  думаем,  что  такое случается   только   у   взрослых.   Преобладание   мотивов   личной   выгоды   во взаимодействии со сверстниками (возьму в игру, если дашь мне свой велосипед, игрушку) может негативно сказаться как на детском обществе, так и на самом лидере (нередко манипулирующем на окружающих, унижая их).

Педагогу необходимо организовать свою работу по развитию социального интеллекта, включив в нее разнообразные формы работы: беседы, ситуации общения, дидактические и коммуникативные игры, рассматривание картин, обсуждение ситуаций, чтение художественной литературы, игры-драматизации Дней вежливости, Именинника, Семьи и др.

 Например, День именинника – здесь очень ярко выражаются симпатии детей, когда именинник выбирает себе партнера для танца.  Можно также в традиции группы ввести «Календарь настроения» - детям очень нравится выбирать себе картинки с эмоциями, таким образом, они учатся оценивать свое эмоциональное состояние и видеть состояние других детей. Дидактическая игра «Свет мой зеркальце, скажи…» - дает возможность ребенку оценить свой поступок, настроение, эмоциональное состояние. Также необходимо организовать дидактическую игру «Это кто такой хороший», которая станет традиционной в утренний период, в процессе игры дети оценивают достоинства друг друга (формируется положительное отношение к сверстникам). Для создания детских игровых сообществ в группе я использую такие игры: «Похлопаем, потопаем», «Погремушки», этюд «Здравствуй, носик»!»,  «Маша», «Кувшинчик», «Свое имя повтори», беседа «Мои друзья» и др.

В заключение важно подчеркнуть:  младший  дошкольный возраст сензитивен для социального   познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально- волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной   роли.     Целесообразно   организованная   социальная   среда   детского

учреждения   полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает   его   к   новому   социальному   качеству,   развитие   социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Рекомендации для родителей «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в семье»

Данная памятка содержит практические рекомендации,как в условиях семьи простыми и доступными способами развивать социальный интеллект и инициативу дошкольников....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников»....

Развитие социального интеллекта у старших дошкольников с ТНР: из опыта работы.

Формирование эффективного поведения в ситуации взаимодействия, на примере дразнилок....